Мотивированное решение составлено 07 февраля 2013 года.
Дело № 2-38/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 06 февраля 2013 года.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н.,
при секретаре Солонович Т.В.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Дорожного агентства республики Коми к ФИО1 о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования,
Установил:
Дорожное агентство республики Коми обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования.
Мотивирует свои требования тем, что в результате проведения весового контроля на постах весового контроля автодороги 17 июля 2010 года, 03 августа 2010 года и 23 сентября 2010 года установлены факты перевозки тяжеловесного груза автотранспортом Камаз 43118 с регистрационным знаком <данные изъяты>, находящимся во владении ФИО1 и под его управлением, с нарушением требований нормативно-правовых актов, а именно: перевозка осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевых нагрузок и полной массы транспортного средства. Общая сумма платы за провоз тяжеловесного груза, подлежащая уплате в бюджет Республики Коми с ФИО1 за допущенные нарушения по трем актам (17 июля 2010 года №, 03 августа 2010 года №, 23 сентября 2010 года №) составляет <данные изъяты>. Истец просит взыскать указанную сумму с ответчика.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о слушание дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 иск не признал. Показал, что расчет превышения осевой нагрузки, согласно актам, произведен истцом по автомобилю тягачу, а не автомобилю фургону изотермическому, находящемуся в его собственности. При перевозке груза он не превысил допустимую массу транспортного средства - 25 тонн кроме весового контроля 23 сентября 2010 года, когда он превысил допустимую массу транспортного средства на 50 килограмм. На всех дорогах Российской Федерации кроме дорог по Республике Коми допускается масса на ось 8 тонн.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ч. 1 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон).
В силу п. 7 ст. 12 Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно ч.ч. 8, 9 ст. 31 Закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Правила возмещения вреда причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Согласно п. 3 Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Документов, подтверждающих согласование ответчиком маршрута транспортного средства, получение специального разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов либо возмещение ответчиком вреда, причиняемого таким транспортным средством, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, в материалы дела не представлено.
Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов транспортным средством по дорогам Российской Федерации, определяется "Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ", утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996 года №1146. (далее – Инструкция).
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции под тяжеловесным грузом понимается - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции под тяжеловесным грузом понимается - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1.
В пункте 2 приложения № 1 Инструкции установлены предельные осевые и полные массы автотранспортного средства.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что транспортное средство Камаз 43118 с регистрационным знаком <данные изъяты>, представляет собой трехосный одиночный автомобиль, поэтому предельное значение массы такого автомобиля составляет 25 т.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что 17 июля 2010 года, 03 августа и 23 сентября 2010 года указанное транспортное средство Камаз 43118 с регистрационным знаком <данные изъяты> находилось во владении ФИО1 на основании свидетельства о регистрации транспортного средства, и под его управлением.
Расчет размера взыскиваемого вреда, представленный истцом, составлен на основании Постановления Правительства Республики Коми от 14 октября 2009 года № 295 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми» (далее –Постановление от 14.10.2009 года №295), в редакции изменений от 10 февраля 2010 года № 26, от 23 августа 2010 года № 268.
Дорожное агентство Республики Коми создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми № 16 от 07.02.2005 г. «Об утверждении Положения о Дорожном агентстве Республики Коми» (ред. от 22.03.2010 года №64) и является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области пользования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
В целях осуществления весового контроля транспортных средств на территории Республики Коми созданы посты весового контроля (ПВК) на автодорогах: №1 (9 км), №2 (314 км - пост ГИБДД), а также передвижные посты весового контроля (ППВК). Весовой контроль на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми осуществляется с использованием весового оборудования.
В результате взвешивания устанавливаются фактические весовые характеристики транспортного средства, и определяется их соответствие допустимым весовым параметрам. В случае превышения предельных допустимых значений массы и (или) осевых нагрузок транспортного средства оставляется акт контроля весовых параметров, в котором фиксируются все существенные условия, необходимые для расчета сумм платы за провоз тяжеловесного груза.
Судом установлено, что в результате проведения весового контроля на постах весового контроля автодороги Обход г. Сыктывкара (9 км.) 17 июля 2010 года установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом Камаз 43118 с регистрационным знаком <данные изъяты>, находящимся во владении ФИО1, и под его управлением, по маршруту ФИО2 –Нарьян-Мар, с нарушением требований нормативно-правовых актов, поскольку перевозка осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки.
Согласно результатам взвешивания, акту весового контроля от 17 июля 2010 года следует, что нагрузка автотранспорта Камаз 43118 с регистрационным знаком <данные изъяты>, составляет: на ось 1 - <данные изъяты> кг, на ось 2 – <данные изъяты>, на ось 3 – <данные изъяты> кг, полная масса - <данные изъяты> тонны, расстояние между осями тягача составляет: между 1 и 2 осью - 3,60 м., между 2 и 3 осью - 1,32 м.
Превышение фактических осевых нагрузок над предельными значениями, определяемые в соответствии с таблицами 1.1. и 1.2 Приложения 1 Постановлению № 295 от 14 октября 2009 года (в ред. от 10 февраля 2010 года) составляет:
для первой оси автомобиля превышения нет;
для второй оси автомобиля превышение имеется 13,714 % (07,96 -7)/7*100%;
для третьей оси автомобиля превышение имеется 15,857 % (08,11 -7)/7*100%.
Размер вреда за превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к Постановлению № 295 от 14 октября 2009 года (в ред. от 10 февраля 2010 года) на 17 июля 2010 года составляет:
для Рпом2 составляет 1120 руб. на 100 км, поскольку размер такого превышения попадает в диапазон от 10% до 20%;
для Рпом3 составляет 1 120 руб. на 100 км, поскольку размер такого превышения попадает в диапазон от 10% до 20%.
В соответствии с разъяснением по протяжённости маршрута 667, 240 км, с начислением базового компенсационного индекса сумма платы за провоз тяжеловесного груза по вышеуказанному акту от 17 июля 2010 № 4 составляет <данные изъяты>., из расчета Пр = (Рпм+Рпом2+Рпом3)* S* Ттг = (<данные изъяты> = <данные изъяты> руб.
Также установлено, что в результате проведения весового контроля на передвижных постах весового контроля автодороги Обход г.Сыктывкара (9 км) 03 августа 2010 года установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом Камаз 43118 с регистрационным знаком <данные изъяты>, находящимся во владении ФИО1, и под его управлением, по маршруту ФИО2 – Нарьян-Мар, с нарушением требований нормативно-правовых актов, поскольку перевозка осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки.
Согласно результатам взвешивания, акту весового контроля от 03 августа 2010 года следует, что нагрузка автотранспорта Камаз 43118 с регистрационным знаком А <данные изъяты> составляет: на ось 1 – <данные изъяты> кг., на ось 2 – <данные изъяты> кг., на ось 3 – <данные изъяты> кг., полная масса составляет <данные изъяты> тонны, расстояние между осями тягача составляет: между 1 и 2 осью - 3,60 м., между 2 и 3 осью - 1,32 м.
Превышение фактических осевых нагрузок над предельными значениями, определяемые в соответствии с таблицами 1.1. и 1.2 Приложения 1 Постановлению № 295 от 14 октября 2009 года (в ред. от 10 февраля 2010 года) составляет:
для первой оси автомобиля превышения нет;
для второй оси автомобиля превышение имеется 16,857% (8,18- 7)/ 7*100%);
для третьей оси автомобиля превышение имеется 10,071% (7,705 -7)/7*100%);
Размер вреда за превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к Постановлению № 295 от 14 октября 2009 года (в ред. от 10 февраля 2010 года) на 03 августа 2010 года составляет:
для Рпом2 составляет 1120 руб. за 100 км, поскольку размер такого превышения попадает в диапазон от 10% до 20%;
для Рпом3 составляет 1120 руб. за 100 км, поскольку размер такого превышения попадает в диапазон от 10% до 20%.
В соответствии с разъяснением по протяжённости маршрута 667,240 км. с начислением базового компенсационного индекса сумма платы за провоз тяжеловесного груза по вышеуказанному акту от 03 августа 2010 года составляет <данные изъяты> руб., из расчета Пр = (Рпм+Рпом2+Рпом3)* S* Ттг = (<данные изъяты> = <данные изъяты> руб.
Также установлено, что в результате проведения весового контроля на передвижных постах весового контроля автодороги 314 км автодороги Сыктывкар-Ухта 23 сентября 2010 года установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом Камаз 43118 с регистрационным знаком <данные изъяты>, находящимся во владении ФИО1, и под его управлением, по маршруту Сыктывкар – Н. Одес, с нарушением требований нормативно-правовых актов, поскольку перевозка осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки и превышения предельных значений полной массы транспортного средства.
Согласно результатам взвешивания, акту весового контроля от 23 сентября 2010 года следует, что нагрузка автотранспорта Камаз 43118 с регистрационным знаком <данные изъяты> составляет: на ось 1 – <данные изъяты> кг., на ось 2 – <данные изъяты> кг, на ось 3 – <данные изъяты>, полная фактическая масса составляет <данные изъяты> тонны, допустимая масса составляет 25,000 тонн, расстояние между осями тягача составляет: между 1 и 2 осью - 3,6 м., между 2 и 3 осью - 1,32 м.
Размер вреда за превышение допустимой нагрузки полной массы автопоезда в соответствии с Таблицей 1 Приложения к Постановлению № 295 от 14 октября 2009 года (в ред. от 23 августа 2010 года) на 23 сентября 2010 года равен 240 руб. за 100 км, поскольку размер такого превышения попадает в диапазон до 5 т.
Превышение фактических осевых нагрузок над предельными значениями, определяемые в соответствии с таблицами 1.1. и 1.2 Приложения 1 Постановлению № 295 от 14 октября 2009 года (в ред. от 23 августа 2010 года) составляет:
для первой оси автомобиля превышения нет;
для второй оси автомобиля превышение имеется 37, 714% (9,64 -7)/7*100%);
для третьей оси автомобиля превышение имеется 31 % (9,17-7)/7*100%).
Размер вреда за превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к Постановлению № 295 от 14 октября 2009 года (в ред. от 23 августа 2010 года) на 23 сентября 2010 года составляет:
для Рпом2 составляет 3 125 руб. на 100 км, поскольку размер такого превышения попадает в диапазон от 30% до 40%;
для Рпом3 составляет 3 125 руб. на 100 км, поскольку размер такого превышения попадает в диапазон от 30% до 40%.
В соответствии с разъяснением по протяжённости маршрута 395,581 км. с начислением базового компенсационного индекса сумма платы за провоз тяжеловесного груза по вышеуказанному акту от 23 сентября 2010 года составляет <данные изъяты> руб., из расчета Пр = (Рпм+Рпом2+Рпом3)* S* Ттг = (<данные изъяты> = <данные изъяты> руб.
Таким образом, общая сумма платы за провоз тяжеловесного груза по вышеуказанным актам составляет <данные изъяты> (<данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб. + <данные изъяты> руб.)
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Ответчиком в судебное заседание не представлено доказательств и собственного расчета размера вреда, которые бы отличались от представленных истцом. Также не было представлено доказательств недостоверности произведенных измерений и сведений, указанных в актах контроля весовых параметров и расчетах размера вреда.
В вышеуказанных актах весового контроля имеется роспись ФИО1, какие-либо замечания, в том числе относительно недостоверности произведенных измерений и параметров транспортного средства, не отражены.
Перевозка тяжеловесного груза приводит к преждевременному износу дорожного полотна, нанося дополнительный ущерб автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми.
Ответчик не отрицал прохождение вышеуказанным транспортным средством по маршруту автодороги ФИО2-Нарьян-Мар 17 июля 2010 года, 03 августа 2010 года по маршруту автодороги ФИО2 – Нарьян-Мар, 23 сентября 2010 года по маршруту Сыктывкар – Нижний Одес.
Довод ответчика о том, что расчет превышения осевой нагрузки, согласно актам, произведен истцом по автомобилю тягачу Камаз, а не автомобилю фургону изотермическому Камаз, находящемуся в его собственности, не может быть принят во внимание, поскольку расчет превышения осевой нагрузки рассчитывается применительно к любому транспортному средству.
Другой довод ответчика о том, что при перевозке груза он не превысил допустимую массу транспортного средства - 25 тонн, кроме весового контроля 23 сентября 2010 года, когда он превысил допустимую массу транспортного средства на 50 килограмм, не может быть принят во внимание, поскольку перевозка тяжеловесного груза автотранспортом истца осуществлялась с нарушением требований нормативно-правовых актов с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки 17 июля и 03 августа 2010 года, 23 сентября 2010 года с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки и полной массы транспортного средства.
Ссылка ответчика на то, что на всех дорогах Российской Федерации кроме дорог по Республике Коми допускается масса на ось 8 тонн, несостоятельна, поскольку в обоснование данного довода ответчиком доказательств не представлено.
Осуществляя перевозку тяжеловесных грузов без соответствующего разрешения, ответчиком были нарушены требования вышеуказанных нормативных документов, в результате чего причинен ущерб автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми в размере <данные изъяты>, который подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 336.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, поэтому с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> в доход МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Дорожного агентства республики Коми удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Дорожного агентства Республики Коми плату в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий –