НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Намского районного суда (Республика Саха (Якутия)) от 19.02.2021 № 12-О-18/2021

Дело № 12-GO-18/2021

Р Е Ш Е Н И Е

с. Бердигестях 19 февраля 2021 года

Судья Намского районного суда Республики Саха (Якутия) в составе судьи Федорова И.В., с участием представителя привлекаемого лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ПАО «Якутскэнерго» по доверенности Макрова Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «Якутскэнерго» Брагина А.В. на постановление руководителя Управления Росприподнадзора по РС(Я) Иванова В.А. № 160 от 08 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ПАО «Якутскэнерго»,

У С Т А Н О В И Л :

Указанным постановлением ПАО «Якутсэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, ПАО «Якутскэнерго» подало жалобу, в которой просит отменить постановление по делу.

В обоснование жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства нарушения заявителем правил пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417, т.е. отсутствуют объективные субъективные стороны административного проступка. Материалы расследований лесных пожаров, собранные должностными лицами ОНД и ПР Горного района незаконны, следовательно постановление о наложении штрафных санкций также незаконны. В нарушение требований п.8 абзаца 10 п.12 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», в ПАО «Якутскэнерго» от ОНД и ПР Горного района письменные уведомления о намерении проведения работ в охранной зоне ВЛ-35 кВ Л-45 «Кюерелях-Бясь-Кюель» в виде проведения осмотра, инструментальных замеров ДКР, габаритов ВЛ, замеров ширины просеки и других работ не поступали. В нарушение п.п. 3.4, 3.5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок должностные лица государственного пожарного надзора ОНД и ПР Горного района проводили работы в виде проведения осмотра ВЛ, инструментальных замеров ДКР, габаритов ВЛ, замеров ширины просеки и других работ без ведома и в отсутствие представителей ПАО «Якутскэнерго». В нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года) «Об обеспечении единства измерений», средства измерения, которые использовали при осмотре места пожара должностные лица ОНД и ПР Горного района, в протоколе осмотра отсутствуют, все измерения проводились с нарушениями «на глаз». Ущерб от пожара лесному фонду и вред жизни и здоровью граждан не причинен. При рассмотрении дел административный орган не принимает во внимание ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ о том, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. У заявителя вызывает сомнение проведение должностными лица ОНД и ПР Горного района в охранных зонах ВЛ измерений высоты ДКР, габаритов ВЛ, так как в случае приближения на недопустимые расстояния к проводам ВЛ ЛЭП, находящихся под напряжением, должностные лица могли получить электротравмы, несовместимые с жизнью. При этом материалы о проведении таких работ имеются. Считает, что экспертом недостаточно исследована причина возгорания пожара, при падении опоры обрыв проводов не зафиксирован, провода целые. Также указывает, что дознавателем не проведено изъятие образцов электропровода для выявления факта короткого замыкания. Материалы дела не имеют достоверной (твердой) доказательной базы и основаны на субъективных безосновательных выводах. Обжалуемым постановлением нарушены права и законные интересы заявителя, в частности имущественные права, выразившиеся в незаконном взыскании денежных средств в размере 600000 рублей.

В судебном заседании должностное лицо - начальник Горного района электрических сетей ЦЭС ПАО «Якутскэнерго» Марков Л.Е. жалобу поддержал в полном объеме, просит ее удовлетворить.

Представители Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), будучи надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, при этом представителем по доверенности Парниковым К.Д. направлено ходатайство о рассмотрении дела без представителя Министерствас жалобой не согласны.

Суд, выслушав представителя привлекаемого лица, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров.

В силу ч.4 ст.51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.

Исходя из требований ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров, меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 35 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (в ред. от 17 апреля 2019 года), при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Согласно подп. «а», «в» п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года №160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

В соответствии с ч.4 ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как следует из материалов дела, ГКУ РС(Я) «Горнон лесничество» 09 сентября 2020 года в 17 час. 25 мин. получено сообщение о том, что в квартале 778 выдел 1 Магарасского участкового лесничества на площади 2 га лесной, 3 га нелесной обнаружен лесной пожар.

Из протокола осмотра места происшествия от 20 сентября 2020 года следует, что лесной пожар возник в квартале 778 выдел 1 Магарасского участкового лесничества ГКУ РС(Я) «Горное лесничество».

Как следует из акта о лесном пожаре № 48АСС от 23 сентября 2020 года ГКУ РС(Я) «Горное лесничество» лесной пожар обнаружен 09 сентября 2020 года в 17 ч. 25 мин., площадь пожара на момент обнаружения 2 га лесной, 3 га нелесной, локализован 10 сентября 2020 года в 08 ч. 00 мин., ликвидирован 13 сентября 2020 года в 20 ч. 00 мин., причиненный ущерб лесному фонду в результате лесного пожара, отсутствует.

Как следует из докладной ГКУ РС(Я) «Чурапчинское лесничество» лесной пожар № 48АСС низовой беглый слабый, в ходе лесного пожара лесному фонду ущерб не нанесен, пожар ликвидирован 13 сентября 2020 года в 20 ч. 00 мин. Вероятной причиной лесного пожара – упавший столб ЛЭП.

По данным ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 15 сентября 2020 г. следует, что на территории Горного района гроз не было.

Техническим заключением эксперта № 417 от 20 октября 2020 года ФГБУ «СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по РС(Я) установлено, что предположительно очаг пожара находился в восточной части лесного пожара, вероятной причиной пожара является загорание горючих материалов в результате аварийного режима работы электрооборудования.

П-образная опора № 103 эксплуатируется и обслуживается Горной РЭС ЦЭС ПАО «Якутскэнерго».

Постановлением начальника ОНД по Горному району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС(Я) от 20 октября 2020 года отказано в возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 261 УК РФ.

Как следует из объяснения главного инженера Бердигестяской РЭС ПАО «Якутскэнерго» Антонова С.А. от 28.09.2020 г. следует, что вероятной причиной падения опоры № 103 послужило выпучивания опоры, в связи с нахождением в болотистой местности, опора № 103 была установлена в 1985 г., вину в произошедшем признает.

08 декабря 2020 года в отношении юридического лица – ПАО «Якутскэнерго» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ. Данный протокол отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Факт совершения ПАО «Якутскэнерго» административного правонарушения по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ полностью подтверждается в совокупности вышеприведенными материалами дела, а также объяснениями работников Горной РЭС, протоколом осмотра места происшествия, а также другими материалами дела.

На основании собранных материалов, в судебном заседании установлено и полностью доказано, что причиной возникновения лесного пожара № 48АСС, явилась падения опоры № 103 с проводами на землю, что является нарушением требования приказа Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок», и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ.

Довод жалобы о незаконности добытых доказательств без надлежащего уведомления о намерении проводить работы в охранной зоне и путем проведения работ без ведома и в отсутствие представителей ПАО «Якутскэнерго», не свидетельствуют о незаконности добытых по делу доказательств. Органы пожарного надзора в рамках возложенных на них полномочий действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, не производили и производить не могли, поскольку только осматривали место возгорания, следовательно, основания для получения письменного решения о согласовании ПАО «Якутскэнерго» для проведения указанного осмотра отсутствовали. Кроме того, первичный осмотр места пожара проведен сотрудником дознания по сообщению о лесном пожаре в порядке ст. 144-145 УПК РФ.

Довод жалобы об отсутствии ущерба не свидетельствует об отсутствии самого факта пожара. Исходя из ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Отсутствие вреда жизни и здоровью граждан и лесному фонду свидетельствует об отсутствии состава уголовно наказуемого деяния.

Доводы заявителя об использовании полученных с нарушением закона доказательств не подтверждены, доказательств обратного суду не предоставлено.

Составленный протокол осмотра места происшествия соответствует требованиям ст. 166 УПК РФ, а потому является достоверным доказательством.

Представленные доказательства оценены должностным лицом административного органа с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюдён, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения не имеется.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения суда, не установлено.

Представленные доказательства оценены должностным лицом административного органа с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ПАО «Якутскэнерго» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» - оставить без изменения, а жалобу ПАО «Якутскэнерго» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, через Намский районный суд Республики Саха (Якутия).

Судья: И. В. Федоров