Дело № 2а-43/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нефтекумск 10 января 2017 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Беловой Т.В.,
при секретаре Эчкаловой Н.В.,
с участием представителя административного истца Ч.М.С.по доверенности, по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение № выдано УМЮ/УФРС РФ по <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного истца Б.Ш.И. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района А.,
представителя заинтересованного лица администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края Х.А.И. по доверенности,
представителя заинтересованного лица Управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края К.Л.Д. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдулжалиев С.Т. к администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным решения главы АМО Тукуй-Мектебского сельсовета об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать устранить допущенные нарушения, и обязать включить в сводный список участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на ДД.ММ.ГГГГ года,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца по доверенности Ч.Р.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением в интересах административного истца к администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным решения главы АМО Тукуй-Мектебского сельсовета об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении в очереди с момента подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ и обязании включить в сводный список участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на ДД.ММ.ГГГГ года с момента подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование своих исковых требований, указав следующее.
Абдулжалиев С.Т., подвергшийся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф был включен администрацией Нефтекумского муниципального района в число участников подпрогаммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Согласно сообщению Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ., Абдулжалиев С.Т. не включен в сводный список граждан - участников указанной подпрограммы по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год по тем основаниям, что не имеет действующего удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и, соответственно, не имеет права на обеспечение жильем как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС за счет средств федерального бюджета. Удостоверение №, выданное <адрес> райвоенкоматом ДД.ММ.ГГГГ, утратило силу с 01.01.2007 года в связи с тем, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.10.1999 года №1773-р в период с 2000 года по 2003 год осуществлялась замена ранее выданных удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на удостоверения нового образца. Для получения удостоверений нового образца граждане должны были обращаться в органы труда и социальной защиты населения по месту жительства с заявлением и документами, подтверждающими участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. В соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 03.10.2003 года № 1450-р и от 31.12.2005г. №2368-р срок выдачи удостоверений нового образца был продлен. С 01.01.2007 года замена удостоверений завершена. Таким образом, с 01.01.2007 года Абдулжалиев С.Т. утратил право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом №1244-1, в том числе на обеспечение жильем.
Министерством подготовлен и направлен в МЧС пакет документов для получения Абдулжалиев С.Т. удостоверения. После получения им удостоверения, он может быть включен в льготный список как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, но не ранее даты получения удостоверения. В настоящее время он может состоять в очереди на получение жилого помещения на общих основаниях.
Согласно сообщению АМО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления Абдулжалиев С.Т.от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов, он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015годы". В связи с тем, что с 01.01.2007 года он утратил право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом №1244-1, в том числе по обеспечению жильем, АМО Тукуй-Мектебского сельсовета исключилаего из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Считает, что указанные решения являются незаконными и необоснованными, нарушающимиего права, по следующим основаниям.
Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Абдулжалиев С.Т. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году. Для замены удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС он подал документы в Управление труда и соцзащиты населения администрации <адрес>, которые были направлены в Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>. Решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлен фактвыполнения им работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС непосредственно в зоне отчуждения (30 километровой зоне) в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 14 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы гарантируются возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, в том числе, и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
Кроме того, в удостоверении участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году серии № указано, что оно бессрочно на всей территории Союза ССР, на основании которого емупредоставлялись льготы и компенсации в соответствии с Законом РФ N1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ N1244-1 "О социальной зашите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст.
13 Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных правительством Российской Федерации, один раз.
Считает, что он относится к категории граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году, и имеетправо на льготы и компенсации, в том числе на однократное обеспечение жилой площадью.
С учетом того, что жилищное законодательство не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, непосредственно с признанием их малоимущими (ст. 51 ЖК РФ) и предусматривает постановку на такой учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признанных в установленном порядке малоимущими, обеспечиваемых жильем из муниципального жилищного фонда, но и связывает право на получениежилья участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году лишь с нуждаемостью в жилье, считает, что снятие его с учета по указанному выше основанию является незаконным.
Просит признать незаконными действия главы администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Обязать главу администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета включить его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и восстановить в очереди с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края включить его в список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварийи катастроф - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по <адрес>, в сводный список граждан - участников указанной подпрограммы по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год с момента подачи заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Абдулжалиев С.Т., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца Б.Ш.И. поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил суд заявленные требования удовлетворить по тем основаниям, что Абдулжалиев С.Т. в ДД.ММ.ГГГГ году выдано удостоверение участника ликвидаций последствий Чернобыльской АЭС, в последующем Министерством труда в беззаявительном порядке производилась выдача удостоверений нового образца, но поскольку в военном билете административного истца не содержалась запись о том, что он проходил службу в 30-ти километровой зоне от Чернобыльской АЭС, Министерством труда ему было отказано в выдаче удостоверения нового образца по данному основанию. Административный истец не является вновь обратившимся, поскольку для замены удостоверения требовался паспорт и старое удостоверение. Статус участника ликвидаций последствий Чернобыльской АЭС он не утратил, Пенсионный фонд РФ выплачивает ему пенсию как участнику ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС. Заявление на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставляются в администрацию муниципального образования по месту жительства, администрация муниципального образования формирует списки и передает их в районную администрацию, которая, в свою очередь, заверяет сводный список и направляет в Министерство труда. Министерство труда <адрес> формирует очередь, а сертификаты выдает Министерство дорожного хозяйства <адрес>.
Представитель административного истца - адвокат Ч.М.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования, дополнив, что изначально Абдулжалиев С.Т. был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ. Обязанность по замене удостоверений в связи с внесенными изменениями в законодательство лежит на Министерстве труда. При обмене удостоверений запрашивалась справка оего работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС непосредственно в зоне отчуждения (30 километровой зоне), которая у административного истца отсутствовала. Была истребована архивная справка, после ее получения последовало обращение в суд и решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был установлен юридический факт о том, Абдулжалиев С.Т. является участником работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС непосредственно в зоне отчуждения.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района А. в судебном заседании согласился с заявленными требованиями, пояснив, что вины администрации в сложившейся ситуации нет, возложенные на администрацию задачи выполнялись. При обращении заявителя, исследуются все представленные документы. В ДД.ММ.ГГГГ года на основании постановления органа местного самоуправления Абдулжалиев С.Т. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку у него имелась семья, а жилья не было. Администрацией ежегодно запрашиваются сведения на каждого заявителя, собирается пакет документов и направляется в Министерство труда и социальной защиты населения по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года Министерство труда и социальной защиты населения по <адрес> направило письмо, в котором указало на отсутствие удостоверения у административного истца, на основании которого было вынесено постановление о снятии его с учета, о чем уведомили Абдулжалиев С.Т. В настоящее время административный истец числится нуждающимся, но не по программе, а на общих основаниях. При удовлетворении его исковых требований, администрация муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета готова восстановить его в очереди.
Представитель административного ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, представив письменные возражения, считает заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.Абдулжалиев С.Т. имеет удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, являющееся дубликатом к аналогичному удостоверению серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.При этом частью третьей статьи 15 Закона № 1244-1 предусмотрено, что участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах выдаются специальные удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 1244-1, с момента их предъявления.То есть, право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 1244-1, в том числе на обеспечение жильем, появляется не со дня участия в ликвидации катастрофы, а с момента предъявлениясоответствующего удостоверения.Таким образом, право на обеспечение жильем в соответствии со статьей 15 Закона № 1244-1 наступило у административного истца с момента предъявления соответствующего удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ.До указанной даты Абдулжалиев С.Т. не имел права на обеспечение жильем в соответствии со статьей 15 Закона № 1244-1.
В административномисковом заявлении Абдулжалиев С.Т. ссылается на удостоверение серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ.В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.1999 № 1773-р с 2000 года по 2003 год осуществлялась замена ранее выданных удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на удостоверения нового образца. Для получения удостоверений нового образца граждане должны были обращаться в органы труда и социальной защиты населения по месту жительства с заявлением и документами, подтверждающими участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.Срок выдачи участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС удостоверений нового образца был продлен до 01.01.2007 г.
В соответствии с пунктом 15 Закона № 1244-1 порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска», которым определено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1 - 4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».Согласно пункту I Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверенияучастника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС России № 727, Минздрав-соцразвития России № 831, Минфина России № 165н от 08.12.2006, удостоверения российского образца,оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.С 01.01.2007 всеудостоверения участников ликвидациипоследствий аварии на ЧАЭС старого образца, в том числе удостоверение Абдулжалиев С.Т. от ДД.ММ.ГГГГ, утратили силу.
Таким образом, Абдулжалиев С.Т. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имел права на меры социальной поддержки, установленные Законом № 1244-1, в том числе на обеспечение жильем, и был включен администрацией Тукуй-Мектебского сельсовета в льготную очередь граждан, подвергшихся воздействию радиации, незаконно. Исключение Абдулжалиев С.Т. из этой очереди строго соответствует законодательству.
Порядок обеспечения жильем участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N° 153.
Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, подвергшиеся воздействию радиации, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением определенных документов, в число которых входит документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, каковымявляется удостоверение российского образца, выданное истцу ДД.ММ.ГГГГ.До ДД.ММ.ГГГГАбдулжалиев С.Т. не имел документа, подтверждающего его право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.Согласно пункту 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил.Поскольку Абдулжалиев С.Т. представил неполный пакет документов, он не мог быть признан участником подпрограммы до предъявления удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в <адрес> - это министерство труда и социальной защиты населения <адрес>.Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно, до 1 сентября на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, утверждает его и до 1 сентября представляет государственному заказчику программы.Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка.В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 21 февраля 2012 г. № 80-рп «О некоторых мерах по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» минсоцзащиты края на основании списков, представленных органами местного самоуправления, формирует список граждан, подвергшихся воздействию радиации, - получателей сертификатов на очередной финансовый год и направляет его в министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, которое формирует сводный список по всем категориям участников Программы, утверждает его и направляет заказчику программы.В сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждан - участников подпрограммы «Граждане, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица» на ДД.ММ.ГГГГ год, Абдулжалиев С.Т. не включен, поскольку он не имел действующего удостоверения.В случае написания Абдулжалиев С.Т. заявления о выделении сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году администрация <адрес> сельсовета должна направить в минсоцзащиты края список на Абдулжалиев С.Т. и ходатайство о включении его. Правилами предусмотрено, что включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка.Поскольку сводный список формируется на основании списков органов, то для включения Абдулжалиев С.Т. всводный список на ДД.ММ.ГГГГ годадминистрации <адрес> необходимо представитьв минсоцзащиты края список на административного истцаи письмо о включении его в сводный список на ДД.ММ.ГГГГ год. После получения указанных сведений в сводный список на ДД.ММ.ГГГГ год будут внесены изменения и направлены в Минстрой края. Просит отказать Абдулжалиев С.Т. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления труда и социальной защиты населения администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края К.Л.Д. суду пояснила, что Абдулжалиев С.Т. состоял на учете до ДД.ММ.ГГГГ года, пользовался всеми мерами социальной поддержки, но в связи с переменой места жительства его сняли с учета. До 01.01.2007 года производился обмен удостоверений, поскольку он не проживал на территории сельсовета, в связи с выездом в <адрес>, не была произведена замена на удостоверение нового образца. В ДД.ММ.ГГГГ году он возвратился и обратился со старым удостоверением, ему оказали содействие и сделали запрос в архив, но ответ поступил в ДД.ММ.ГГГГ году и на основании решения суда он был признан участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и ему назначены все меры социальной поддержки. Полагает, что Абдулжалиев С.Т. не утратил своего статуса участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и имеет право на улучшение жилищных условий по программе «Жилище» с момента получения нового удостоверения.
Представитель заинтересованного лица администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края Х.А.И. разрешение требований административного истца оставила на усмотрение суда, полагает, что конституционные права истца нарушены, поскольку статус Чернобыльца не утрачен, административный истец должен быть восстановлен в очереди с момента постановки на учет.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст.150 КАС РФ, так как их явка в судебное заседание обязательной судом не признана.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции РФ).
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст.ст. 14, 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности, лица, участвующие в деле, должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Защита прав и интересов, а также определение государственной политики в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы осуществляется на основании Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст.1 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
Пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.
На период обращения Абдулжалиев С.Т. в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в список нуждающихся граждан в улучшении жилищных условий по льготному основанию формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом (Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153).
В настоящее время государственная финансовая поддержка обеспечения граждан жильем осуществляется в рамках Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции изменений от 30.11.2016 г. № 1266, от 29.12.2016 года № 1540).
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и на 2015-2020 годы согласно пунктам 1 и 2, устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и на 2015-2020 годы, удостоверяющих право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Подпункт "е" пункта 5 Правил предусматривает, что правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Оформление жилищного сертификата и определение величины социальной выплаты осуществляется уполномоченными органами на основании представляемых документов согласно перечню, установленному подпунктом «г» пункта 19 Правил, а именно: документа, подтверждающего право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета; выписки из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях); копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на дополнительную площадь жилого помещения, при подаче заявления на получение сертификата, в числе прочих документов, представляют копию документа, подтверждающего это право (подпункт "г" пункта 19, подпункт "е" пункта 44 Правил).
Согласно пунктам 19, 21, 24, 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, а также предоставляют определенный подпунктом "д" пакет документов, по результатам проверки которых принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год и утверждает его.
Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050, паспортом программы предусмотрена реализация подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", источником финансирования подпрограммы является федеральный бюджет, где управление реализацией программы и оперативный контроль за ходом ее выполнения обеспечиваются государственным заказчиком - координатором программы, руководителем программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (раздел V).
Согласно частям 4 и 5 статьи 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» определено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1 - 4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Судом установлено, что Абдулжалиев С.Т. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году, что подтверждается копией удостоверения серии №, выданного <адрес> райвоенкоматом ДД.ММ.ГГГГ, с бессрочным сроком, содержащим указание о праве предъявителя удостоверения на льготы и преимущества, установленные законодательством ССР и союзных республик для лиц (л.д.№).
Копией постановления администрации муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается признание Абдулжалиев С.Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий, и включение его в журнал учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании которого издано постановление администрации муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о включении Абдулжалиев С.Т. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.10.1999 г. № 1773-р, в связи с утратой силы удостоверения №, выданного <адрес> райвоенкоматом ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГАбдулжалиев С.Т. исключен из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», что подтверждается копией постановления.
Решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт, имеющий юридическое значение - факт выполнения Абдулжалиев С.Т. работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС непосредственно в зоне отчуждения (30 километровой зоне) в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), что явилось основанием для выдачи Министерством труда и социальной защиты населения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году серии №, позже замененного на удостоверение серии № от ДД.ММ.ГГГГ году, что усматривается из копии, имеющейся в материалах административного дела (л.д.№).
Как следует из копии письма Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ), доводящей до главы администрации <адрес> муниципального района, администрации муниципального образования <адрес> сообщение об исключении Абдулжалиев С.Т., включенного администрацией <адрес> муниципального района в список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по <адрес>, из сводного списка граждан-участников указанной подпрограммы по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, по тому основанию, что удостоверение №, выданное <адрес> райвоенкоматом ДД.ММ.ГГГГ, утратило силу с 01 января 2007 года. Поскольку с 01 января 2007 года Абдулжалиев С.Т. утратил право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом № 1244-1, в том числе по обеспечению жильем, то Абдулжалиев С.Т. может быть включен в льготный список как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС после получения удостоверения, но не ранее даты получения удостоверения (л.д.№).
Администрацией муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района, что следует из копии письма № от ДД.ММ.ГГГГ, доведено содержание письма Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> и сообщено об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации постановления правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» (л.д.№).
Судом установлено, что Абдулжалиев С.Т. является получателем пенсии по старости по основанию п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении», как гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, с установлением ее выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно.
Исходя из правового анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности действий главы администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского районаоб исключении Абдулжалиев С.Т. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий закреплены Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», где п. 1 ч. 1 статьи 15 Закона гарантируется обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.
В целях реализации данной меры социальной поддержки, установленной Законом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в редакции, действовавшей до 08.09.2015 года, и Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, в редакции действовавшей до 10 октября 2015 года.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (в ред. от 25.08.2015) утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы и Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (в ред. от 23.09.2015 года) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
В соответствии с подпунктами «е» п.5 и «г» п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане обязаны предоставить документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Доводы в обоснование возражений административного ответчика Министерства труда и социальной защиты по Ставропольскому краю о том, что согласно п.19 Правил документом, предоставляющим право административного истца на обеспечение жильем, является только специальное удостоверение российского образца, являются ошибочными.
Предоставление гарантированных Законом мер социальной поддержки в виде обеспечения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС жильем для рассматриваемой категории граждан осуществляется при наличии у них соответствующего права и его документальном подтверждении.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом, с момента их предъявления.
В целях реализации положений Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 рядом министерств и ведомств был утвержден Порядок оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним.
Названный Порядок определил единые обязательные правила оформления и выдачи удостоверений на всей территории Российской Федерации, предусмотрев право граждан, которым ранее были выданы удостоверения, на их переоформление в случае обнаружения оснований, подтверждающихся документами, на приобретение ими статуса граждан, имеющих большие льготы и компенсации, а также на выдачу дубликата удостоверения в случае его порчи или утраты.
Согласно Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н, удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 01.01.2007 года (п.1). Граждане, которым ранее были оформлены и выданы удостоверения, имеют право на переоформление удостоверения при наличии оснований, подтверждаемых документами, указанными в п. 6 настоящего Порядка.
По смыслу приведенных норм, граждане, получившие вышеназванные удостоверения на основании представленных ими документов, подтверждающих их участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют предоставленное им базовым Законом право на соответствующие компенсации и льготы. Данное право в силу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вступившим в законную силу Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года N № признан недействующим пункт 4 указанного Положения в части, возлагающей на граждан, получивших в установленном ранее порядке соответствующие удостоверения, обязанность повторно представлять другие документы, кроме копии ранее выданного удостоверения, доказывать свое участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, как ограничивающий предоставленное им базовым Законом право на компенсации и льготы.
Основанием для получения компенсаций и льгот является само участие в указанных работах, а удостоверение служит лишь документом, выданным в подтверждение такого участия уполномоченными государственными органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
Суд приходит к выводу, что выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой лишь формальное подтверждение специального правового статуса участника последствий ликвидации Чернобыльской АЭС, установленного на основании иных документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано как в выдаче удостоверения, так и в предоставлении мер социальной поддержки.
Судом установлено, что постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществляется в заявительном порядке, а административный истец был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о включении Абдулжалиев С.Т. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на основании постановления администрации муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного истца, решение органа местного самоуправления, выразившееся в издании постановления главы администрации муниципального образования <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Абдулжалиев С.Т. из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», решение Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края об исключении Абдулжалиев С.Т., включенного администрацией <адрес> муниципального района в список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по <адрес>, об исключении из сводного списка граждан-участников указанной подпрограммы по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, является незаконным, основанным на ошибочном толковании норм права.
Разрешая спор, суд исходит из того обстоятельства, что по причине отсутствия факта выдачи нового удостоверения участника ликвидации последствий Чернобыльской АЭС административный истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без законных на то оснований был лишен мер социальной поддержки, поскольку статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Абдулжалиев С.Т. не был утрачен.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с основанием исключения административным ответчиком администрацией муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Абдулжалиев С.Т. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Оснований для исключения Абдулжалиев С.Т. из списка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по <адрес>, что обуславливает включение в сводный список граждан - участников указанной подпрограммы по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, судом не установлено.
Неполучение удостоверения нового образца при наличии иных документов, подтверждающих факт участия гражданина в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может являться основанием для отказа гарантированного действующим законодательством права в улучшении жилищных условий Абдулжалиев С.Т. в условиях подпрограммы.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности действий главы администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета об исключении Абдулжалиев С.Т. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и отказе в восстановлении в очереди с момента первоначального обращения с заявлением - с ДД.ММ.ГГГГ, об исключении Абдулжалиев С.Т. из списка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по <адрес>, действий Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по исключению из сводного списка граждан - участников указанной подпрограммы по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год с момента подачи заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абдулжалиев С.Т. удовлетворить.
Признать незаконными действия главы администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета об исключении Абдулжалиев С.Т. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Обязать главу администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета включить Абдулжалиев С.Т. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и восстановить в очереди с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края включить Абдулжалиев С.Т. в список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварийи катастроф - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ год по <адрес>, в сводный список граждан - участников указанной подпрограммы по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год с момента подачи заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 января 2017 года.
Судья: Т.В.Белова