НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 04.07.2022 № 12-401/2022

Дело №12-401/2022

УИД 86RS0007-01-2022-002838-24

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

04 июля 2022 года г. Нефтеюганск

Судья Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ганеев Р.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «РН-Юганскнефтегаз» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Темирова А.С. № 214-ЗН от 22 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Темирова А.С. № 214-ЗН от 22 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей за то, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» 11 мая 2021 года, в 21:20, в результате аварии, произошедшей на нефтепроводе (иные данные) Мало-Балыкского месторождения, Нефтеюганского района, ХМАО – Югры, допустило порчу земли нефтесодержащей жидкостью, являющейся опасным веществом для окружающей среды, чем нарушило требования ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 39, ч.1 ст. 46, ч.2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2 ч.2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Не согласившись с постановлением, ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что основанием для привлечения общества к ответственности явился инцидент, произошедший 11 мая 2021 года на нефтепроводе (иные данные) Мало-Балыкского месторождения. Согласно письму Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры загрязненный лесной участок расположен в выделе 24 квартала 191 Нефтеюганского лесничества, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского урочища. Объектом правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны земли как важнейшего элемента окружающей среды от ухудшения ее качественного состояния. Объектом правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с предотвращением загрязнения лесов и (или) иного негативного воздействия на леса. Если произошло загрязнение земель лесного фонда, то в действиях виновного лица усматривается состав именно ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, так как в результате загрязнения леса причиняется вред всей лесной экосистеме, включая и лесные почвы. Считает, что указанные обстоятельства в случае загрязнения земель лесного фонда исключают привлечение юридического лица к ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, так как ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ охватываются последствия негативного воздействия на леса, в том числе и в виде порчи лесной почвы. Кроме того, госорганом не доказана объективная сторона административного правонарушения, а также при вынесении постановления не учтены положения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

В судебном заседании защитники ООО «РН-Юганскнефтегаз» Хафизова Д.А., Паненышева А.А. жалобу поддержали в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в жалобе, и в дополнительной жалобе.

Выслушав защитников ООО «РН-Юганскнефтегаз», изучив доводы, приведенные в жалобе, дополнительной жалобе, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в ходе судебного заседания, в Управление Росприроднадзора поступила информация об отказе 11 мая 2021 года, в 21:20 нефтепровода (иные данные) Мало-Балыкском месторождения, в результате которого произошел разлив нефтепродуктов в почву.

В рамках административного дела Управлением Росприроднадзора был произведен натурный осмотр места аварии с отбором проб компонентов окружающей среды с целью установления факта загрязнения и степени загрязнения почвы вредными веществами.

По результатам административного расследования государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Темировым А.С. вынесено постановление № 214-ЗН от 22 апреля 2022 года, согласно которому ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Между тем с указанными выводами должностного лица административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из постановления по делу об административном правонарушении и доказательств, представленных в судебном заседании защитником ООО «РН-Юганскнефтегаз» следует, что участок, на котором выявлено загрязнение нефтепродуктами, расположен в границах земель лесного фонда в выделе 24 квартала 191 Нефтеюганского лесничества, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского урочища.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.Частью 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

При этом по смыслу ст. 5 Лесного кодекса РФ, леса – это экологическая система, включающая в себя в том числе, деревья, кустарники, траву, почву лесов с минералами и микроорганизмами и т.д.

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2015 года N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" отмечалось, что лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.

Охрана лесов, включая лесные почвы, от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в соответствии с ЛК РФ, Законом об охране окружающей среды" и другими федеральными законами (статья 60.12 ЛК РФ).

Таким образом, в случае, если произошел разлив нефти на земли лесного фонда, то в действиях виновного лица, допустившего загрязнение лесов нефтепродуктами усматривается состав именно ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как в результате загрязнения леса нефтепродуктами причиняется вред всей лесной экосистеме, включая в том числе и лесные почвы.

Указанные обстоятельства в случае загрязнения земель лесного фонда исключают привлечение юридического лица к ответственности по ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях охватываются последствия негативного воздействия на леса, в том числе и в виде порчи лесной почвы.

По отношению к составу ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч.2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной нормой, подлежащей применению в случае загрязнения земель лесного фонда. (Аналогичная позиция содержится в п. 30 обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды (утв. Президиумом ВС РФ 24.06.2022).

В связи с чем, загрязнение земель лесного фонда нефтепродуктами не образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и по данной статье общество надзорным органом необоснованно привлечено к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что за загрязнение указанного лесного участка общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением Природнадзора - Югры № 09-350/2021 от 28 июня 2021 года. Постановление вступило в законную силу 20 июля 2021 г.

При таких обстоятельствах, оснований для решения вопроса о переквалификации действий общества с ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая, что в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Темирова А.С. № 214-ЗН от 22 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, которым ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии решения в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы или протеста через Нефтеюганский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна: судья Р.Г. Ганеев

Подлинник решения находится в Нефтеюганском районном суде ХМАО - Югры в деле № 12-401/2022.

Решение не вступило в законную силу.