НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ) от 02.08.2021 № 2А-508/202102АВГУ

Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2021-000709-95

Дело № 2а-508/2021 02 августа 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лиходед Т.Л.,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, пени,

установил:

административный истец – Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (МИФНС России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, пени.

В обоснование требований указано, что в связи с принадлежностью транспортного средства, объектов недвижимого имущества ответчик является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Также до июня 2019 года в связи с наличием статуса индивидуального предпринимателя ответчик являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование. Обязанность по уплате обязательных платежей исполнялась ответчиком ненадлежащим образом, за нарушение установленных законодательством сроков уплаты налогов, взносов налоговым органом начислены пени.

Истец просил суд взыскать с ответчика пени по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 гг. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 735,45 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 гг. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 333,88 руб.; пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 947,80 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год, 2018 год, 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1777,53 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 285,32 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2016 год в размере 19356,48 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2016 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6366,03 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2016 год в размере 3796,85 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2016 год, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1248,73 руб.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 на исковых требованиях настаивала в полном объеме, по тем же основаниям. Пояснила, что суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год были доначислены ответчику в апреле 2019 года в связи с поступлением информации от органа пенсионного фонда, от которого ранее функции по администрированию данных платежей были переданы налоговому органу. Указала, что срок обращения в суд за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций истцом не пропущен. По состоянию на момент рассмотрения дела задолженность, указанная в иске, ответчиком не погашена, в т.ч. частично. Просила требования удовлетворить.

В судебном заседании ответчик с исковыми требованиями в части взыскания задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год не согласилась, считая, что указанной задолженности не имеется. Указала, что в январе 2018 года она обращалась в адрес МИФНС России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о зачете суммы излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год в счет погашения задолженности по уплате указанных взносов за 2017 год. По результатам рассмотрения указанного заявления налоговым органом было принято решение об уточнении платежа в части корректировки кода бюджетной классификации для перечисления сумм обязательных платежей. Также полагала, что истцом пропущен срок обращения в суд по требованиям о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год. В остальной части мотивированных возражений по иску не указала, заявленный размер задолженности не оспаривала.

Представитель заинтересованного лица – Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном письменном отзыве на иск указал, что, по сведениям органа пенсионного фонда, за ответчиком числилась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в размере 19356,48 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 3796,85 руб. Информация об указанной задолженности была передана органом пенсионного фонда в налоговый орган для осуществления дальнейшей процедуры взыскания в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов. Пояснил, что данных об уплате указанных страховых взносов за 2016 год по соответствующему коду бюджетной классификации в распоряжении пенсионного органа не имеется. Пояснил, что в марте 2019 года ответчик обращалась в адрес ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением об урегулировании задолженности по страховым взносам за периоды до ДД.ММ.ГГГГ. На указанное обращение ответчика был дан ответ, в т.ч. обращено внимание на наличие недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Исковые требования в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год считает обоснованными. В остальной части исковых требований разрешение спора оставил на усмотрение суда.

По определению суда с учетом мнения явившихся участников судебного разбирательства дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обозрев материалы дела аСП-1825/2020 мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 3 (и.о. мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 1) по заявлению МИФНС России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о выдаче судебного приказа на взыскание с ФИО1 недоимки по уплате обязательных платежей и санкций; материалы дела аСП-1878/2019 мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке № 1 по заявлению МИФНС России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о выдаче судебного приказа на взыскание с ФИО1 недоимки по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2-й квартал 2019 года, пени; материалы дела аСП-1035/2020 мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке по заявлению МИФНС России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о выдаче судебного приказа на взыскание с ФИО1 недоимки по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2018 год, пени, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статей 356-358 Налогового кодекса РФ (НК РФ) транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Согласно статьям 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, в т.ч. в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя предусмотрен статьей 432 НК РФ.

Из материалов дела следует, что в связи с принадлежностью транспортного средства, объектов недвижимого имущества ответчик является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц.

Также до июня 2019 года в связи с наличием статуса индивидуального предпринимателя ответчик являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.

Из материалов дела следует, что в адрес ответчика налоговым органом направлялись: налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2016 год со сроком уплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ; налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год со сроком уплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ; налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2018 год со сроком уплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес ответчика налоговым органом направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, пени по страховым взносам за периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ.

Также согласно материалам дела в адрес ответчика налоговым органом направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за периоды до ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1 статьи 45, пунктам 1, 2, 6 статьи 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование об уплате налога, т.е. извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в установленный срок, направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу пунктов 3, 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Истец просит суд взыскать с ответчика пени по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 гг. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 735,45 руб.

Из материалов дела следует, что исковые требования налогового органа к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год оставлены без удовлетворения вступившим в законную силу решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-155/2019.

В этой связи, поскольку налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2016 год, то производные требования о взыскании пени, начисленных на данную задолженность, не могут быть признаны обоснованными, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

Недоимка по транспортному налогу за 2017 год погашена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Недоимка по транспортному налогу за 2018 год взыскана с ответчика вступившим в законную силу решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-110/2021.

Возражений против исковых требований в данной части ответчиком не указано, заявленный расчет пени не оспаривается.

Расчет пени в данной части проверен судом, оснований для несогласия с расчетом суд не усматривает.

Таким образом, с ответчика согласно расчету, предоставленному истцом, подлежат взысканию пени по транспортному налогу за 2017 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 293,99 руб., а также пени по транспортному налогу за 2018 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 74,77 руб.

Истец просит суд взыскать с ответчика пени по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 гг. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 333,88 руб.

Из материалов дела следует, что исковые требования налогового органа к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год оставлены без удовлетворения вступившим в законную силу решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-155/2019.

В этой связи, поскольку налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, то производные требования о взыскании пени, начисленных на данную задолженность, не могут быть признаны обоснованными, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

Недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год погашена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год взыскана с ответчика вступившим в законную силу решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-110/2021.

Возражений против исковых требований в данной части ответчиком не указано, заявленный расчет пени не оспаривается.

Расчет пени в данной части проверен судом, оснований для несогласия с расчетом суд не усматривает.

Таким образом, с ответчика согласно расчету, предоставленному истцом, подлежат взысканию пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 128,45 руб., а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 41,17 руб.

Истцом заявлены требования о взыскании пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 947,80 руб.

Согласно пункту 1 статьи 346.28 НК РФ (статья 346.28 НК РФ признана утратившей силу со ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Из материалов дела и в судебном заседании не оспаривалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик имела статус индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2-й квартал 2019 года в срок, установленный законом, ответчиком уплачен не был, взыскан с ответчика вступившим в законную силу судебным приказом мирового судьи Ненецкого автономного округа в судебном районе Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа на судебном участке от ДД.ММ.ГГГГ по делу аСП-1878/2019.

Взысканная недоимка по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2-й квартал 2019 года погашена ответчиком несколькими платежами в марте – апреле 2020 года (окончательно – ДД.ММ.ГГГГ).

Возражений против исковых требований в данной части ответчиком не указано, заявленный расчет пени не оспаривается.

Расчет пени в данной части проверен судом, оснований для несогласия с расчетом суд не усматривает.

Таким образом, с ответчика согласно расчету, предоставленному истцом, подлежат взысканию пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 947,80 руб.

Истцом заявлены требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год, 2018 год, 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1777,53 руб.

В период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ответчик согласно статье 419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинские страхование.

Возражений против исковых требований в данной части ответчиком не указано, заявленный расчет пени не оспаривается.

Расчет пени в данной части проверен судом, оснований для несогласия с расчетом суд не усматривает.

Таким образом, с ответчика согласно расчету, предоставленному истцом, подлежат взысканию пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год, 2018 год, 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1777,53 руб.

Истцом заявлены требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 285,32 руб.

Возражений против исковых требований в данной части ответчиком не указано, заявленный расчет пени не оспаривается.

Расчет пени в данной части проверен судом. Суд обращает внимание, что согласно представленному расчету сумма пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, включенная в требование от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 285,32 руб., в то время как в иске заявлены требования о взыскании пени в данной части в размере 285,33 руб.

Таким образом, с ответчика согласно расчету, предоставленному истцом, оснований для несогласия с которым суд не усматривает, подлежат взысканию пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 285,32 руб., в остальной части исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Истцом заявлены требования о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2016 год в размере 19356,48 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2016 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6366,03 руб.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2016 год в размере 3796,85 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2016 год, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1248,73 руб.

Ответчик не согласна с требованиями в данной части, указывая на отсутствие задолженности по уплате страховых взносов. Также ответчик ссылается на пропуск налоговым органом предусмотренного законом срока для обращения в суд за принудительным взысканием недоимки.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.

В судебном заседании представитель истца пояснила, что суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год были доначислены ответчику в апреле 2019 года в связи с поступлением информации от органа пенсионного фонда, от которого ранее функции по администрированию данных платежей были переданы налоговому органу.

Как предусмотрено частью 1 статьи 19, статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (вступил в силу с 01.01.2017) передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В представленном письменном отзыве на иск представитель заинтересованного лица – Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу указал, что, по сведениям органа пенсионного фонда, за ответчиком числилась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в размере 19356,48 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год в размере 3796,85 руб. Информация об указанной задолженности была передана в налоговый орган для осуществления дальнейшей процедуры взыскания в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов. Указал, что данных об уплате указанных страховых взносов за 2016 год по соответствующему коду бюджетной классификации в распоряжении пенсионного органа не имеется. Пояснил, что в марте 2019 года ответчик обращалась в адрес ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением об урегулировании задолженности по страховым взносам за периоды до ДД.ММ.ГГГГ. На указанное заявление ответчика был дан ответ, в т.ч. обращено внимание на наличие непогашенной недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Из представленного в материалах дела ответа органа пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об урегулировании задолженности по страховым взносам за периоды до ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным пенсионного органа за ответчиком числится недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 19356,48 руб., а также по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3796,85 руб., что соответствует суммам страховых взносов за 2016 год, указанным в иске, поданном в суд по настоящему делу.

Из представленных истцом данных налогового обязательства ответчика следует, что указанная недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год, превышающая сумму в размере 3000 руб., была доначислена налоговым органом в апреле 2019 года, т.е. фактически после обращения ответчика в марте 2019 года в адрес органа пенсионного фонда по вопросу урегулирования данной задолженности.

По состоянию на 2019 год предусмотренный законом срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год наступил, при том, что на данную недоимку истцом в иске начислены пени со ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, процедура принудительного взыскания данной задолженности была инициирована налоговым органом спустя более полугода не только с момента истечения установленного законом срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год, но и с момента, когда указанная задолженность была отражена в апреле 2019 года в данных налогового обязательства ответчика, при том, что требование о погашении данной недоимки было выставлено истцом спустя более года – в июле 2020 года.

В материалах дела не имеется доказательств того, что недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год взыскивалась с ответчика – индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статье 47 НК РФ («Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя»).

В судебном заседании представитель истца полагала, что истцом не пропущен срок обращения в суд с требованиями о принудительном взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год.

Указанные доводы суд в установленных обстоятельствах дела оценивает критически, считая, что срок обращения в суд с указанными требованиями истцом пропущен.

Ходатайства о восстановлении срока обращения в суд с требованиями в данной части с указанием уважительных причин пропуска срока истцом по делу не заявлялось.

Обстоятельства, связанные с организацией работы органов пенсионного фонда, налоговых органов, порядка межведомственного взаимодействия между ними, сами по себе не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение установленных законом сроков обращения за принудительным взысканием недоимки по уплате обязательных платежей и санкций.

Равно как позднее направление требования о взыскании обязательных платежей и санкций за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ, не может являться основанием для иного исчисления срока обращения за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций и вывода о том, что указанный срок фискальным органом не пропущен.

Доводы ответчика об отсутствии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год со ссылкой на указанные ею обстоятельства в судебном заседании не нашли подтверждения.

В ходе рассмотрения дела ответчик указала, что в январе 2018 года она обращалась в адрес МИФНС России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о зачете суммы излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год в счет погашения задолженности по уплате указанных взносов за 2017 год. По результатам рассмотрения указанного заявления налоговым органом было принято решение об уточнении платежа в части корректировки кода бюджетной классификации для перечисления сумм обязательных платежей.

В судебном заседании ответчик пояснила, что она дополнительно не обращалась в адрес налогового органа с заявлением о направлении имеющейся у нее, по ее мнению, переплаты по уплате обязательных платежей в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год.

В свою очередь, в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства погашения (отсутствия) задолженности ответчика по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год.

Как предусмотрено частью 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Поскольку судом не установлено оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2016 год, то не подлежат удовлетворению и заявленные в иске требования производного характера о взыскании пени, начисленных на указанную недоимку.

В этой связи, исковые требования о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2016 год, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2016 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2016 год, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2016 год, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

В части исковых требований, признанных обоснованными: о взыскании пени по транспортному налогу за 2017 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, пени по транспортному налогу за 2018 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за второй квартал 2019 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год, 2018 год, 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – срок обращения за принудительным взысканием задолженности суд считает не пропущенным.

Общий размер указанной недоимки по санкциям за нарушение срока уплаты обязательных платежей, отдельные из которых были погашены ответчиком в 2021 году, составляет 3549,03 руб., данная задолженность включена налоговым органом в требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

В пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был выдан судебный приказ, впоследствии отмененный определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением от ответчика возражений относительно исполнения судебного приказа. Иск в суд по настоящему делу предъявлен налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах шести месяцев со дня отмены ДД.ММ.ГГГГ судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением установленного законом срока принудительного взыскания.

При подаче искового заявления в суд налоговый орган от уплаты государственной пошлины законом был освобожден.

Исковые требования имущественного характера признаны судом обоснованными к ответчику на общую сумму 3549,03 руб. государственная пошлина по которой в силу статьи 333.19 НК РФ составляет 400 руб.

Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

С учетом изложенного, государственная пошлина в размере 400 руб. подлежит взысканию с ответчика с зачислением суммы государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Доказательств наличия предусмотренных законом оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины в деле не имеется.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

решил:

административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, пени – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по месту жительства по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес><адрес>, пени по транспортному налогу за 2017 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 293 рубля 99 копеек, пени по транспортному налогу за 2018 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 74 рубля 77 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 128 рублей 45 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 41 рубль 17 копеек, пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за второй квартал 2019 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 947 рублей 80 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год, 2018 год, 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1777 рублей 53 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 285 рублей 32 копейки, всего взыскать: 3549 (три тысячи пятьсот сорок девять) рублей 03 (три) копейки.

В остальной части исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год, а также исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу за 2016 год, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2016 год, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2016 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2016 год, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2016 год, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по месту жительства по адресу: Ненецкий автономный округ, <адрес>, <адрес><адрес>, государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 (ноль) копеек с зачислением суммы государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Парфенов

Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2021 года