НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Наро-фоминского городского суда (Московская область) от 31.12.9999 №

                                                                                    Наро-Фоминский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Наро-Фоминский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РHHHHHРРР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ

Наро-Фоминский городской суд , в составе председательствующего федерального судьи Федорченко Е.П., при секретаре судебного заседания Заварзиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Переверзева ИА к Министерству социальной защиты населения , ОАО «Управляющая компания ЖКХ» о восстановлении льгот на коммунальные услуги, взыскании материального ущерба, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями, которые мотивирует тем, что он является ветераном труда, инвалидом № группы, а также участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, исходя из чего, ему гарантированы определенные льготы по оплате за услуги ЖКХ и до ДД.ММ.ГГГГ года данные льготы им беспрепятственно получались. УК ЖКХ с ДД.ММ.ГГГГ года лишило его всех льгот по оплате за услуги ЖКХ. До ДД.ММ.ГГГГ года истец и его жена, как ветераны труда, при оплате за услуги ЖКХ получали скидки в размере №% на оплату жилья и №% на оплату всех коммунальных услуг (электроэнергия, газоснабжение, отопление, горячая и холодная вода, канализация). С ДД.ММ.ГГГГ года функции по предоставлению льгот ветеранам труда были переданы с федерального на региональный уровень, был принят  от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ. По указанному Закону перечень и размеры льгот истца остался прежним, а для его жены появился выбор между льготами как ветерану труда и льготами как педагогу, вышедшему на пенсию. Истец указывает, что его жена выбрала льготы для педагога и они стали получать льготы по двум основаниям: истец – как ветеран труда, его жена – как неработающий педагог-пенсионе в указанный Закон были внесены изменения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем истцу исключили льготы по жилью, отоплению и электроэнергии, так как льготы жены по этим услугам распространялись на всю квартиру. Таким образом, у истца, как у ветерана труда, остались льготы в размере №% скидки на оплату других услуг, а именно: горячее и холодное водоснабжение, канализация (водоотведение) и газоснабжение. Такой порядок предоставления льгот сохранялся по ДД.ММ.ГГГГ года, а с ДД.ММ.ГГГГ года льготы истца были исключены с устным объяснением – поскольку жена истца получает льготы на всю квартиру. С ДД.ММ.ГГГГ льготы были заменены денежным возмещением и выплату по ним стали осуществлять органы соцзащиты напрямую гражданам. В расчет денежного возмещения органы соцзащиты включили только льготы жены истца, а именно: освобождение от оплаты за общую площадь всей квартиры; освобождение от оплаты за отопление всей квартиры; освобождение от оплаты за электроэнергию по нормативам . В ДД.ММ.ГГГГ года истец обращался в органы соцзащиты с просьбой восстановить его исключенные льготы на сумму № рублей в месяц, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, данное обращение осталось безрезультатным, органы соцзащиты ссылались на неделимость комплекса коммунальных услуг при предоставлении мер социальной поддержки. Данное утверждение ответчика истец полагает не основанным на законе. Истец просит суд обязать ответчика восстановить с ДД.ММ.ГГГГ ему, как ветерану труда, установленные Законом льготы на коммунальные услуги, которых он был незаконно лишен с ДД.ММ.ГГГГ года, а именно: скидку в размере №% на оплату горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. Также истец просит суд взыскать с ответчика в его пользу материальный ущерб за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере № рубль № копейки, а также компенсацию морального вреда в размере № рублей.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Наро-Фоминского Управления социальной защиты населения МСЗН  в судебное заседание явился, с иском не согласна.

Представитель ответчика ОАО «УК ЖКХ» в судебное заседание явилась, с иском не согласна.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица Мособлгаз в судебное заседание явился.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования Переверзева И.А. подлежащими удовлетворению частично.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 3  Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно части 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; гарантируются: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся в том числе: ветераны труда, инвалиды, имеющие III, II, I степени ограничения способности к трудовой деятельности (или I, II, III группу инвалидности); граждане, получившие (перенесшие) лучевую болезнь или другие заболевания вследствие воздействия радиации; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий воздействия радиации; педагогические работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области.

В соответствии со пунктом 2 статьи 2 Закона Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», при наличии у лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, законодательством Московской области право на получение одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований, по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

В соответствии со пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, законодательством Московской области право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, ежемесячная денежная выплата предоставляется по одному из оснований по их выбору.

Согласно статье 3 Закона Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона (ветеранам труда), при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области. Установленные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, указанных в пункте 43 статьи 1 настоящего Закона; 5) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления, и транспортных услуг для доставки твердого топлива) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти Московской области, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 15 Закона Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», лицам, указанным в пункте 31 статьи 1 настоящего Закона, (педагогические работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области), а также членам их семьи, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) освобождение от оплаты занимаемой общей площади жилого помещения; 2) освобождение от оплаты за электроэнергию в пределах нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством Московской области, за исключением лиц, указанных в пункте 31 статьи 1 настоящего Закона. Лица, указанные в пункте 31 статьи 1 настоящего Закона, а также члены их семей, освобождаются от оплаты за электроэнергию в пределах нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством Московской области, либо от оплаты за электроэнергию, потребляемую на освещение, по их выбору; 3) освобождение от оплаты за отопление, а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления: от оплаты за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки; Меры социальной поддержки, установленные пунктами 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда. Меры социальной поддержки, установленные пунктами 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, сохраняются: за лицами, указанными пункте 31 статьи 1 настоящего Закона, прекратившими трудовые отношения с учреждениями после установления (назначения) им пенсии (независимо от вида пенсии), если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области и других субъектов Российской Федерации, составляет не менее 10 лет и на день установления (назначения) пенсии они пользовались указанными мерами социальной поддержки;
Меры социальной поддержки, установленные пунктами 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, предоставляются лицам, указанным в пункте 31 статьи 1 настоящего Закона, работавшим и проживавшим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа иных субъектов Российской Федерации, прекратившим трудовые отношения с учреждениями после установления (назначения) им пенсии (независимо от вида пенсии), если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа иных субъектов Российской Федерации, составляет не менее 10 лет, при их переезде на место жительства в Московскую область.

Переверзев Иван Александрович является ветераном труда (удостоверение, выданное ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д. №), инвалидом № группы по общему заболеванию (справка МСЭ, выданная ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. №), а также участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (удостоверение серии А №, выдано ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение серии Б №, выдано ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. №).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к начальнику Наро-Фоминского Управления социальной защиты населения МСЗН  по вопросу восстановления ему льгот, которых его лишили с ДД.ММ.ГГГГ года, расчете стоимости льгот, их выплате.

Из ответа на обращение Переверзева И.А., данного Наро-Фоминским Управлением социальной защиты населения МСЗН  от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выплата ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения по адресу:  производится супруге истца с ДД.ММ.ГГГГ как пенсионеру, отработавшему не менее № лет в госучреждениях на селе в соответствии с заявлением. Разграничение коммунальных услуг по разным видам мер социальной поддержки законодательством не предусмотрено. Переверзеву И.А. было разъяснено, что он пользуется мерами социальной поддержки по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, как член семьи пенсионера, отработавшего не менее № лет в госучреждениях на селе. Воспользоваться правом на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение как ветеран труда, он может вместе с остальными коммунальными услугами (отопление, электроснабжение) в случае, если обратится с заявлением в Наро-Фоминское управление социальной защиты населения о предоставлении указанных мер социаольной поддержки. В этом случае ежемесячные денежные компенсации по оплате за коммунальные услуги, предоставляемые его жене, в части оплаты отопления уменьшится на № кв.м., положенных ветерану труда, электроэнергии на № КВт. В соответствии с действующим законодательством назначить денежную компенсацию по оплате за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение отдельно, а также сделать перерасчет не имеется оснований (л.д. №).

Судом установлено, что Переверзев ИА состоит на учете в социальном регистре Наро-Фоминского Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения  как ветеран труда, инвали группы по общему заболеванию и ликвидатор последствий на САЭС, ставший инвалидом.

ФИО4 (жена истца) состоит на учете в социальном регистре Наро-Фоминского управления социальной защиты населения МСЗН  как ветеран труда, инвали группы по общему заболеванию и педагогический работник, отработавший не менее 10 лет в бюджетном учреждении сельской местности. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ей предоставляются по льготной категории – педагогический работник, отработавший не менее № лет в бюджетном учреждении сельской местности.

Довод ответчика Наро-Фоминского Управления МСЗН  о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление компенсационных услуг по различным основанием суд оценивает критически исходя из следующего.

Согласно статье 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, определяется следующий состав коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Истец имеет право на скидку в размере №% на оплату горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, на которые льготы его жены не распространяются, однако в получении данных льгот ограничен с ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, в настоящем случае не имеет места двойное получение льгот Переверзева И.А. и ФИО4 в отношении оплаты горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. Тем не менее, право на получение льгот в отношении данных видов коммунальных услуг у одного из членов семьи (истца) имеется.

Лишение истца гарантированного ему права на реализацию имеющейся льготы, по основаниям неделимости и общности понятия «коммунальные услуги» противоречило бы и требованиям действующего законодательства, содержащего градацию коммунальных услуг на соответствующие их виды, но и здравому смыслу.

Довод представителя ответчика о том, что истец не обращался для получения льгот, по имеющимся у него основаниям не соответствует действительности и опровергается заявлением истца, адресованным ДД.ММ.ГГГГ начальнику Наро-Фоминского Управления социальной защиты населения МСЗН , в котором ставился вопрос о восстановления льгот, которых его лишили с ДД.ММ.ГГГГ года, расчете стоимости льгот, их выплате.

Ссылки представителя ответчика на копию заявления ФИО4 в Наро-Фоминское УСЗН на компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, на то обстоятельство, что Переверзевым И.А. поставлена подпись о согласии пользоваться льготами ФИО4 (сам Переверзев И.А. оспаривал факт подписи им данного документа) суд также не может принять во внимания, поскольку при наличии обращения истца о восстановлении ему льгот, факт подписания (или не подписания) им данного заявления правового значения не имеет.

При таких обстоятельствах, требования истца об обязании ответчика восстановить данные льготы с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

С ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком Управляющей компанией «ЖКХ» были получены от истца без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, денежные средства в размере № рубль № копейки, которые представляют собой сумму №% стоимости оплаты горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и газоснабжения (расчет за № месяцев ДД.ММ.ГГГГ года данная сумма составила № рублей, за № месяцев ДД.ММ.ГГГГ года – № рублей, за № месяцев ДД.ММ.ГГГГ года – № рублей, за № месяцев ДД.ММ.ГГГГ года – № рублей).

До ДД.ММ.ГГГГ года меры социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в  предоставлялись в натуральной форме ОАО «УК ЖКХ». Льготным категориям граждан направлялись счета-извещения об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги на сумму, уменьшенную с учетом льгот, а Минсоцзащиты на основании договора, определяющего порядок взаимодействия по вопросу компенсации недополученных доходов, возмещала недополученные доходы ОАО «УК ЖКХ».

В соответствии с  от ДД.ММ.ГГГГ N 43/2008-ОЗ "О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в  в денежной форме" в течении ДД.ММ.ГГГГ года осуществлен поэтапный переход к предоставлению мер социальной поддержки гражданам, имеющим место жительства в , по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством , в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

С ДД.ММ.ГГГГ года участок  был принят на обслуживание органами социальной защиты населения, т.е. с данного момента льготным категориям граждан ОАО «УК ЖКХ» направляли счета-извещения об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме, а Минсоцзащита на основании информации о начислениях ОАО «УК ЖКХ» возвращала меры соцподдержки в денежной форме на счета граждан.

Представителем ответчика ОАО «УК ЖКХ» было заявлено о применении последствий пропуска исковой давности к требованиям истца о взыскании денежных средств.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Истец обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, к требованиям истца о взыскании денежных средств в части взыскания с ДД.ММ.ГГГГ года суммы №% стоимости оплаты горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, подлежат применению последствия пропуска срока исковой давности в виде отказа в удовлетворении иска в данной части.

Суд считает, что хотя Министерство социальной защиты населения  и не предоставило истцу положенные льготы, однако денежные средства в пользу истца подлежат взысканию именно с соответчика с ОАО Управляющей компании «ЖКХ» в качестве неосновательного обогащения в размере № рублей № копеек, которая представляет собой сумму №% стоимости оплаты горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и газоснабжения (расчет за остаток ДД.ММ.ГГГГ года данная сумма составила № рублей, за № месяцев ДД.ММ.ГГГГ года – № рублей, за № месяцев ДД.ММ.ГГГГ года – ДД.ММ.ГГГГ рублей, за № месяцев ДД.ММ.ГГГГ года – № рублей).

Требования истца в части взыскании с ответчиков компенсации морального вреда суд находит не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В связи с этим обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественные правам и другим нематериальные благам, в рассматриваемом случае, возлагается на истца. Кроме того, истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между действиями ответчиков и возникшим у него моральным вредом.

Однако, истцом, в силу статьи 56 ГПК РФ, не доказано наличие причинно-следствен­ной связи между действиями ответчиков и наступившими последствиями в виде вреда нематериальным благам истца, равно как и самого факта наступления подобных последствий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Переверзева И А к Министерству социальной защиты населения , ОАО «Управляющая компания ЖКХ» о восстановлении льгот на коммунальные услуги, взыскании материального ущерба, взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Обязать Министерство социальной защиты населения  восстановить с ДД.ММ.ГГГГ Переверзеву И А, как ветерану труда, установленные льготы на коммунальные услуги, а именно: скидку в размере №% на оплату горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и газоснабжения.

Взыскать с ОАО «Управляющая компания ЖКХ» в пользу Переверзева И А денежные средства в размере № рублей № копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Переверзева И.А. – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение десяти дней со дня получения решения суда в окончательной форме.

Судья: Федорченко Е.П.