НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Назаровского городского суда (Красноярский край) от 20.12.2021 № 2-1957/2021

РЕШЕНИЕ

<данные изъяты>

20 декабря 2021 года г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Гуртовенко Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А,

с участием представителя истца адвоката Костяного Э.В. представившего ордер,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черноусовой Н.В. к Межрайонная ИФНС России по Красноярскому краю о взыскании не выплаченной заработной платы, процентов за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

Черноусова Н.В. обратилась в суд с иском к Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю о взыскании не выплаченной заработной платы, процентов за нарушение сроков выплаты, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что истец с 02.03.2015 проходила государственную гражданскую службу в МИФНС России № 12 по Красноярскому краю, занимала должность налогового инспектора. 05.04.2021 служебный контракт был расторгнут в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом в период работы при убытии в отпуск с 23.03.2020 по 03.04.2020, с 03.08.2020 по 01.09.2020, с 14.12.2020 по 22.12.2020, и при увольнении истцу выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При расчете сумм отпускных, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск. Инспекцией не были учтены начисления в виде материального стимулирования и единовременные поощрения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на материальное стимулирование.

Вместе с тем, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное за период работы материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Согласно перерасчету с учетом сумм денежного стимулирования, истица полагает, что к выплате ей полагается: доплата за компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы (3-х месячное денежное содержание) в размере 72479 рублей 91 копейку, по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (денежное содержание за 4-й месяц) в размере 24159 рублей 97 копеек, по оплате отпуска с 23.03.2020 по 03.04.2020 в размере 8048 рублей 04 копейки, по оплате отпуска с 03.08.2020 по 01.09.2020 в размере 27325 рублей 55 копеек, по оплате отпуска с 14.12.2020 по 22.12.2020 в размере 8349 рублей 12 копеек, по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 22263 рубля 39 копеек. Кроме того, считает, что подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ за период с 05.04.2021 по 15.10.2021 в размере 12047,87 руб., с 16.10.2021 по день фактического погашения задолженности. Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред, оцененный истцом в в размере 20000 рублей. Так же просит взыскать судебные расходы по составлению искового заявления 3000 рублей.

В судебное заседание истец не явилась, в исковом заявлении просила рассматривать дело в ее отсутствие, с участием представителя адвоката Костяного Э.В.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивал, по доводам, изложенным в иске. По ходатайству ответчиков о пропуске срока исковой давности считает, что истцом срок исковой давности не пропущен, срок следует исчислять с момента увольнения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался, направили в суд возражения, в которых заявили о рассмотрении дела в их отсутствие. Согласно письменного отзыва просят в иске отказать, ссылаясь на то, что суммы дополнительного материального стимулирования не должны учитываться судом при расчете спорных выплат, поскольку они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, а также указывают на то, что при исчислении денежного содержания данного сотрудника суду необходимо руководствоваться Правилами исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением N 562 от 06.09.2007 года. Расчет отпускных и компенсаций произведен надлежащим образом, в соответствии с указанными правилами в период нахождения работника в отпуске и при его увольнении в связи с сокращением работнику сохраняется денежное содержание, а не средний заработок. Кроме того, заявили о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям по оплате отпуска с 23.03.2020 по 03.04.2020 в размере 8048 рублей 04 копейки и по оплате отпуска с 03.08.2020 по 01.09.2020 в размере 27325 рублей 55 копеек.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.03.2015 между Межрайонная ИФНС России № 12 и Черноусовой Н.В. заключен служебный контракт N о замещении последней должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок.

05.04.2021 служебный контракт с Черноусовой Н.В. был расторгнут в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что следует из записи в трудовой книжке и копии приказа.

Согласно представленным приказом Черноусовой Н.В. предоставлялся отпуск с 23.03.2020 по 03.04.2020, с 03.08.2020 по 01.09.2020, с 14.12.2020 по 22.12.2020.

При увольнении Черноусовой Н.В. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск и компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

Однако при расчете среднемесячной заработной платы для выплаты указанных сумм работодателем не были учтены суммы в виде материального стимулирования и единовременные поощрения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на материальное стимулирование, выплата которых подтверждены представленными приказами.

Не согласившись с размером указанных выплат, истец представила свой расчет с учетом указанных сумм материального стимулирования, в соответствии с которым ей подлежит доплате компенсация при увольнении с государственной гражданской службы (3-х месячное денежное содержание) в размере 72479 рублей 91 копейку, по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (денежное содержание за 4-й месяц) в размере 24159 рублей 97 копеек, по оплате отпуска с 23.03.2020 по 03.04.2020 в размере 8048 рублей 04 копейки, по оплате отпуска с 03.08.2020 по 01.09.2020 в размере 27325 рублей 55 копеек, по оплате отпуска с 14.12.2020 по 22.12.2020 в размере 8349 рублей 12 копеек, по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 22263 рубля 39 копеек.

Представленный истцом расчет, арифметически стороной ответчика не оспаривался. При этом ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о доплате за отпуск с 23.03.2020 по 03.04.2020 в размере 8048 рублей 04 копейки, за отпуск с 03.08.2020 по 01.09.2020 в размере 27325 рублей 55 копеек.

Согласно ч. 2 ст. 392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В силу ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Поскольку начало течение срока исковой давности связывается законодателем с днем установленного срока выплаты. Указанный срок является индивидуальным для каждой выплаты в отдельности.

С исковым заявлением истец обратилась 14.10.2021, таким образом, требования за период о доплате за отпуск с 23.03.2020 по 03.04.2020 в размере 8048 рублей 04 копейки, за отпуск с 03.08.2020 по 01.09.2020 в размере 27325 рублей 55 копеек, заявлены истцом за пределами установленного ст.392 ТК РФ срока.

При этом суд учитывает, что истец ежемесячно получала расчетные листы и заработную плату, следовательно, о размере фактических начислений было известно ежемесячно.

Доказательств уважительности причин объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд, в ходе судебного разбирательства не добыто, и истцом не представлено. Довод о том, что срок исковой давности следует исчислять с момента увольнения противоречит ч. 2 ст. 292 ТК РФ.

Таким образов в удовлетворении требований о доплате за отпуск с 23.03.2020 по 03.04.2020 в размере 8048 рублей 04 копейки, за отпуск с 03.08.2020 по 01.09.2020 в размере 27325 рублей 55 копеек, следует отказать в связи с пропуском срока исковой давности.

Разрешая спор, по иным требованиям применяя части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что суммы дополнительного материального служащего входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца.

При этом судом принимаются во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).

Пунктом 10 статьи 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд считает, что выплаченное Черноусовой Н.В. в соответствии с приказами материальное стимулирование и единовременные поощрения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении, в связи с чем суммы заявленные истцом по которым не прошел срок исковой давности подлежат взысканию.

В силу ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Истцом заявлено о компенсации за задержку выплаты недоначисленной заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ, указанные требования в связи с изменением судебной практики удовлетворению не подлежат, поскольку исходя из буквального толкования ст. 236 ТК РФ, ответственность наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, других начисленных выплат, спорные суммы работнику не начислялись, в связи с чем к суммам подлежащим взысканию ст. 236 ТК РФ применению не подлежит.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Принимая во внимание установление факта нарушения ответчиком трудовых прав истца, суд, руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ, приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда в сумме 4000 руб., размер которой определен с учетом степени причиненных истцу физических и нравственных страданий, требований разумности и справедливости.

Судебные расходы по оплате юридических услуг за составления иска в размере 3000 рублей, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от оплаты госпошлины.

Госпошлина по делу с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Красноярскому краю в пользу Черноусовой Н.В. невыплаченную компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы (3-х месячное денежное содержание) в размере 72479 рублей 91 копейку, компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы (денежное содержание за 4-й месяц) в размере 24159 рублей 97 копеек, оплату отпуска с 14.12.2020 по 22.12.2020 в размере 8349 рублей 12 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 22263 рубля 39 копеек, компенсацию морального вреда в размере 4000 рублей судебные расходы по составлению искового заявления 3000 рублей.

В остальной части иска отказать.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>