НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 18.02.2021 № 2-3400/20

Дело № 2-403/2021 (2-3400/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2021 года г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе:

председательствующего судьи Мельникова И.В.

при секретаре Бикмухаметовой Г.Р.

с участием заявителя Пышной А.Т.,

представителя заинтересованного лица Почуевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пышной АТ к Межрайонной ИФНС России № 7 по ХМАО-Югре о восстановлении срока исковой давности, о взыскании суммы излишне уплаченного налога,

У С Т А Н О В И Л:

Пышной АТ обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит восстановит срок исковой давности, обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по ХМАО-Югре возместить из бюджета излишне уплаченный налог на доходы физических лиц с дохода в сумме 24 128 руб. 00 коп.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что в ноябре 2019 года ей стало известно, что в марте 2016 года излишне оплатила НДФЛ на сумму 24 128 руб.

27.11.2019 заявитель обратилась в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, в ответ на которое получила решение об отказе в зачете (возврате) налога в связи с пропуском срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы. Заявитель полагает, что отказом инспекции ее права нарушены, поскольку о факте излишне уплаченного налога и сумме она узнала только в ноябре 2019 года.

Заявитель Пышной АТ в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявления.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по ХМАО-Югре ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока подачи заявления.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и

сборы.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. ст. 21 и 78 НК РФ, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.

Как предусмотрено п. п. 1, 2 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 НК РФ, в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа.

В силу ч. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРИП Пышной АТ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 09.04.2004.

Согласно чеку-ордеру от (дата)Пышной АТ Межрайонной ИФНС России № 7 по ХМАО-Югре была уплачена денежная сумма в размере 24 128 руб.

27.11.2019 заявитель обратилась в Межрайонную ИФНС России № 7 по ХМАО-Югре с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.

Решением Межрайонной ИФНС России № 7 по ХМАО-Югре от 29.11.2019 Пышной АТ было отказано в возврате налога (сбора) на сумму 24 128 руб. в связи с пропуском срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы, поскольку заявление представлено по истечении трех лет со дня уплаты – переплата от (дата) по платежному поручению .

Разрешая заявленный иск суд учитывает, что согласно разъяснениям данным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные у налогоплательщика налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком. При этом корреспондирующий названной норме подпункт 5 пункта 3 статьи 45 НК РФ предусматривает, что в случае, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом. Принимая во внимание приведенные положения, определяющие характер обязанностей налогового агента, необходимо иметь в виду, что он перечисляет в бюджет сумму налога, обязанность по уплате которой лежит на налогоплательщике.

При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 июня 2001 года N 173-О, положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что устанавливающие трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате налога, направлены не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяют ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Кроме того, положение указанной правовой нормы, устанавливающее трехлетний срок на обращение налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, не ограничивает право налогоплательщика на обращение в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства о возврате налоговым органом излишне уплаченных сумм налога из бюджета в пределах общего срока исковой давности, установленного пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, исчисляемого со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Списание налоговым органом сумм излишне уплаченных налогов, в отношении которых истек срок, указанный в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, у налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, представляющих в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность и не направлявших в налоговый орган обращения с просьбой о списании указанных сумм, является неправомерным.

Вместе с тем, исчисление срока исковой давности на предъявление требований о возврате излишне уплаченных сумм налога ставится в зависимость от даты представления налоговой декларации, а не с момента перечисления авансовых платежей.

Более того, в соответствии с вышеуказанными нормативными предписаниями, названный срок не может быть исчислен налогоплательщиком по своему усмотрению, с учетом того, что законом регламентирован порядок исчисления данного срока.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок, Пышной АТ не представлено.

При этом ее довод о неисполнении налоговым органом обязанности по сообщению налогоплательщику об излишней уплате налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство само по себе не изменяет установленный порядок исчисления срока давности для возврата налога, подлежащего самостоятельному исчислению налогоплательщиком.

На основании изложенного, учитывая истечение установленного законодательством РФ срока подачи на заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога, уплаченного в марте 2016 года в размере 24 128 руб., суд признает требования Пышной АТ необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Пышной АТ к Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по ХМАО-Югре о возврате излишне уплаченного налога из бюджета отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия, в апелляционную инстанцию суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с подачей жалобы через Нефтеюганский районный суд.

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)

(иные данные)