2-614/2022 ~ М-230/2022
86RS0№-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В., при секретаре Фаргер А.В., с участием представителя истцов адвоката Кривули Ю.Е., представителя ответчика Департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района Шаяхметовой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова К. В., Фролова А.К. к Департаменту имущественных отношений администрации Нефтеюганского района о возложении обязанности исключить суммы дохода, подлежащие налогообложению, предоставить в налоговый орган справки о доходах с номером корректировки 99(аннулирующая),
УСТАНОВИЛ:
Фролов К.В., Фролов А.К. обратились в суд с вышеуказанным иском.
Требования мотивированы тем, что (дата) между Фроловым К.В., Фроловым А.К. и ДИО администрации Нефтеюганского района, действующего от имени собственника муниципального образования Нефтеюганского района, заключён Договор купли-продажи жилого помещения (квартиры), заключенного в целях обеспечения жителей Нефтеюганского района жилыми помещениями, соответствующими санитарно-техническим нормам и требованиям, путем переселения из непригодного для проживания жилья и квартиры, передаваемые по договорам купли-продажи,
Согласно пункту 2.1 Договора купли-продажи рыночная стоимость квартиры составила 2345000 руб. на основании заключения об оценке, согласно пункту 2.2 Договора купли-продажи фактически сложившаяся стоимость квартиры на основании справки Управления капитального строительства от 17 февраля 2011 года № 151/04, определяющей стоимость квадратного метра общей площади квартир в 26102,96 руб., составляет 1401728,95 руб.. Согласно пункту 2.3 Договора купли-продажи Покупатели уплачивают Продавцу долю собственных средств в размере 50% от фактически сложившейся стоимости квартиры, что составляет 700 864,48 руб.
Общая долевая собственность истцов на квартиру, расположенную по адресу: Нефтеюганский район, пгт.(адрес), зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости (дата), истцы стали собственниками названной квартиры и получили доход в натуральной форме.
Ответчик направил в налоговый орган в отношении истцов справки 2- НДФЛ, согласно которым истцы в 2020 году получили доход в натуральной по форме по 822 067,76 руб., из которых не был удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13%.
Межрайонная ИФНС № по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре направила истцам налоговые уведомления от 1 сентября 2021 года о необходимости уплатить до 1 декабря 2021 года налог на доходы физических лиц, с учётом того, что налоговым агентом Департаментом имущественных отношений в 2020 года не был удержан НДФЛ с дохода 822 067,76 руб. по налоговой ставке 13%, в размере 106 869 руб.
Истцами в Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поданы жалобы на налоговые уведомления, требования Межрайонной ИФНС № по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отказало в удовлетворении жалоб, и разъяснило, что доходы полученные Фроловым К. В., Фроловым А.К. не подлежат налогообложению, и налоговые агент, кем является ответчик, должен подать корректирующие сведения об исключении сумм доходов.
Считают, что ответчик незаконно включил истцам за 2020 год по 822067,76 руб. в доходы, подлежащие налогообложению, из которых не был удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13%, поскольку истцами получен доход в натуральной форме в 2011 году в виде жилого помещения из муниципальной собственности Нефтеюганского района с частичной его оплатой, просили суд возложить обязанности на Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района исключить по 822067,76 руб. из сумм дохода, подлежащих налогообложению за 2020 год; предоставить в налоговый орган корректирующие справки о доходах за 2020 год с номером корректировки 99 (аннулирующие); взыскать с ответчика в пользу Фролова К.В. 300 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 1 500 руб. нотариальных расходов, 20 000 руб. расходов по оплате услуг представителя, в пользу Фролова А.К. 300 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
В письменных возражениях Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района просит в удовлетворении требований отказать, указав, что между ДИО администрации Нефтеюганского района, действующим от имени собственника муниципального образования Нефтеюганский район и гражданами во исполнение программ «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в жилье с неблагоприятными экологическими характеристиками в Ханты-Мансийском автономном округе» и «Улучшение жилищных условий лиц, проживающих в ветхом жилье на территории Ханты-Мансийского автономного округа в 2000-2009 годах», закрепленных в законах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заключались договоры купли-продажи квартиры (жилого помещения) с рассрочкой платежа до определенной даты, когда должна была быть погашена стоимость, по которой была продана квартира гражданину/гражданам с графиком или без него. Доля собственных средств граждан, привлекаемых для частичного финансирования, определялась Решениями Думы Нефтеюганского района в зависимости от субъекта финансирования строительства, индивидуально и прописана в договорах купли-продажи.
В договорах купли-продажи квартир (жилых помещений) обязательно указывалась рыночная стоимость жилого помещения, которая определялась в соответствии с федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», так как проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям (статья 8 Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»),
При этом доля собственных средств граждан определялась в процентном соотношении от стоимости одного квадратного метра, согласно фактическим затратам на строительство по справке Управления капитального строительства Нефтеюганского района, что было значительно ниже рыночной стоимости. Разница между рыночной стоимостью и долей собственных средств граждан в данном случае является доходом в натуральной форме и согласно Налогового кодекса РФ подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, в соответствии с пунктом 1 статьи 211 Налогового кодекса РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьёй 40 Налогового кодекса РФ. Налог за квартиру рассчитывается налоговой инспекцией по месту регистрации налогоплательщика и получается им в форме налогового уведомления, содержащего в себе данные о сумме и сроках оплаты. Если собственность в квартире оформлена на правах долевого участия, то расчёт производится для каждого собственника отдельно.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Фролова К.В., истца Фролова А.К., третьего лица Межрайонной Инспекции ФНС России № по ХМАО-Югре, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истцов адвокат Кривуля Ю.Е. настаивал на удовлетворении иска, представитель ответчика Департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района Шаяхметова В.М. возражала против удовлетворения требований.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 данного кодекса.
В силу пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации, при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав.
Организация, от которой физические лица получают такие доходы, признается в отношении них налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.
В соответствии с абзацем третьим пункта 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц доходы, полученные налогоплательщиком в собственность бесплатно в виде жилого помещения и (или) земельного участка из государственной или муниципальной собственности в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом, положения указанного пункта применяются и в случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено получение налогоплательщиком в собственность жилого помещения являющегося муниципальной собственностью (Письмо Министерства финансов РФ № от 18.02.2020 года, Определение Верховного Суда от 10.02.2016 года по делу №69-КГ15-10).
Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.
При этом п. 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога, в соответствии с настоящей статьей, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со ст. 214.7 НК РФ), а в случаях и порядке, предусмотренных ст. 227.1 НК РФ, - также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком. Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ.
Согласно п.5 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно п.6 ст.228 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, 26 сентября 2011 года между Фроловым К.В., Фроловым А.К. и ДИО администрации Нефтеюганского района, действующего от имени собственника муниципального образования Нефтеюганского района, заключён Договор купли-продажи жилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 1.1 Договора купли-продажи, договор заключается в целях обеспечения жителей Нефтеюганского района жилыми помещениями, соответствующими санитарно-техническим нормам и требованиям, путем переселения из непригодного для проживания жилья и квартиры, передаваемые по договорам купли-продажи, в соответствии с решением Нефтеюганской районной Думы от 17 февраля 2003 года № 236 «Об утверждении Положения о предоставлении жилья за счет средств кредитов субъекта федерации под снос ветхого, фенольного жилья» (в редакции от 27.09.2006 № 113), протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам от 17.11.2009, протоколом заседания жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 19.08.2011 № 18, на основании Распоряжения администрации Нефтеюганского района от 15.09.2011 года № 2092-ра.
Согласно пункту 1.2 Договора купли-продажи квартира передается в общую долевую собственность Фролову К.В. и Фролову А.К. по ? доли в праве собственности.
Согласно пункту 1.3 Договора купли-продажи по настоящему договору покупатели переселяются из непригодного для проживания жилого помещения, находящегося по адресу: Нефтеюганский район, пгт. (адрес).
Согласно пункту 2.1 Договора купли-продажи рыночная стоимость квартиры составляет 2 345 000 руб. согласно отчёту об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (квартиры), расположенного по адресу Нефтеюганский район, пгт. (адрес), № по состоянию на 18 декабря 2010 года.
Согласно пункту 2.2 Договора купли-продажи фактически сложившаяся стоимость квартиры на основании справки Управления капитального строительства от 17 февраля 2011 года №, определяющей стоимость квадратного метра общей площади квартир в 26 102,96 руб., составляет 1 401 728,95 руб.
Согласно пункту 2.3 Договора купли-продажи покупатели уплачивают продавцу долю собственных средств в размере 50% от фактически сложившейся стоимости квартиры, что составляет 700 864,48 руб. Размер доли собственных средств граждан определён в соответствии с решением Нефтеюганской районной Думы от 17 февраля 2003 года № 236 «Об утверждении Положения о предоставлении жилья за счет средств кредитов субъекта федерации под снос ветхого, фенольного жилья (в редакции от 27.09.2006 № 113), протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам от 17.11.2009, протоколом заседания жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от 19.08.2011 № 18.
Общая долевая собственность Фролова К.В., Фролова А.К. на квартиру, расположенную по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, (адрес), посёлок городского типа (адрес), зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости (дата), запись 86-86-04/037/2011-461.
7 октября 2011 года Фролов К.В., Фролов А.К. стали собственниками указанной квартиры и получили доход в натуральной форме.
Департаментом имущественных отношений администрации Нефтеюганского района в адрес налогового органа направлена справка о доходах по форме 2-НДФЛ за 2020 год, в которой отражен доход, полученный истцами в размере 822 067,76 руб. ((2 345 000 руб. - 700 864 руб.)/2), из которых не был удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13%.
Межрайонная ИФНС № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре направила Фролову К.В. налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года № 50122641 о необходимости уплатить до 1 декабря 2021 года налог на доходы физических лиц в размере 12 349,19 руб., с учётом того, что налоговым агентом Департаментом имущественных отношений в 2020 года с него не удержан НДФЛ, с дохода 822 067,76 руб. по налоговой ставке 13%, в размере 106 869 руб. С учётом переплаты 94 519,81 руб., сумма налога к уплате 12 349,19 руб. В счёт переплаты налоговый орган зачел имущественный налоговый вычет по НДФЛ за 2020 год в размере 94 519,81 руб., который Фролов К.В. должен был получить.
Межрайонная ИФНС № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре направила Фролову К.В. требование № 48194 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26 октября 2021 года, согласно которому он поставлен в известность о том, что до 28 марта 2021 года обязан был уплатить НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, недоимка 91 990 руб. Указано, что по состоянию на 26 октября 2021 года числится общая задолженность в сумме 93 221,14 руб., в том числе по налогам (сборам) 91 990 руб.
Межрайонная ИФНС № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре направила Фролову А.К. налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года № 50090257 о необходимости уплатить до 1 декабря 2021 года налог на доходы физических лиц в размере 91 910,86 руб., с учётом того, что налоговым агентом Департаментом имущественных отношений в 2020 года с него не удержан НДФЛ, с дохода 822 067,76 руб. по налоговой ставке 13%, в размере 106 869 руб. С учётом переплаты 14 958,14 руб., сумма налога к уплате 91 910,86 руб. В счёт переплаты налоговый орган зачел социальный налоговый вычет по НДФЛ за 2020 год в размере 14 958,14 руб., который Фролов А.К. должен был получить.
Согласно решению Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, которым отказано в удовлетворении жалоб Фроловых, разъяснено, что положения п.41 ст.217 НК РФ применяются также и в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено получение налогоплательщиком в собственность жилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, с частичной оплатой, что согласуется с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2020 № 03-04-08/11425, судебной практикой. Уменьшение суммы исчисленного налога возможно после представления налоговым агентом корректировочных сведений по форме 2-НДФЛ за 2020 год.
Рекомендовано обратиться к налоговому агенту по вопросу представления в налоговый орган корректировочных сведений по форме 2-НДФЛ за 2020 год.
В ответ на обращение Фроловых ДИО администрации Нефтеюганского района ответил отказом.
В соответствии с абзацем третьим пункта 41 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 205-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде жилого помещения из муниципальной собственности, полученного налогоплательщиком в собственность бесплатно, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Приобретенная истцами по договору купли-продажи квартира, приобретена ими из муниципальной собственности в соответствии с решением Нефтеюганской районной Думы от 17 февраля 2003 года № 236 «Об утверждении Положения о предоставлении жилья за счет средств кредитов субъекта федерации под снос ветхого, фенольного жилья».
Оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности, учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку квартира приобретена истцами по договору-купли продажи жилого помещения из муниципальной собственности, разница между установленной рыночной стоимостью квартиры и фактически сложившейся стоимости квартиры не является доходом, облагаемым налогом по смыслу положений п.41 ст.217 НК РФ, в связи с чем, сведения о полученном истцами доходе поданные в налоговый орган подлежат корректировке.
Учитывая, что сведения о полученных доходах в отношении истцов поданы налоговым агентом – ДИО администрации Нефтеюганского района, предоставившим сведения по форме 2-НДФЛ за 2020 год в отношении истцов, в связи с чем на налоговом агенте - ДИО администрации Нефтеюганского района лежит обязанность предоставить в ИФНС №7 справки с номером корректировки 99 (аннулирующие).
В соответствии со ст.ст.98, 100 ГПК РФ с Департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района в пользу Фролова К.В., Фролова А.К. подлежат взысканию судебные расходы и расходы на представителя, которые подтверждены материалами дела, соответствуют объему выполненной представителем работы, требованиям разумности и справедливости, а также сложившимся в регионе ценам на аналогичные услуги.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Фролова К. В., Фролова А.К. к Департаменту имущественных отношений администрации Нефтеюганского района удовлетворить.
Возложить на Департамент имущественных отношений администрации Нефтеюганского района обязанность исключить по 822 067,76 руб. из сумм дохода, подлежащих налогообложению за 2020 год у Фролова К. В. и Фролова А.К..
Возложить на Департамент имущественных отношений администрации Нефтеюганского района обязанность предоставить в налоговый орган корректирующие справки о доходах за 2020 год с номером корректировки 99 (аннулирующие) в отношении Фролова К. В. и Фролова А.К..
Взыскать с Департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района в пользу Фролова К. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на нотариальные услуги в размере 1500 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
Взыскать с Департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района в пользу Фролова А.К. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья Ю.В. Дудырева
Решение в мотивированной форме составлено 24 марта 2022 года.