УИД №
Дело № 2а-2343/2020
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20.10.2020 года г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Кутиченко ФИО11 при секретаре Грибановой ФИО12 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2343/2020 по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО13 к Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка, обязании предоставить государственную услугу
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО3 ФИО14 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Наро-Фоминскому Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, который в порядке ст. 43 КАС был судом заменен на административного ответчика - Министерство социального развития Московской области в котором просит признать незаконным решение Наро-Фоминского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО3 ФИО15 в предоставлении государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства на территории Московской области. Обязать Наро-Фоминское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области предоставить ФИО3 ФИО16 государственную услугу по назначению единовременного пособия при рождении ребенка - ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения по обращению ФИО3 ФИО17, поданному ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования административный истец основывает на том, что Административный истец ФИО3 ФИО18 воспитывает одна, содержит и проживает совместно со своими тремя несовершеннолетними детьми. С мужем (ФИО9) ФИО3 ФИО19 разведена, получает от него алименты на содержание общих детей (дочерей ФИО5 и ФИО6) в соответствии с нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов. Младший из детей - сын ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец является индивидуальным предпринимателем. Свою предпринимательскую деятельность ФИО3 ФИО20 из-за беременности третьим ребенком и по другим причинам, временно прекратила в ДД.ММ.ГГГГ. Доходов от этой деятельности она не имела ни в ДД.ММ.ГГГГ, ни в текущем ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 ФИО21 осуществляет предпринимательство по упрощенной системе налогообложения. Во исполнение условий раздела I Порядка ФИО3 ФИО22 первоначально в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в орган социальной защиты через областной интернет-сайт <данные изъяты> о назначении пособия, прикрепив к своему обращению файлы со сканированными копиями документов, подтверждающих ее право на получение государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка - ФИО2. ФИО3 ФИО23 учла требование областного законодательства о предельном сроке, в течение которого соискатель пособия должен обратиться по этому вопросу в службу соцзащиты населения - не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ матери ребенка в предоставлении государственной услуги было отказано. После этого ФИО3 ФИО24 устранив замечания о недостающих документах, ДД.ММ.ГГГГ, опять через областной интернет-сайт направила административному ответчику новое обращение о пособии, прикрепив к нему файлы со сканированными копиями надлежащих документов. ДД.ММ.ГГГГ с очной явкой ФИО3 ФИО25 в МФЦ сверены подлинники ее документов с их копиями в деле о пособии. В Управление соцзащиты истец представила документы, подтверждающие не только сведения о доходах ее семьи за каждый из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения (ДД.ММ.ГГГГ - как установлено подпунктом «г» пункта 3 Порядка), но и доходы ФИО3 ФИО26 за ДД.ММ.ГГГГ (копия декларации в налоговый орган о доходах предпринимателя), шести расписок в получении алиментов от ФИО9 (за период ДД.ММ.ГГГГ, помесячно за каждый из шести календарных месяцев), решение органа соцзащиты о назначении ежемесячных пособий на ребенка, решение органа соцзащиты о выплатах в связи с обеспечением полноценным питанием ребенка. По требованию органа соцзащиты ФИО3 ФИО27 представила нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, заключенное с ФИО9ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что Порядком такой документ не предусмотрен, ФИО1 нашла возможность уговорить бывшего мужа явиться к нотариусу и заплатила за услуги нотариуса <данные изъяты> руб. Несмотря на это, очередным решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 ФИО28 вновь было отказано в предоставлении государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка. Решение, вынесенное административным ответчиком, является незаконным, нарушает законное право административного истца на получение положенной единовременной выплаты денежных средств в связи с рождением ребенка в размере <данные изъяты> руб. Основанием для вынесения обжалуемого акта указаны следующие обстоятельства, предусмотренные подпунктом «м» пункта 18 Порядка (непредставление документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев): отсутствуют сведения об алиментах на ФИО7 и ФИО8 за ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения о доходах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от деятельности ИП ФИО3 ФИО29 Однако, согласно подпункту «г» пункта 3 Порядка заявитель обязан представить в орган социальной защиты документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения. За ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ФИО30 такие сведения представила (расписка МФЦ от ДД.ММ.ГГГГ прилагается). Сведения о предпринимательских доходах ФИО3 ФИО31 за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затребованные административным ответчиком, также не подпадают в отчетный период по данному обращению истца о единовременном пособии при рождении ребенка. О том, что как предприниматель ФИО3 ФИО32 начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время не получает никаких доходов, она неоднократно сообщала в орган социальной защиты. Кроме этого, сведения о доходах предпринимателя могут быть получены исключительно из его налоговой декларации. Других официальных источников таких сведений - не имеется. Общеизвестно, что в соответствии с пунктом 1 статьи 229 в увязке со статьей 216 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица представляют налоговую декларацию всего один раз в год - до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, физическими лицами представляется не позднее ДД.ММ.ГГГГ, следующего за истекшим налоговым периодом, за который отчитывается налогоплательщик - предприниматель. Таким образом, подтвердить отсутствие предпринимательских доходов или их размер за тот или иной период времени, относящийся к ДД.ММ.ГГГГ, при налоговой отчетности ФИО1 по упрощенной системе возможно только посредством подачи в ДД.ММ.ГГГГ очередной налоговой декларации по отчетности за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ. Незаконной является ссылка в решении административного ответчика и на пункт 18 Порядка. Пунктом 18 регламентированы основания для вынесения решения об отказе в назначении (возобновлении) пособия на ребенка (это - раздел II Порядка). Процедуры, связанные с назначением единовременного пособия при рождении ребенка, расписаны в другом разделе I Порядка. Не предусмотренное Порядком нотариально удостоверенное Соглашение об уплате алиментов, на оформлении которого и предоставлении в МФЦ незаконно настоял административный ответчик, датировано ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 2.1 соглашения ФИО9 обязуется уплачивать ФИО3 ФИО33 алименты на двух дочерей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. На каком основании административный ответчик, получив это соглашение и шесть расписок ФИО3 ФИО34 в получении алиментов (за февраль-июль 2020 года) потребовал еще сведения об алиментах за ДД.ММ.ГГГГ - совершенно не понятно. ФИО3 ФИО35 с ее семьей полностью соответствует требованиям областного законодательства о соискателях единовременного пособия на родившегося ребенка: размеры дохода ее семьи соответствует назначенному пределу, все члены семьи являются гражданами России, зарегистрированы по месту жительства и давно уже проживают в Московской области.
Административный истец в судебном заседании поддержала доводы изложенные в административном исковом заявлении. Пояснила, что административный ответчик не предоставил возможности исправить допущенные недостатки, выявленные при рассмотрении заявления. Кроме того, в то время, когда был введен режим самоизоляции, Наро-Фоминское управление социальной защиты наседания работало, соответственно, могли ранее выдать ответ, что бы у нее было время исправить недостатки. Сотрудники Управления не оповестили ее, что имеются недостатки, а так же не разъяснили каким образом, она сможет исправить выявленные недостатки.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления. Представила отзыв, из которого следует, что Министерство не согласно с заявленными требованиями по следующим основаниям. Статьей 3 Закона Московской области № 1/2006-03 от 12.01.2006 г. «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» предусмотрена выплата единовременного пособия при рождении ребенка. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области. Право на единовременное пособие при рождении ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением. Пунктом 2 раздела 1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30 установлено требование о предоставлении доходов при условии места жительства в Московской области. Согласно пп. «г» п. 3 раздела 1 Порядка, для назначения (возобновления) единовременного пособия необходимы документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения. Подпунктами «в» и «е» пункта 94 раздела 4 Порядка установлено, что к доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, в том числе относятся доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности, алименты на содержание ребенка (детей), выплачиваемые родителю, с которым фактически проживает ребенок (дети). Пунктом 94.1. раздела 4 Порядка установлено, что при наличии нескольких источников дохода по одному из видов доходов, указанных в пунктах 92-94 настоящего Порядка, представляются документы, подтверждающие сведения о доходах, полученных из всех имеющихся источников доходов. Представлением неполных сведений о доходах является непредставление документов, подтверждающих сведения о доходах, полученных из всех имеющихся источников доходов, хотя бы по одному из видов доходов, имеющихся у заявителя. В соответствии с пп. «з» п. 10 раздела 1 Порядка решение об отказе в назначении (возобновлении) единовременного пособия принимается в случае представления неполных сведений о доходах семьи в соответствии с пунктом 94.1 раздела 4 Порядка. Частью 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 Кодекса. Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем (ст. 99 СК РФ). Согласно ч. 1 ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой последствия, предусмотренные п. 3 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации (несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность). ФИО3 ФИО36ДД.ММ.ГГГГ обратилась за предоставлением государственной услуги по назначению единовременного пособия посредствам подачи заявления в электронной форме через портал государственных и муниципальных услуг, предоставив пакет документов. Однако, административным истцом сведения о доходах семьи, за 3 календарных месяца предшествующих месяцу обращения (ДД.ММ.ГГГГ), не были представлены в полном объеме. Не представлены сведения об уплате алиментов за ДД.ММ.ГГГГ, а также сведения о доходах за ДД.ММ.ГГГГ полученных от предпринимательской деятельности. В связи с отсутствием полных сведений о доходах за <данные изъяты> календарных месяца предшествующих месяцу обращения в назначении и выплате единовременного пособия было отказано.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.ст. 218, 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержке семье и детям в Московской области регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», который распространяет свое действие на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, за исключением мер социальной поддержки, предусмотренных статьями 6,8,9 и 20.9.
Условия назначения выплаты социальных пособий, предусмотренных указанным выше Законом, а также правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для их назначения установлены Порядком назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 №989/30.
В соответствии с п. 2 Порядка единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области.
Единовременное пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка ( детей ).
Согласно п.3 Порядка для назначения (возобновления) единовременного пособия необходимы, в том числе, следующие документы: документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения (п.п. «г»); документы, подтверждающие место жительства заявителя и ребенка в Московской области (пп. «д»).
В соответствии с п.12 Порядка пособие на ребенка назначается (возобновляется), продлевается одному из родителей либо лицу, его замещающему, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительства) ребенка до достижения им возраста 16 лет (на обучающегося в общеобразовательной организации – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, ели указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Согласно п.13 Порядка для назначения (возобновления) выплаты необходимы, в том числе: документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения (пп. «г»); документы, подтверждающие место жительства заявителя и ребенка в Московской области (пп. «д»).
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании что, ФИО3 ФИО37 является матерью троих детей, является гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована, вместе с детьми по адресу: <адрес>, разведена, что подтверждается копией свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ, согласно соглашения об уплате алиментов на содержание детей, получает алименты на несовершеннолетних ФИО7, ФИО8, является индивидуальным предпринимателем.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ФИО38 подала документы через Региональный портал государственных и муниципальных услуг на предоставление государственных услуг: назначение единовременного пособия при рождении ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения; назначение пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходов, не превышающим величину прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения.
Для оформления мер социальной поддержки, в ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ФИО39 представила документы для предоставления государственной услуги по назначению Единовременного пособия при рождении ребенка гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области.
Решением Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 ФИО40 было отказано в назначении единовременного пособия при рождении ребенка, поскольку не были предоставлены сведения о доходах от деятельности ИП ФИО3 ФИО41 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отсутствует нотариальное Соглашение об уплате алиментов на содержание детей.
Решение принято согласно подпункту «и» пункта 10 и подпункта «м» пункта 18 Порядка решение об отказе в предоставлении государственной услуги в назначении единовременного пособия в случае непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из трех (двенадцати) календарных месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ФИО42 повторно подала документы через Региональный портал государственных, муниципальных услуг на предоставление указанных
выше государственных услуг, представив следующие документы: заявления на предоставление меры социальной поддержки; копию паспорта ФИО3 ФИО43 выписку из домовой книги по адресу: <адрес>; копии свидетельств о рождении детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; копию свидетельства о регистрации по месту жительства ребенка ФИО2, копию соглашения об уплате алиментов от ДД.ММ.ГГГГ; копии расписок ФИО9 об уплате алиментов, копию налоговой декларации по налогу, уплаченному в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
Решением Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ было отказано ФИО3 ФИО44 в предоставлении государственной услуги по назначению Единовременного пособия при рождении ребенка гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области.
Основаниями для принятия решений послужило отсутствие сведений об алиментах на ФИО7 и ФИО8, за ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие сведений о доходах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от деятельности ИП ФИО3 ФИО45
В случае непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из (трех) двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения, принимается решение об отказе в назначении социальных пособий на основании подпункта «м» п.18 Порядка.
Таким образом, поскольку истицей представлены неполные сведения о доходах семьи ответчиком были приняты обоснованные решения об отказе в назначении социальных пособий.
При таких данных, учитывая, что ФИО3 ФИО46 при обращении с заявлением о выплате единовременного пособия не было представлено документов, подтверждающих сведения о ее доходах, хотя бы за один из <данные изъяты> календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения, решение ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги обоснованное и соответствует положениям Закона №1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и Постановления Правительства Московской области № 989/30 от 14.08.2012 «Об утверждении порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области», в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 ФИО47 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства на территории Московской области, обязании предоставить государственную услугу по назначению единовременного пособия при рождении ребенка по обращению ФИО3 ФИО48 оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья ФИО49 Кутиченко
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ