НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Назаровского городского суда (Красноярский край) от 29.06.2023 № 2-1929/2022

РЕШЕНИЕ

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ года г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Гуртовенко Т.Е.,

при секретаре Козьминой И.В.,

с участием:

истца Лазаревой И.А., ее представителя адвоката Селивановой Н.П. представившей ордер,

представителя ответчика Абраменко С.М. действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаревой И.А. к Администрации Назаровского района о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, обязании произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет

УСТАНОВИЛ:

Лазарева И.А. обратилась в Назаровский городской суд Красноярского края с иском к Администрации Назаровского района о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, обязании произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет. Требования мотивирует тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером и получает страховую пенсию по старости. В связи с тем, что у нее 33 года 7 месяцев стажа государственной службы, с ДД.ММ.ГГГГ она является так же получателем дополнительной меры пенсионного обеспечения - пенсии за выслугу лет в размере 3 000 руб. ежемесячно, как лицо, замещавшее муниципальные должности, в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в РФ», которая выплачивается Администрацией Назаровского района Красноярского края.

23.12.2021 был принят Закон Красноярского края № 2-364 «О внесении изменений в статью 11.1 Закона края от 20 декабря 2005 г. N 17-4314 "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края". В Пункте 6 - слова "2.8 должностною оклада" заменены словами "2,8 оклада денежного содержания"; также пункт 6 дополнен абзацем следующего содержания:

"Предусмотренное абзацем первым настоящего пункта количество окладов денежного содержания увеличивается на 0,1 оклада денежного содержания за каждый полный год стажа гражданской службы свыше 30 лет, но не более чем до 3,8 оклада денежного содержания включительно.";

Пункт 8 изложен в следующей редакции:

"8. Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями, применяемые при расчете денежного содержания гражданского служащего на день прекращения гражданской службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет:

5000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы менее 20 лет;

7000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы от 20 до 30 лет;

10 000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы 30 и более лет.";

Согласно ч. 2 Закона Красноярского края № 2-364 от 23.12.2021 г., пенсии за выслугу лет, назначенные в связи с прохождением государственной гражданской службы края до 1 июля 2022 года, подлежат перерасчету с 1 июля 2022 года в соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 11.1 Закона края "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края" (в редакции настоящего Закона).

Однако, не смотря на принятый закон и прямое указание на перерасчет пенсии за выслугу лет, назначенной в связи с прохождением государственной гражданской службы края до 1 июля 2022 года, с 1 июля 2022 года, Администрацией Назаровского района Красноярского края, не был произведен перерасчет причитающейся истцу дополнительной пенсии, назначенной в связи с прохождением государственной гражданской службы края до 1 июля 2022, в установленный законом срок, а именно с 1 июля 2022 года.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с письменным заявлением на имя Главы Назаровского района Красноярского края К с просьбой пересчитать пенсию на основании Закона Красноярского края № 2-364 от 23.12.2021 «О внесении изменений в статью 11.1 Закона края от 20 декабря 2005 г. N 17-4314 "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края". Однако в добровольном порядке произвести перерасчет было отказано, в связи с чем, истец вынуждена была обратиться в суд.

В судебном заседание истец и ее представитель на иске настаивали, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку Закон Красноярского края № 2-364 «О внесении изменений в статью 11.1 Закона края от 20 декабря 2005 г. N 17-4314 "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края" не подлежит применению к истице так как она является не госслужащей, а муниципальным служащим. Решение о внесении изменений в решение Назаровского района совета депутатов от 29.06.2017 № 19-122 «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Назаровского района» которым был изменен размер пенсии принят 19.06.2023 вступил в законную силу 22 июня 2023 года после опубликования. С 22 июня 2023 года пенсия истицы будет пересчитана, на основании данного решения.

Представитель третьего лица Министерство финансов Красноярского края, в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Лазарева И.А. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером и получает страховую пенсию по старости. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ является так же получателем дополнительной меры пенсионного обеспечения - пенсии за выслугу лет как лицо, замещавшее муниципальные должности, в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в РФ», которая выплачивается Администрацией Назаровского района Красноярского края, в размере 3 000 руб. ежемесячно. Стаж муниципальной службы 33 года 7 месяцев, что не оспаривалось сторонами.

ДД.ММ.ГГГГ Лазарева И.А. обратилась с письменным заявлением на имя Главы Назаровского района Красноярского края К с просьбой пересчитать дополнительную пенсию на основании Закона Красноярского края № 2-364 от 23.12.2021 «О внесении изменений в статью 11.1 Закона края от 20 декабря 2005 г. N 17-4314 "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края".

03.10.2022 произвести перерасчет, было отказано, со ссылкой на п. 16 Обзора судебной практики по спорам связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016. Поскольку дополнительное пенсионное обеспечение муниципальных служащих, осуществляется за счет местного бюджета, в соответствии с этим, с учетом бюджетных возможностей муниципальные образования вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии. Условия пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта РФ, не могут быть применены к муниципальным служащим.

Согласно п.4 ст. 7 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, пенсионное обеспечение граждан за счет соответствующих бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, является дополнительной мерой пенсионного обеспечения граждан.

Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Пунктом 6.4. Положения об условиях и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Назаровского района, утвержденного Решением Назаровского районного Совета депутатов от 29.06.2017 № 19-112, так же ст. 9 Закона Красноярского края от 24.04.2028 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», перерасчет размера пенсии возможен в случае:

а) увеличения продолжительности стажа муниципальной службы в связи с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной гражданской службы Российской Федерации или должности муниципальной службы и (или) замещения должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, расположенных на территории края, не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом;

б) увеличения в централизованном порядке размера денежного содержания по должности муниципальной службы, замещавшейся либо на день прекращения муниципальной службы, либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

в) изменения размера страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, исходя из которых определен размер пенсии за выслугу лет.

Пунктом 1.1.2 Решения Назаровского районного Совета депутатов от 27.02.2020 № 44-312, внесены изменение в Решение Назаровского районного Совета депутатов от 29.06.2017 № 19-112, «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Назаровского района», пункт 3.3. раздела 3 дополнен абзацем вторым следующего содержания:

«Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже:

а) 1000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 10 лет до 20 лет,

б) 2000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 20 лет до 30 лет,

в) 3000 рублей при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 30 лет и более».

Размер дополнительной пенсии 3000 рублей, был назначен Лазаревой И.А. ДД.ММ.ГГГГ как лицу имеющему стаж муниципальной службы более 30 лет, в соответствии с вышеуказанным решением.

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Законом Красноярского края от 23.12.2021 N 2-364 "О внесении изменений в статью 11.1 Закона края "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края" определено пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями, применяемые при расчете денежного содержания гражданского служащего на день прекращения гражданской службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет:

5000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы менее 20 лет;

7000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы от 20 до 30 лет;

10000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы 30 и более лет."

При этом указанным законом определено, что пенсии за выслугу лет, назначенные в связи с прохождением государственной гражданской службы края до 1 июля 2022 года, подлежат перерасчету с 1 июля 2022 года в соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 11.1 Закона края "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края" (в редакции настоящего Закона).

О применении, указанного закона к муниципальным служащим в части перерасчета пенсии не указано, поскольку размер пенсии муниципальным служащим определен Законом Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае".

Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Пунктом 8 ст. 9 Закона Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" определено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 2,8 суммы должностного оклада и ежемесячной надбавки за классный чин (далее в настоящей статье - оклад для назначения пенсии) с учетом действующих на территории районного коэффициента, процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями, установленного по должности муниципальной службы, замещавшейся на день прекращения муниципальной службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, пунктом 9 настоящей статьи.

Количество окладов для назначения пенсии, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, увеличивается на 0,1 оклада для назначения пенсии за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 30 лет, но не более чем до 3,8 оклада для назначения пенсии включительно.

Пунктом 2 Закона Красноярского края от 06.04.2023 N 5-1710 "О внесении изменений в Закон края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», определено, что пенсии за выслугу лет, назначенные до вступления в силу настоящего Закона, подлежат пересчету с соблюдением положений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 9 Закона края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в <адрес>" (в редакции настоящего Закона), в соответствии с решением представительного органа муниципального образования.

Пунктом 1.1.2 Решения Назаровского районного Совета депутатов от 19.06.2023 № ВЧ-239, внесены изменение в Решение Назаровского районного Совета депутатов от 29.06.2017 № 19-112, «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Назаровского района», абзац второй пункта 3.3. раздела 3 изложен в следующей редакции:

«Размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями, применяемые при расчете денежного содержания муниципального служащего на день прекращения муниципальной службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет:

5000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы менее 20 лет;

7000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 20 до 30 лет;

10000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы 30 и более лет.».

Решение представительного органа муниципального образования Назаровского района, которым приведен размер пенсий муниципальным служащим Назаровского района в соответствие с п. 8 ст. 9 Закона Красноярского края от 24.04.2008 N 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" вступило в силу 22.06.2023 после его опубликования 21 июня 2023 года.

Таким образом, учитывая, что решением Назаровского районного Совета депутатов от 19.06.2023 № ВЧ-239, не предусмотрено распространение действия изменений до их вступления в силу, оснований для перерасчет Лазаревой И.А. пенсии с 01.07.2022 не имеется.

Поскольку на момент обращения Лазаревой И.А. с требованием о перерасчете пенсии оснований для ее перерасчета не имелось, после внесённых изменений Администрация Назаровского района будет производить перерасчет с 22.06.2023, что подтверждается представленной справкой, таким образом, ответчиком права истца не нарушены.

Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий не одновременно с изменениями в Закон края "Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края" не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Назаровского района, в том числе истца Лазаревой И.А.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Лазаревой И.А. к Администрации Назаровского района о признании незаконным отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет, обязании произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет, – отказать.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>