НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 03.04.2014 № 2-707/2014

  Дело №2-707/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 03 апреля 2014 года      г.Нефтеюганск.

 Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Вершининой Н.В., с участием истца Веретенниковой В.А., представителей ответчика Оладько Ю.А. и Камаловой Л.Н., представителя третьего лица Колесник Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веретенниковой ВА к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская районная больница» о взыскании доплаты единовременного пособия при уходе на пенсию, стимулирующей выплаты и компенсации морального вреда,

 УСТАНОВИЛ:

 Веретенникова В.А. обратилась в суд с иском, в котором с учетом заявления об увеличении исковых требований просит взыскать с ответчика БУ ХМАО - Югры «НРБ» недоплаченное единовременное пособие при уходе на пенсию в размере (иные данные) рублей, стимулирующие выплаты в размере (иные данные) рублей и компенсацию морального вреда в размере (иные данные) рублей. Свои требования истец мотивировала тем, что в период с (дата) по (дата) работала в Салымской участковой больнице в должности (иные данные), стаж работы составляет свыше (иные данные) лет. На момент увольнения из Нефтеюганского районного муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная района больница» (далее НРМБУЗ ЦРБ) в связи с выходом на пенсию, месячный фонд оплаты ее труда включал в себя: оклад с учетом квалификационной категории - (иные данные) руб.; (иные данные)% от оклада - за вредные условия труда; (иные данные)% - районный коэффициент; (иные данные)% - северная надбавка; (иные данные)% - надбавка за работу на селе и (иные данные)% - надбавка за непрерывный стаж работы в сельской местности, что за вычетом подоходного налога составляло (иные данные) рублей. Истец считает, что при выходе на пенсию, в соответствии с соглашением № от (дата), заключенным между Администрацией Нефтеюганского района и Нефтеюганской территориальной организацией Профсоюза работников здравоохранения по обеспечению социально-трудовых гарантий работникам отрасли здравоохранения на (дата), она должна была получить (иные данные) месячных фондов оплаты труда, что составляет (иные данные) рублей, однако, администрация учреждения выплатила только (иные данные) рублей. Такая разница произошла вследствие снижения по решению руководителя надбавки за непрерывный стаж работы в сельской местности до (иные данные)%, на что последний не имел права. Кроме того, в конце года всем работникам учреждения были выплачены стимулирующие выплаты по итогам работы за (дата) на основании приказа от (дата) из расчета (иные данные) оклада с учетом квалификационнойж категории, северной надбавки и районного коэффициента. Однако, истцу данные выплаты произведены не были, поскольку на момент издания приказа, она числилась уволенной, при том, что окончательный расчет в связи с выходом на пенсию был произведен (дата). Истец считает, что имеет право на выплату стимулирующих пропорционально отработанному времени - (иные данные) месяцев, что составляет (иные данные) рублей. Неправомерными действиями ответчика истцу также был причинен моральный вред.

 В судебном заседании истец свои требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске и заявлении об увеличении требований.

 Представители ответчика и третьего лица - Администрации Нефтеюганского района в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.

 Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст.22 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ), работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержание нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

 Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются локальными нормативными актами общества (ст. 135 ТК РФ).

 Статья 191 ТК РФ предусматривает право работодателя поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

 Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

 Судом установлено, что (дата) истец была принята переводом на работу в линейную больницу ст.Салым. Далее, приказом НРМБУЗ ЦРБ № от (дата) истец была переведена из НРМБУЗ «Салымская участковая больница» в НРМБУЗ ЦРБ «Салымская участковая больница» на должность (иные данные).

 Согласно разделу 3 дополнительного соглашения № от (дата) к трудовому договору № от (дата), в раздел 4 трудового договора внесены следующие изменения - за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором истцу выплачивается денежное вознаграждение включающее: оклад в размере (иные данные) рублей в месяц; процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере (иные данные)%; районный коэффициент в размере (иные данные)%; надбавка за продолжительность непрерывной работы в учреждения здравоохранения и СР в размере (иные данные)%, а также премии, компенсационные надбавки, доплаты, предусмотренные положениями, действующими в учреждении и другие выплаты (вознаграждения) предусмотренные коллективным договором.

 Приказом №-к от (дата) истец уволена по собственному желанию, п.3 ст. 77 ТК РФ, в связи с выходом на пенсию.

 После увольнения истца, на основании приказа НРМБУЗ ЦРБ от (дата) № «О выплате компенсации в связи с уходом на пенсию», (дата) ей было выплачено единовременное пособие в размере (иные данные) ФОТ (с учетом оклада, доплаты за непрерывный стаж работы (иные данные)%, районного коэффициента и северной надбавки) (иные данные) рубля, что за вычетом НДФЛ составило (иные данные) рублей.

 Истец полагает, что исключение работодателем из фонда оплаты ее труда доплаты за вредность и надбавки за работу на селе в размере (иные данные)% и (иные данные)% от оклада соответственно, а также снижение размера доплаты за непрерывный стаж работы до (иные данные)% от оклада, является незаконным, ссылаясь на положения Соглашения №, заключенного между администрацией Нефтеюганского района и Нефтеюганской территориальной организацией Профсоюза работников здравоохранения по обеспечению социально-трудовых гарантий работникам отрасли здравоохранения на (дата) и зарегистрированного Администрацией Нефтеюганского района (дата) за №.

 Согласно ст.ст. 45, 46 ТК РФ, соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

 Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

 В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.

 Пунктом 7.10 указанного Соглашения установлено, что администрация Нефтеюганского района осуществляет разработку и организует согласование в установленном порядке проекта нормативного правового акта муниципального образования, устанавливающего возможность работодателей выплачивать единовременное пособие при уходе на пенсию работников, имеющих стаж работы в учреждениях здравоохранения Нефтеюганского района свыше (иные данные) лет в размере (иные данные) месячных фондов оплаты труда по занимаемой должности по основному месту работы.

 Согласно п.1.3 Положения об оплате труда работников НРМБУЗ ЦРБ, утвержденного постановлением Администрации Нефтеюганского района № от (дата) с изменениями, внесенными постановлением от (дата) №, заработная плата работников состоит из: должностного оклада; компенсационных выплат; стимулирующих выплат и иных выплат, предусмотренных настоящим Положением.

 Сторонами не оспаривается, что на момент увольнения истца, ее стаж работы в учреждениях здравоохранения Нефтеюганского района составлял более (иные данные) лет, заработная плата истца состояла из: оклада в размере (иные данные) руб., доплаты за вредность (п.п.8.1, 8.2 Положения), за работу на селе (п.10.2 Положения) и непрерывный стаж работы (п.9.2.2 Положения) в размере (иные данные)%, (иные данные)% и (иные данные)% от оклада соответственно, а также районного коэффициента и северной надбавки, что в сумме составляло (иные данные) руб., как это указано в представленном ответчиком расчете сумм единовременного пособия в связи с выходом Веретенниковой В.А. на пенсию. Аналогичные позиции указаны и в расчетных листках Веретенниковой за последний год ее работы.

 Таким образом, при уходе на пенсию, в соответствии с Отраслевым соглашением № истец вправе была рассчитывать на выплату единовременного пособия при уходе на пенсию в размере (иные данные) рублей, что за вычетом НДФЛ составляет (иные данные) рублей.

 Между тем, приказом НРМБУЗ ЦРБ от (дата) №, ссылаясь на требования Трудового кодекса РФ, во исполнение Отраслевого соглашения №, главным врачом учреждения утвержден и введен в действие с (дата) Порядок выплат социальных льгот и гарантий работникам НРМБУЗ ЦРБ, согласно п.2.7 которого, выплата единовременного пособия при уходе на пенсию работников, имеющих стаж работы свыше (иные данные) лет производится в размере (иные данные) месячных фондов оплаты труда в зависимости от занимаемой должности по основному месту работы. При этом месячный фонд оплаты труда состоит из: должностного оклада с учетом квалификационной категории, установленной на дату увольнения; стимулирующей выплаты за непрерывный стаж работы до (иные данные)%; районного коэффициента и северной надбавки. В соответствии с указанным порядком истцу и было выплачено единовременное пособие в размере (иные данные) руб. за вычетом НДФЛ.

 Утвердив указанный порядок, работодатель тем самым, не являясь стороной Отраслевого соглашения, в одностороннем порядке, без каких либо согласований, как с Администрацией Нефтеюганского района, осуществляющей финансирование выплат социальных льгот и гарантий работникам, так и с Профсоюзом работников здравоохранения, внес дополнение в Отраслевое соглашение №.

 Согласно ст. 49 ТК РФ изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

 Пунктом 11.4 Соглашения № установлено, что изменение его условий допускается только по соглашению сторон.

 Положения Трудового кодекса РФ также не наделяют работодателя в одностороннем порядке вносить изменения либо дополнения в Отраслевое соглашение, финансирование которого производится за счет бюджета муниципалитета.

 В соответствии с п.10.1 Соглашения №, стороны признают его в качестве правового акта и обязуются соблюдать достигнутые договоренности.

 В этих целях на территории Нефтеюганского района действует ведомственная целевая программа «Модернизация здравоохранения Нефтеюганского района на (дата) гг.», утвержденная постановлением администрации Нефтеюганского района от (дата) № с последующими изменениями, внесенными постановлениями от (дата) № и от (дата) №, задачей (2) которой является, в том числе обеспечение работников учреждения здравоохранения социальными льготами и гарантиями, а мероприятием, в соответствии с приложением №2 к постановлениям - выплаты социального характера, согласно отраслевого соглашения.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что при расчете единовременного пособия при уходе истца на пенсию, при отсутствии иного нормативного правового акта муниципального образования, устанавливающего возможность работодателей выплачивать данное единовременное пособие, фонд оплаты труда включает в себя, предусмотренные Положением об оплате труда работников НРМБУЗ ЦРБ следующие позиции: оклад с учетом квалификационной категории в размере (иные данные) руб.; доплата за вредность в размере (иные данные)% от оклада - (иные данные) руб.; доплата за работу на селе в размере (иные данные)% от оклада - (иные данные) руб.; доплата за непрерывный стаж работы в размере (иные данные)% от оклада - (иные данные) руб.; районный коэффициент в размере (иные данные)% - (иные данные) руб. и северная надбавка в размере (иные данные)% - (иные данные) руб., итого (иные данные) рублей. Следовательно, при уходе на пенсию истцу должны были выплатить единовременное пособие в размере (иные данные) руб. (иные данные) что за вычетом НДФЛ (13%) составляет (иные данные) рублей.

 (дата) Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница» прекратило свою деятельность в результате реорганизации, его правопреемником является ответчик.

 С учетом того, что в добровольном порядке истцу было выплачено единовременное пособие за вычетом НДФЛ в размере (иные данные) рублей, следовательно, ответчик обязан произвести истцу доплату данного пособия за вычетом НДФЛ в размере (иные данные) рублей

 В силу ст.132 ТК РФ Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

 Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

 В соответствии с п.п. 1.3, 9.1,9.7, 9.8, 9.13 названного Положения об оплате труда работников НРМБУЗ ЦРБ к стимулирующим выплатам относятся, в том числе премиальные выплаты по итогам работы за год. Стимулирующие выплаты осуществляются по решению руководителя учреждения в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Порядок, условия и размер стимулирующих выплат устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом учреждения.

 Согласно п.3.1 Положения о порядке и условиях установления размера выплат стимулирующего характера работников НРМБУЗ ЦРБ, утвержденного (дата), определение размера средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, осуществляется на основе анализа данных о плановом фонде оплаты труда (в том числе по соответствующим источникам финансирования) и фактических расходов на оплату труда за истекший период (в том числе по соответствующим источникам). При этом определяется сумма экономии фонда оплаты труда нарастающим итогом с начала года с учетом резерва средств на предстоящую оплату отпусков и иных выплат в соответствии с законодательством. При планировании фонда оплаты труда ежегодно предусматривается до (иные данные)% от годового фонда оплаты труда учреждения здравоохранения на: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты по итогам работы.

 В целях заинтересованности работника в качестве труда, в соответствии с постановлением администрации Нефтеюганского района от (дата) № «Об утверждении положения об оплате труда работников НРМБУЗ ЦРБ» и по результатам работы за (дата), на основании приказа НРМБУЗ ЦРБ от (дата) № «О выплате фонда экономического стимулирования по итогам работы за (дата)», работникам НРМБУЗ ЦРБ отработавшим непрерывно с (дата) по (дата) подлежала выплата стимулирующего характера, кроме работников: находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет; работников, имеющих дисциплинарное взыскание.

 На обращение работников НРМБУЗ ЦРБ, уволившихся в связи с уходом на пенсию до издания вышеуказанного приказа о разъяснении причин невыплаты им выплаты стимулирующего характера по итогам работы за год, (дата) истцу было пояснено, что основания производить данную выплату работникам, не состоящим в трудовых отношениях у работодателя отсутствует.

 Действительно п.5.3 Положения о порядке и условиях установления размера выплат стимулирующего характера предусмотрено, что в случае если на дату приказа НРБУЗ ЦРБ о выплате фонда экономического стимулирования трудовые отношения с работником фактически прекращены, то стимулирующие выплаты данному работнику не выплачиваются, начисленная сумма остается в общебольничном фонде.

 Из системного анализа Положения об оплате труда и Положения о порядке и условиях установления выплат стимулирующего характера следует, что выплата стимулирующего характера по итогам работы за год, формируется с начала финансового года и начисляется каждому работнику в течении всего года, при этом ее точный размер, в случае увольнения работника до окончания отчетного периода, не может быть известен, поскольку окончательный ее расчет возможен только по итогам работы за год.

 Возможность же производства выплаты стимулирующего характера по итогам работы за год, работникам фактически не отработавшим весь год, в размере пропорциональном отработанному времени предусмотрена пунктом 2 приказа НРМБУЗ ЦРБ от (дата) № «О выплате фонда экономического стимулирования по итогам работы за (дата)».

 С учетом того, что истец на момент увольнения в связи с выходом на пенсию дисциплинарных взысканий не имела, суд приходит к выводу, что отказ истцу в выплате стимулирующего характера по итогам работы за (дата) в размере пропорциональном отработанному времени является незаконным, носящим дискриминационный характер.

 При определении размера подлежащей взысканию выплаты стимулирующего характера по итогам работы за (дата) суд учитывает, что в судебном заседании стороны подтвердили, что работникам НРМБУЗ ЦРБ стимулирующая выплата производилась из расчета (иные данные) должностных окладов с учетом квалификационной категории, северной надбавки и районного коэффициента. Из указанного следует, что за (иные данные) месяцев работы истца в отчетном периоде она вправе была рассчитывать на получение выплаты стимулирующего характера в размере (иные данные) рубля из расчета: ((иные данные) ((иные данные) оклада с учетом квалификационной категории)*(иные данные)% (северная надбавка)) + ((иные данные)*(иные данные)% (районный коэффициент))/(иные данные)

 Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

 Поскольку факт нарушения трудовых прав истца нашел свое подтверждение в судебном заседании, следовательно, ответчик обязан выплатить истцу и компенсацию морального вреда в заявленном размере, который соответствует характеру и объему нарушенных прав, требованиям разумности и справедливости, фактическим обстоятельствам дела и степени вины ответчика.

 Кроме того, на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме (иные данные) рублей ((иные данные)), из расчета удовлетворенных исковых требований имущественного и неимущественного характера.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск Веретенниковой ВА удовлетворить частично.

 Взыскать с Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская районная больница» в пользу Веретенниковой ВА доплату единовременного пособия при уходе на пенсию за вычетом НДФЛ в размере (иные данные) копейку, выплату стимулирующего характера по итогам работы за (дата) за вычетом НДФЛ в размере (иные данные) копеек, компенсацию морального вреда в размере (иные данные) рублей, всего взыскать (иные данные) копейку.

 В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 Взыскать с Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская районная больница» в доход бюджета г.Нефтеюганска государственную пошлину в сумме (иные данные) копеек.

 Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Нефтеюганский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья:

 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от (дата) решение Нефтеюганского районного суда от (дата) изменено.