РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2016 г. г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе судьи Котельниковой Т.В. при секретаре судебного заседания Болотовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2117/16 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ответчику ФИО3 ФИО1 о расторжении договора аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к ответчику ФИО3, в котором просит расторгнуть договор от 05.08.1996 г. № б/н на аренду участков лесного фонда, заключенный между Наро-Фоминским лесхозом и ФИО3 ФИО2. Исковые требования обоснованы тем, что согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно п. 6.9 Положения о Рослесхозе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года №736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз)», Рослесхоз с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы (в том числе и Управления лесного хозяйства).
Распоряжением Правительства РФ от 04.05.2012 года №721-р из федеральной собственности в собственность Московской области переданы федеральное бюджетное специализированное учреждение «Центрлес» и федеральное государственное учреждение «Мособлес». Приказом Рослесхоза от 25.05.2012 года №12 Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве ликвидировано с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 года №115-ПГ «О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области» был образован Комитет лесного хозяйства Московской области.
На основании Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.07.2012 года №863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти в Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений. Указанным Положением установлены полномочия Комитета в сфере предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Таким образом, функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов РФ, затем Федеральному агентству лесного хозяйства. Последним было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности (ст. 12 Лесного кодекса РФ).
Ст. 89 Лесного кодекса РФ предусматривает, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст.4 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Ответчиком ФИО3, по утверждению истца, до настоящего времени не выполнена обязанность по составлению проекта освоения лесов арендованного лесного участка. Комитетом лесного хозяйства Московской области в адрес ответчика ФИО3 было направлено уведомление об устранении нарушений условий договора, а также предложение о расторжении договора аренды. Оба предложения Комитета лесного хозяйства Московской области ответчиком ФИО3 были проигнорированы.
На основании изложенного, Комитет лесного хозяйства Московской области просит расторгнуть договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО3 ФИО4 и Наро-фоминским лесхозом.
Представитель истца, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, об уважительных причинах неявки в суд не известил.
Ответчик, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение полномочий истца представлено Положение о Комитете лесного хозяйства Московской области (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ между Наро-Фоминским лесхозом и ФИО3 заключен договор без номера на аренду участков лесного фонда, на основании которого ФИО3 в долгосрочное пользование, аренду предан участок лесного фонда площадью ДД.ММ.ГГГГ, расположенный в Московской области, Наро-фоминском районе, Литвиновском участковом лесничестве, квартале 59 (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 Комитетом лесного хозяйства Московской области была направлена претензия об отсутствии проекта освоения лесов (л.д.№), с приложением соглашения о расторжении договора аренды участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ в двух экземплярах (л.д.№). Указанная претензия обоснована тем, что ответчик ФИО3 не исполняет лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов, что является основанием для досрочного расторжения с ней договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Направление претензии подтверждается списками почтовых отправлений Наро-фоминского филиала ГКУ МО «Мособллес» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п.2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Согласно п.2 ст. 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.
Ст. 88 Лесного кодекса РФ предусматривает обязанность лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, по составлению проекта освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ.
В заключенном между сторонами договоре на аренду участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ обязанности ответчика об использовании лесного участка на основании проекта освоения лесов и обязанности по составлению проекта освоения лесов не предусмотрено.
Кроме того, договор на аренду участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ заключен до введения в действе Лесного кодекса РФ. На основании ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», Лесной кодекс РФ применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие.
В связи с этим направленная ответчику претензия об отсутствии проекта освоения лесов с требованием о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на основании того, ответчик ФИО3 не исполняет лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов не соответствует закону. Доказательств внесения изменений в условия заключенного между сторонами договора в части проекта освоения лесов не представлено.
Нарушения ответчиком обязательств по договору аренды не установлено. Предусмотренные статьей 450 Гражданского кодекса РФ основания для расторжения договора аренды не доказаны истцом.
Исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 167 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области к ответчику ФИО3 ФИО5 о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ. № б/н на аренду участков лесного фонда, заключенного между Наро-Фоминским лесхозом и ФИО3 ФИО6 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Котельникова