НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ) от 07.06.2021 № 2А-469/2021

Дело №2а-469/2021

83RS0001-01-2021-000635-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2021 года город Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего Яровицыной Д.А.,

при секретаре Вокуевой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Емельянова Романа Александровича к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании приказа незаконным в части, возложении обязанности внести изменения в государственный адресный реестр,

установил:

Емельянов Р.А. обратился в суд с административным иском Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее по тексту – Департамент) о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ-А незаконным в части, возложении обязанности внести изменения в государственный адресный реестр.

В обоснование требований указал, что приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-А принадлежащему ему земельному участку был присвоен адрес с включением в него наименования элемента планировочной структуры территории СНТ «Прибрежный», что не соответствует действительности. Полагает, что нарушены его права, поскольку участок ему предоставлялся для индивидуального жилищного строительства, членом СНТ он не является. Кроме того, на основании оспариваемого приказа в государственный адресный реестр внесены сведения об адресе земельного участка, в которых также содержится элемент планировочной структуры территории СНТ. В связи с чем, просит признать приказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-А незаконным, возложить на ответчика обязанность внести соответствующие изменения в государственный адресный реестр.

В судебное заседание Емельянов Р.А. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, согласно направленного заявления, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, настаивая на заявленных требованиях.

Ответчик Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя не направил. Согласно представленного отзыва, указывается на не согласие с заявленными требованиями, ссылаясь на законность приказа и соответствие адреса установленным нормам права, в том числе проекту планировки территории.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит следующему.

На основании ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо как установление несоответствие оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, так и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод истца.

Из материалов дела следует, что Емельянов Р.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в районе ст-цы <адрес>, <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ-А указанному земельному участку присвоен адрес: <адрес>, городской округ <адрес>, территория <адрес>, <адрес>, з/у .

Местоположение объекта адресации указано: <адрес>, <адрес>, муниципальное образование <адрес>, <адрес>, <адрес>, территория <адрес>, <адрес>, з/у .

В соответствии со сведениями, содержащимися в государственном адресном реестре об адресе объекта адресации, содержится запись в государственном адресном реестре об адресе земельного участка с кадастровым номером : <адрес>, территория <адрес>, <адрес>, земельный участок .

Полагая, что административный ответчик незаконно внес в структуру адреса адресообразущий элемент - наименование элемента планировочной структуры с указанием на нахождение земельного участка на территории садового некоммерческого товарищества Емельянов Р.А. обратился в суд с настоящим иском.

Согласно п. 27 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

В ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» даны следующие понятия: адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; государственный адресный реестр - государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах; объект адресации - объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации.

Статьей 4 указанного Закона установлено, что в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», осуществляют следующие полномочия: присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Правительством Российской Федерации от 19.11.2014 утверждены Правила № 1221, которые устанавливают порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, и перечень объектов адресации.

Пунктом 2 данных Правил установлено, что адресообразующими элементами является страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры - зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

В соответствии с 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению; обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами; легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.

Объектом адресации являются в том числе земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства) (п.5 Правил).

В силу п.22 Правил решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; аннулируемый адрес объекта адресации и уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре (в случае присвоения нового адреса объекту адресации); другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.

Пунктом 44 Правил установлено, что структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами (далее - реквизит адреса): наименование страны (Российская Федерация); наименование субъекта Российской Федерации; наименование муниципального района, муниципального округа, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа; наименование населенного пункта; наименование элемента планировочной структуры; наименование элемента улично-дорожной сети; наименование объекта адресации «земельный участок» и номер земельного участка или тип и номер здания (строения), сооружения; тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении, или наименование объекта адресации «машино-место» и номер машино-места в здании, сооружении.

В силу пунктов 47, 48 Правил Обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, муниципальный округ, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов). Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации.

В силу п.49 Правил структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); наименование объекта адресации «земельный участок» и номер земельного участка.

Согласно градостроительного плана № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером не имеет наименований элементов планировочной структуры, проект планировки территории не утвержден, земельный участок расположен в зоне резервной индивидуальной жилой застройки, зона Ж 1.2 – зона застройки индивидуальными жилыми домами за границей Краснодара.

Решением городской думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.6 «О наименовании адресных объектов в муниципальном образовании город Краснодар» утверждены наименования адресных объектов на территории муниципального образования город Краснодар в частности, в Старокорсунском сельском округе – <адрес>, расположенной параллельно <адрес>.

При этом иные адресообразующие элементы указанное решение не содержит.

Тогда как, согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территория садоводства или огородничества) - территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества.

Пунктом 26 ст. 54 указанного Закона предусмотрено, что территориальные зоны ведения дачного хозяйства, а также территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства, в составе иных территориальных зон, установленные в составе утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона правил землепользования и застройки, считаются соответственно территориальными зонами садоводства и территориями садоводства.

Вместе с тем, согласно представленному ответчиком в материалы дела в качестве обоснования своей позиции постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории, в районе СТ «Белая чайка», к западу от станицы Старокорсунская муниципального образования город Краснодар» утвержден проект планировки территории в районе СТ «Белая чайка», к западу от станицы Старокорсунская муниципального образования город Краснодар с внесением соответствующих изменений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар.

Однако указанное постановление сведений о территории СНТ «Прибрежный» не содержит.

Ответчиком в нарушение ст. 62 КАС РФ суду не представлено как доказательств того, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0433009:1334, принадлежащего Емельянову Р.А. располагаются в пределах территории СНТ «Прибрежный» так и доказательств о присвоении наименования элементу планировочной структуры территории СНТ «Прибрежный».

Анализируя приведенные нормы применительно к установленным обстоятельствам дела, оценивая представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о не обоснованности внесения в структуру адреса земельного участка с кадастровым номером 23:43:0433009:1334 адресообразующего элемента – наименования элемента планировочной структуры территории СНТ «Прибрежный», иного Департаментом не доказано.

При таких обстоятельствах, приказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ-А в части внесения в структуру адреса адрес образующего элемента - наименование элемента планировочной структуры следует признать незаконным.

Доводы представителя ответчика об отсутствии нарушении прав административного истца суд находит несостоятельным, поскольку с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ расположение земельного участка Емельянова Р.А. в границах дачного (садового) некоммерческого товарищества возлагает на него обязательства по внесению платы.

В связи с чем, внесение в структуру адреса земельного участка административного истца адресообразующего элемента - наименования элемента планировочной структуры может повлиять на законные права и интересы административного истца.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ ведение государственного адресного реестра, эксплуатация федеральной информационной адресной системы, использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе следующих принципов: 1) единство правил присвоения адресов объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, изменения таких адресов и наименований, их аннулирования; 2) обеспечение достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах; 3) открытость содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 г. № 492 утверждены Правила межведомственного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, которые устанавливают порядок межведомственного информационного взаимодействия оператора федеральной информационной адресной системы с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями при ведении государственного адресного реестра.

Этим же постановлением утвержден состав сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре.

Порядок ведения государственного адресного реестра утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 марта 2016 г. № 37н.

В соответствии с п. 3 данного приказа сведения в реестре размещаются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, а также организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Формирование и размещение уполномоченными органами и размещение оператором системы сведений для включения в реестр осуществляется с использованием системы, доступ к которой осуществляется в соответствии с Правилами межведомственного информационного взаимодействия (п. 23).

Согласно п. 24 приказа, сведения, включаемые в реестр, формируются уполномоченными органами в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса системы. При формировании сведений применяются справочники, реестры и классификаторы, используемые в системе в соответствии с настоящим Порядком.

В силу п. 43 приказа сведения, предусматривающие изменение реестровой записи, формируются уполномоченным органом, оператором системы, в порядке, предусмотренном для формирования информации и документов, впервые включаемых в реестровую запись.

Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ предусмотрено, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая, что государственный адресный реестр об адресе объекта адресации, содержит запись, содержащую сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0433009:1334, включающие в себя адресообразующий элемент – наименование элемента планировочной структуры территории СНТ «Прибрежный», тогда как приказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-А на основании которого были внесены указанные сведения признан незаконным, то суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности внести соответствующие изменения в государственный адресный реестр.

Суд полагает необходимым также возложить на Департамент обязанность сообщить суду и лицу, предъявившему административное заявление об исполнении настоящего решения в течении одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Емельянова Романа Александровича к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании приказа незаконным в части, возложении обязанности внести изменения в государственный адресный реестр удовлетворить.

Признать приказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ-А «О присвоении адреса земельному участку: <адрес>, <адрес>, городской округ <адрес>, территория <адрес>, <адрес>, земельный участок незаконным в части внесения в структуру адреса адрес образующего элемента - наименование элемента планировочной структуры.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар внести изменения в государственный адресный реестр, исключив из адреса земельного участка с кадастровым номером наименование элемента планировочной структуры.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар направить сообщение об исполнении настоящего решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий подпись Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года