НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Называевского городского суда (Омская область) от 10.05.2018 № 2А-135/2018

Дело № 2а-135/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Называевск 10.05.2018

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи

В.Б.Белоусова

при секретаре судебного заседания

ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Омской области к ФИО2 о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о восстановлении пропущенного срока обращения в суд для подачи административного иска, взыскании земельного налога, пени.

Согласно иску, согласно определения мирового судьи судебного участка № 39 Называевского судебного района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 ИНН: , в связи с тем, что заявленное требование не является бесспорным, налоговому органу разъяснено право повторного обращения в суд.

На основании статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации, статьи 5 ЗК РФ ФИО2 является плательщиком земельного налога в границах сельских поселений.

Данные необходимые для исчисления налогов (налоговая база, адрес объекта, дата начала и дата окончания владения и др.) предоставляют регистрирующие органы в электронном виде в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.

Согласно сведениям, поступившим из регистрирующего органа ФИО2 является собственником земельного участка согласно приложения №

В силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

С учетом положений ст. 52 НК РФ инспекцией в адрес ФИО2 заказным письмом было направлено налоговое уведомление на оплату земельного налога в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ по сроку оплаты ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.. на оплату земельного налога в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ г. по сроку оплаты ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., на оплату земельного налога в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ сроку оплаты ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., на оплату земельного налога в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ г. по сроку оплаты ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.. которое в установленный срок плательщиком исполнено не было (расчет сумм налога в приложение )

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Пунктом 1 и 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В соответствии с пунктом 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов. Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

На основании положения статей 69. 70 НК РФ налоговым органом заказным письмом ФИО2 было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в границах сельских поселений ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере <данные изъяты> руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере <данные изъяты>. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере <данные изъяты> руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в границах сельских поселений ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере <данные изъяты> руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Данные требования в добровольном порядке ответчиком в срок исполнены не были (приложение )

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора. Пеня за каждый день прострочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НКРФ»

Согласно электронной карточки РСБ (карточка расчетов с бюджетом) и электронного журнала требований об уплате по состоянию на дату составления настоящего заявления за налогоплательщиком числится следующаязадолженность: задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму в размере <данные изъяты> руб. Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере <данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законные установленные налоги, предусмотрена в статье 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Налоговый орган считает, что пропущенный срок для повторного обращения с административным исковым заявлением после отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание обязательных платежей на основании определения мирового судьи судебного участка №39 Называевского судебного района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении заявления подлежит восстановлению по следующим основаниям: Незначительный срок пропуска для подачи административного искового заявления: Сумма задолженности является существенной для бюджета Омской области.

В связи с чем, истец просит, восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления о взыскании с ФИО2 ИНН: задолженности на общую сумму в размере <данные изъяты>. Взыскать с ФИО2 ИНН: задолженность на общую сумму в размере <данные изъяты>.. в том числе задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений за ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму в размере <данные изъяты> руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Административным истцом при подаче иска заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик ФИО2 возражений против рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представила.

По ходатайству административного истца, с согласия административного ответчика, с учетом того, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Частью 1 ст. 70 НК РФ регламентировано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Таким образом, законодателем возложена обязанность на суд проверять соблюдение срока на обращение в суд, без заявления стороны в споре.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Судом установлено, что ответчик ФИО2 являлся плательщиком земельного налога.

Из требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направленном согласно реестру ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11, 11.об.) усматривается, что ответчик должен был оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельный налог в границах сельских поселений ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> коп.

Из требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направленном согласно реестру ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12.,12 об.) усматривается, что ответчик должен был оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельный налог в границах сельских поселений на сумму <данные изъяты> руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ

Из требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направленном согласно реестру ДД.ММ.ГГГГ(л.д.15,15 об.) усматривается, что ответчик должен был оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельный налог в границах сельских поселений ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб.

Из требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. направленном согласно реестру ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17,21) усматривается, что ответчик должен был оплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельный налог в границах сельских поселений на общую сумму <данные изъяты> руб.(текущ.- 932 руб.)

Обязанность по уплате налога должником не исполнена, что и явилось для налогового органа основанием для обращения сначала к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выдаче судебного приказа, а затем в районный суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ (направлен почтой ДД.ММ.ГГГГ). Однако при этом ИФНС № 4 по Омской области был пропущен установленный ст. 48 НК РФ пресекательный срок на обращение в суд с иском о взыскании налогов и пени, истекший ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В указанной связи суд приходит к выводу, что как на дату обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, так, и тем более, на дату обращения в суд с настоящим иском, истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогам и пени.

Истец просит восстановить срок обращения в суд с иском ссылаясь на незначительный срок пропуска для подачи административного искового заявления и то, что сумма задолженности является существенной для бюджета Омской области. Однако суд не считает эти причины уважительными. В связи с чем, оснований для его восстановления суд не находит.

При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем налоговому органу должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области к ФИО2 о взыскании задолженности по земельному налогу и пени - отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Называевский городской суд Омской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения.

Судья В.Б.Белоусов