Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2021-001201-74
Дело № 2а-759/2021 02 сентября 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебного заседания Рычковой Н.С.,
с участием представителя административного истца по доверенности Емельяновой О.В.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре административное дело по административному исковому заявлению Емельянова Романа Александровича к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании бездействия, обязании внести сведения об адресе земельного участка в государственный адресный реестр,
установил:
Емельянов Р.А. обратился в суд с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании бездействия, обязании внести сведения об адресе земельного участка в государственный адресный реестр.
В обоснование требований истцом указано, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № (дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ). Приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А указанному земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес>. Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ указанный приказ признан незаконным в части внесения в структуру адреса адресообразующего элемента наименования элемента планировочной структуры: <адрес>». Во исполнение указанного судебного постановления Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>». С учетом изменений, внесенных в приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-А приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А, земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Вместе с тем, указанное решение об изменении адреса объекта адресации в несоблюдение требований действующего законодательства не было внесено Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, как уполномоченным органом, в государственный адресный реестр, в результате чего нарушены права истца. Заявитель считает, что, тем самым, на стороне административного ответчика имеется незаконное бездействие.
Истец просит суд признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в невнесении в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации, в государственный адресный реестр адреса земельного участка с кадастровым номером №, присвоенного приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес><адрес>», а также в порядке восстановления нарушенного права заявителя обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар внести в государственный адресный реестр адрес земельного участка с кадастровым номером №, присвоенный приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>», а именно, следующий адрес земельного участка: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>.
Истец, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Емельянова О.В. на иске настаивала по тем же основаниям, доводы возражений ответчика в отзыве на исковое заявление считает необоснованными, напротив, свидетельствующими об обоснованности исковых требований. Обращает внимание, что по состоянию на момент рассмотрения дела решение (приказ) ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>» не внесено Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в государственный адресный реестр, допущенные нарушения не устранены. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв о несогласии с иском. Указал, что во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес><адрес>», согласно которому из структуры адреса объекта исключено указание на адресообразующий элемент – элемент планировочной структуры. Обращает внимание, что, по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, зарегистрировано <адрес>». Ответчик указывает, что в настоящее время им осуществляется актуализация сведений в государственном адресном реестре в отношении наименования вышеуказанного элемента планировочной структуры (садоводческое некоммерческое товарищество «<адрес> а также адресов входящих в него земельных участков. Пояснил, что решением Городской Думы Краснодара от 20.11.2014 № 70 «О наименовании адресных объектов в муниципальном образовании г. Краснодар» на вышеуказанной территории утверждены наименования элементов улично-дорожной сети, однако в данном решении отсутствует наименование элемента планировочной структуры. В настоящее время Городской Думой Краснодара и Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар рассматривается вопрос о присвоении наименования вышеуказанного элемента планировочной структуры – территория <адрес>». Просил в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица – УФНС России по Краснодарскому краю, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил в суд письменные пояснения по иску, где указал, что присвоение адресов объектам адресации, их изменение и аннулирование, а также размещение, изменение, аннулирование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляют органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов РФ. Указал, что в соответствии с приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А адрес объекта адресации (принадлежащего истцу земельного участка), присвоенный приказом, соответствует Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов. В связи с изменениями, внесенными в адрес объекта на основании приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «Об уточнении сведений, содержащихся в государственном адресном реестре», уточнены сведения о наименовании элемента планировочной структуры: «<адрес><адрес> Пояснил, что сведения об адресе: Российская Федерация, <адрес>, <адрес> а также о приказе Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А, не содержатся в государственном адресном реестре. Указывает, что полномочия по присвоению (изменению, аннулированию) адресов, а также по размещению таких адресов в государственном адресном реестре в данном случае возложены на Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
По определению суда с учетом мнения представителя истца дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как предусмотрено частью 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении настоящего дела на административного ответчика возлагается обязанность доказать следующие обстоятельства, предусмотренные пунктами 3, 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, в частности, обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости истец Емельянов Р.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью 600 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А указанному земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес>.
Местоположение объекта адресации в соответствии с указанным приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар указано как: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес>.
В соответствии со сведениями, содержащимися по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела в государственном адресном реестре, адрес земельного участка с кадастровым номером № значится как: <адрес>
Истец считает, что на стороне административного ответчика имеется незаконное бездействие по внесению в государственный адресный реестр сведений об адресе земельного участка с кадастровым номером №, присвоенном приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>».
Согласно пункту 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ) под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; в свою очередь, государственный адресный реестр – это государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах, а объект адресации – это объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации.
Статьей 4 Закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ установлено, что в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре.
В силу части 3 статьи 5 Закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», осуществляют следующие полномочия: присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Во исполнение пункта 4 части 1 статьи 5 Закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что адресообразующими элементами является страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры - зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
В соответствии с 3 пунктом Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать одному таким обязательным требованиям, как уникальность, что означает, что один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению; обязательность, что означает, что каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с Правилами; а также легитимность, что означает, что правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
Объектом адресации является, в том числе земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства) (пункт 5 Правил).
В силу пункта 22 Правил решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; аннулируемый адрес объекта адресации и уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре (в случае присвоения нового адреса объекту адресации); другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.
Пунктом 44 Правил установлено, что структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами (далее - реквизит адреса): наименование страны (Российская Федерация); наименование субъекта Российской Федерации; наименование муниципального района, муниципального округа, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа; наименование населенного пункта; наименование элемента планировочной структуры; наименование элемента улично-дорожной сети; наименование объекта адресации «земельный участок» и номер земельного участка или тип и номер здания (строения), сооружения; тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении, или наименование объекта адресации «машино-место» и номер машино-места в здании, сооружении.
В силу пунктов 47, 48 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, муниципальный округ, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов). Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации.
В силу пункта 49 Правил структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); наименование объекта адресации «земельный участок» и номер земельного участка.
В судебном заседании установлено, что приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А принадлежащему истцу земельному участку присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>», <адрес>.
Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ указанный приказ признан незаконным в части внесения в структуру адреса адресообразующего элемента наименования элемента планировочной структуры: <адрес>», в связи с тем, что Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар не были предоставлены доказательства обоснованности внесения в структуру адреса земельного участка заявителя адресообразующего элемента наименования элемента планировочной структуры – территория <адрес> в т.ч. соответствующий нормативный правовой акт о присвоении наименования элементу планировочной структуры.
Во исполнение указанного судебного постановления Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>».
С учетом изменений, внесенных в приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-А приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А, земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>
Вместе с тем, указанное решение об изменении адреса объекта адресации не было внесено Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в государственный адресный реестр, что послужило причиной обращения истца в суд с иском за защитой права.
Согласно пункту 25 Правил решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения. Принятие решения о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса без внесения соответствующих сведений в государственный адресный реестр не допускается.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в данном случае является органом, уполномоченным на принятие решения о присвоении адреса объекту адресации и на внесение в государственный адресный реестр указанного решения, что также подтверждается Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (утв. решением Городской Думы Краснодара № п.26 от ДД.ММ.ГГГГ).
В судебном заседании установлено, что, несмотря на издание ответчиком приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-А о внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-А в части уточнения адреса земельного участка, принадлежащего истцу, указанное решение Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в течение срока, предусмотренного законодательством, не внесено в государственный адресный реестр, в т.ч. по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела.
Из материалов дела следует, что по состоянию на дату его рассмотрения сведения об адресе принадлежащего истцу земельного участка: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес>, а также приказ департамента архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ№-А, не содержатся в государственном адресном реестре, что также подтверждается пояснениями заинтересованного лица – УФНС России по Краснодарскому краю, который в данном случае, будучи территориальным органом ФНС России, согласно Постановлению Правительства РФ от 29.04.2014 № 384 «Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы» выполняет функции оператора федеральной информационной адресной системы, проверяя сведения, которые вносятся в федеральную информационную адресную систему уполномоченными субъектами.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на дату рассмотрения дела в государственном адресном реестре содержатся следующие сведения об адресе земельного участка, принадлежащего заявителю: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес>, а также ссылка на документ о присвоении адреса земельному участку (приказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А).
Сведения об уточнении адреса земельного участка на основании приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>» в государственный адресном реестре не содержатся.
Суд приходит к выводу о том, что ответчиком допущено незаконное бездействие при исполнении указанной обязанности по внесению в государственный адресный реестр решения о присвоении объекту адресации адреса – в течение 3-х рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Вопреки доводам ответчика, исковое заявление содержит обоснование факта нарушения прав истца, как собственника земельного участка, в результате оспариваемого бездействия ответчика, выразившегося в невнесении в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации, в государственный адресный реестр адреса земельного участка с кадастровым номером №, присвоенного приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>
В судебном заседании представитель истца пояснила, что расположение принадлежащего заявителю земельного участка исходя из сведений, внесенных ответчиком в государственный адресный реестр, в границах дачного (садоводческого) некоммерческого товарищества, предполагает обязанность по внесению платы в пользу соответствующей некоммерческой организации.
Аналогичные выводы о нарушении прав заявителя в результате некорректного указания в государственном адресном реестре адреса принадлежащего ему земельного участка содержатся во вступившем в законную силу апелляционном определении судебной коллегии по административным делам суда Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ (по делу №а-23/2021) по другому делу с участием тех же лиц.
Согласно статье 3 Закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ принципами ведения государственного адресного реестра, эксплуатации федеральной информационной адресной системы, использования содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах являются: 1) единство правил присвоения адресов объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, изменения таких адресов и наименований, их аннулирования; 2) обеспечение достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах; 3) открытость содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.
В свою очередь, как предусмотрено статьей 8 Закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ, содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой в том числе в форме открытых данных. Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
Таким образом, содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются информацией, имеющей значение при совершении юридически значимых действий, в связи с чем, в результате нахождения в государственном адресном реестре неактуальных сведений об адресе принадлежащего заявителю земельного участка нарушаются права заявителя, в условиях, когда обязанность по внесению в государственный адресный реестр актуальных сведений об адресе земельного участка истца законодательством в данном случае возлагается на ответчика.
Доводы ответчика со ссылкой на решение Городской Думы Краснодара от 20.11.2014 № 70 «О наименовании адресных объектов муниципальном образовании г. Краснодар» о том, что в границах территории, на которой расположен принадлежащий заявителю земельный участок, утверждены наименования элементов улично-дорожной сети без указания на наименование элемента планировочной структуры – <адрес>», напротив, по мнению суда, свидетельствует об обоснованности исковых требований.
В условиях принятия ответчиком во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по другому делу с участием тех же лиц решения об уточнении адреса принадлежащего заявителю земельного участка, на Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, как уполномоченный орган, возлагается обязанность, установленная приведенными положениями действующего законодательства, по внесению сведений о присвоении адреса объекту адресации в государственный адресный реестр.
Проанализировав доказательства, полученные в ходе рассмотрения дела, по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в порядке статьи 62 КАС РФ не предоставлено доказательств отсутствия на его стороне оспариваемого незаконного бездействия, а равно доказательств исполнения по состоянию на момент рассмотрения дела предусмотренной законодательством обязанности по внесению сведений о присвоении адреса объекту адресации в государственный адресный реестр.
Суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, оспариваемое бездействие ответчика, как противоречащее законодательству и нарушающее права истца, подлежит признанию незаконным.
Таким образом, оспариваемое бездействие ответчика следует признать незаконным.
В порядке восстановления нарушенного прав заявителя на ответчика следует возложить обязанность внести в государственный адресный реестр адрес земельного участка с кадастровым номером №, присвоенный приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес><адрес><адрес>», а именно, следующий адрес земельного участка: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес>
Также согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ об исполнении настоящего решения суда, вступившего в законную силу, в части обязания Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар внести в государственный адресный реестр адрес земельного участка с кадастровым номером № присвоенный приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>», а именно, следующего адреса земельного участка: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес> - Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу необходимо сообщить в Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа, а также истцу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче иска в суд истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., которые подлежат взысканию в пользу истца с ответчика, иск к которому признан судом обоснованным.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Емельянова Романа Александровича к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании бездействия, обязании внести сведения об адресе земельного участка в государственный адресный реестр – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в невнесении в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации, в государственный адресный реестр адреса земельного участка с кадастровым номером №, присвоенного приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>
Возложить на Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар обязанность внести в государственный адресный реестр адрес земельного участка с кадастровым номером №, присвоенный приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>», а именно, следующий адрес земельного участка:
- №.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в пользу Емельянова Романа Александровича расходы по уплате государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд в размере 300 (триста) рублей 00 (ноль) копеек.
Разъяснить, что об исполнении настоящего решения суда, вступившего в законную силу, в части обязания Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар внести в государственный адресный реестр адрес земельного участка с кадастровым номером №, присвоенный приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О внесении изменений в приказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ№-А «О присвоении адреса земельному участку: Российская Федерация, <адрес>, <адрес><адрес>», а именно, следующего адреса земельного участка: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, - Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу необходимо сообщить в Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа и Емельянову Роману Александровичу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение суда изготовлено 13 сентября 2021 года