НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ) от 07.06.2021 № 2А-483/2021

Дело №2а-483/2021

83RS0001-01-2021-000625-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2021 года город Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего Яровицыной Д.А.,

при секретаре Вокуевой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Емельянова Романа Александровича к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о признании бездействия незаконным,

установил:

Емельянов Р.А. обратился в суд с административным иском Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее по тексту – УФНС по Краснодарскому краю) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности направить уведомление.

В обоснование требований указал, что приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее по тесту – Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ-А принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером был присвоен адрес с включением в него наименования элемента планировочной структуры территории <данные изъяты>» и на основании которого были внесены сведения в государственный адресный реестр. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 16.02.2021 указанный приказ Департамента был признан незаконным. Приказом Департамента от 19.03.2021 №1846-А были внесены изменения в части написания адреса земельного участка, с исключением из него наименования элемента планировочной структуры. Вместе с тем, изменения в сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре об адресе объекта адресации относительно адреса земельного участка, принадлежащего истцу не вносились, в связи с чем он обратился в адрес ответчика с заявлениями, в которых указал о несоответствии муниципальным правовым актам содержащийся в государственном адресном реестре сведений об адресе земельного участка и о необходимости направления в адрес Департамента соответствующего уведомления. Письмами УФНС по Краснодарскому краю ему указано на отсутствие каких – либо несоответствий и об отсутствии оснований для направления в адрес Департамента уведомления о выявленных несоответствиях содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресе земельного участка с кадастровым номером и необходимости их устранения. Полагает, что поскольку ответчику было известно о несоответствии сведении, содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресе, присвоенного земельному участку с кадастровым номером , тогда как последний должен был направить соответствующее уведомление, тем самым допустив бездействие.

В судебное заседание Емельянов Р.А. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, согласно направленного заявления, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, настаивая на заявленных требованиях.

Ответчик УФНС по Краснодарскому краю извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, согласно направленного заявления просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представил отзыв, в котором указывает на несогласие с заявленными требованиями, указывая, что отсутствуют основания для направления в адрес Департамента уведомления, поскольку оператор федеральной адресной системы проверяет только те сведения, которые содержатся в реестре, тогда как сведения об адресе земельного участка, принадлежащего истцу, а также приказ Департамента, которым были внесены в адрес изменения не содержится в государственной адресном реестре.

Заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя не направил. Согласно представленного отзыва, указывается на не согласие с заявленными требованиями, ссылаясь на исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 16.02.2021.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит следующему.

На основании ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо как установление несоответствие оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, так и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод истца.

Из материалов дела следует, что Емельянов Р.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в районе ст-цы <адрес>, <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-А указанному земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, городской округ <адрес>, ст-ца <адрес>, <адрес>, <адрес>. Местоположение объекта адресации указано Российская Федерация, <адрес>, городской округ <адрес>, ст-ца <адрес>, территория <адрес>», <адрес>.

Согласно приказу Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 21.10.2020 №5483-А уточнены сведения о наименовании элемента планировочной структуры муниципального образования город Краснодар, <адрес>, <адрес>, содержащихся в государственном адресном реестре, произведена замена элемента планировочной структуры с: «территория ДНТ Виктория», на: «территория СНТ Прибрежный».

В соответствии со сведениями, содержащимися в государственном адресном реестре об адресе объекта адресации, содержится запись в государственном адресном реестре об адресе земельного участка с кадастровым номером : страна: Российская Федерация, субъект Российской Федерации: <адрес>, городской округ: <адрес>, населенный пункт: <адрес>, элемент планировочной структуры Территория <адрес>», элемент улично-дорожной сети: <адрес>, земельный участок .

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 16.02.2021 приказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-А в части внесения в структуру адреса адрес образующего элемента - наименование элемента планировочной структуры признан незаконным.

Во исполнение апелляционного определения, приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-А внесены изменения в части написания адреса земельного участка, принадлежащего истцу: Российская Федерация, <адрес>, городской округ <адрес>, земельный участок .

При этом какие – либо изменения в сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре об адресе объекта адресации относительно адреса земельного участка с кадастровым номером не вносились, что подтверждается выпиской из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Емельянов Р.А. обратился в УФНС по Краснодарскому краю, в котором со ссылкой на признание апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 16.02.2021 незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ-А, просил направить в адрес Департамента уведомление о выявленных несоответствиях содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресе земельного участка с кадастровым номером и необходимости их устранения.

В ответ на данное заявление, УФНС по Краснодарскому краю письмом от ДД.ММ.ГГГГ указало на отсутствие оснований для направления в Департамент уведомления о выявленных несоответствиях адреса и необходимости их устранений.

Кроме того, письмом ответчика от 07.04.2021 на обращение от 30.03.2021 по вопросу внесения в государственный адресный реестр приказа Департамента 19.03.2021 №1846-А, Емельянову Р.А. указано на необходимость обращения по данному вопросу в Департамент.

Вместе с тем, согласно сообщению первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар от 26.04.2021, Емельянову Р.А. указано на исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 16.02.2021 путем исключения из адресообразуещего элемента наименования планировочной структуры на основании приказа Департамента ДД.ММ.ГГГГ-А. В сообщении также указано, что сведений о необходимости выполнения дополнительных мероприятий апелляционное определение не содержало.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ ведение государственного адресного реестра, эксплуатация федеральной информационной адресной системы, использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе следующих принципов: 1) единство правил присвоения адресов объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, изменения таких адресов и наименований, их аннулирования; 2) обеспечение достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах; 3) открытость содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.

Оператор федеральной информационной адресной системы несет ответственность за соответствие сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, информации, предоставленной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом органами государственной власти и (или) организациями для размещения в государственном адресном реестре.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, следующие полномочия определяет оператора федеральной информационной адресной системы.

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2014 № 384 Федеральная налоговая служба определена оператором федеральной информационной адресной системы.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет: 1) создание и эксплуатацию федеральной информационной адресной системы, в том числе создание и ведение государственного адресного реестра; 2) обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра; 3) предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе.

Оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет проверку соответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая проверку достоверности, полноты и актуальности этих сведений.

В случае выявления оператором федеральной информационной адресной системы несоответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах муниципальным правовым актам, нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, документам, принятым организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», а также установленным Правительством Российской Федерации правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов, в том числе требованиям к структуре адреса, оператор федеральной информационной адресной системы направляет в орган местного самоуправления, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо в организацию, признаваемую управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», разместившие соответствующую информацию, уведомление о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения.

В случае получения предусмотренного частью 4 настоящей статьи уведомления орган местного самоуправления, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», в срок не более чем один месяц со дня получения этого уведомления устраняет выявленные несоответствия или направляет оператору федеральной информационной адресной системы мотивированное уведомление об их отсутствии.

Предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи уведомления направляются в орган местного самоуправления, орган государственной власти, организацию, признаваемую управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», оператору федеральной информационной адресной системы в форме электронных документов в порядке и способами, которые предусмотрены порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.

Оператор федеральной информационной адресной системы несет ответственность за сохранность и доступность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 г. № 492 утверждены Правила межведомственного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, которые устанавливают порядок межведомственного информационного взаимодействия оператора федеральной информационной адресной системы с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями при ведении государственного адресного реестра.

Согласно п. 11 данных Правил в случае выявления оператором системы несоответствия сведений об адресах, содержащихся в государственном адресном реестре, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации - города федерального значения, муниципальным правовым актам, Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (далее соответственно - Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, несоответствия), оператор системы направляет в орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, признаваемую управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», разместившие или не разместившие соответствующую информацию (далее - уполномоченный орган), уведомление о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения (далее - уведомление о несоответствиях).

На основании п. 12 Правил уведомление о несоответствиях формируется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил оператором системы в течение одного рабочего дня со дня выявления несоответствия и содержит следующую информацию: а) сведения государственного адресного реестра, по которым выявлены несоответствия; б) уникальный номер (номера) реестровой записи (записей) государственного адресного реестра, в сведениях которой выявлены несоответствия; в) реквизиты нормативного правового акта субъекта Российской Федерации - города федерального значения, муниципального правового акта, которому не соответствуют сведения государственного адресного реестра (в случае, если выявлено несоответствие нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации - города федерального значения, муниципальным правовым актам); г) указание на положения Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, которым не соответствует адрес объекта адресации (в случае, если выявлено несоответствие указанным Правилам); д) дата направления уведомления о несоответствиях; е) фамилия и инициалы должностного лица оператора системы, подготовившего уведомление о несоответствиях, номер его служебного телефона (факса) и (или) адрес электронной почты; ж) фамилия и инициалы, должность лица оператора системы, подписавшего уведомление о несоответствиях.

В случае получения уведомления о несоответствиях уполномоченный орган в срок не более одного месяца со дня получения уведомления о несоответствиях устраняет выявленные несоответствия или направляет оператору системы мотивированное уведомление об отсутствии несоответствий (п. 14).

При обращении в УФНС по Краснодарскому краю с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Емельяновым Р.А. были представлены копия апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от 16.02.2021, которым приказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-А в части внесения в структуру адреса адрес образующего элемента - наименование элемента планировочной структуры признан незаконным, а также письмо Департамента, в котором указано на издание приказа от ДД.ММ.ГГГГ-А, которым внесены изменения в части написания адреса земельного участка, принадлежащего истцу: Российская Федерация, <адрес>, городской округ <адрес>, земельный участок .

Таким образом, ответчик, располагавший указанными документами, в которых содержались сведения о несоответствии утвержденным Правительством Российской Федерации Правилам № 1221 присвоенного приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-А адреса земельному участку с кадастровым номером , сведениям, содержащихся в государственном адресном реестре, соответствующее уведомление о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения в адрес органа, разместившего данную информацию не направил, допустив тем самым бездействие.

Доказательств, которые бы свидетельствовали об отсутствии оснований для выполнения указанной обязанности, ответчиком в нарушение ст. 62 КАС РФ суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В порядке восстановления нарушенного права Емельянова Р.А., суд приходит к выводу, что на ответчика следует возложить обязанность направить в адрес Департамента уведомление о выявленных несоответствиях адреса, присвоенного земельному участку с кадастровым номером , сведениям, содержащихся в государственном адресном реестре и необходимости его устранения.

Суд полагает необходимым также возложить на УФНС по Краснодарскому краю обязанность сообщить суду и лицу, предъявившему административное заявление об исполнении настоящего решения в течении одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Емельянова Романа Александровича к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о признании о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, выразившееся в не направлении в адрес Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар уведомления о выявленном несоответствии содержащегося в государственном адресном реестре сведений об адресе, присвоенного земельному участку с кадастровым номером и необходимости его устранения.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю направить в адрес Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар уведомление о выявленном несоответствии содержащегося в государственном адресном реестре сведений об адресе, присвоенного земельному участку с кадастровым номером и необходимости его устранения.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю направить сообщение об исполнении настоящего решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий подпись Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года