Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 17мая 2022 года
Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кривошапкиной И.И. единолично, при секретаре *...*, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к *...* взыскании вреда, причиненного лесным пожаром №Н от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л :
Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) обратилось в суд с иском к *...* о взыскании вреда, причиненного лесным пожаром №Н от ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Хомустахского участкового лесничества в местности «Дэгийэ» <адрес>, обнаружен лесной пожар №Н, произошедший из-за неосторожных действий *...*, а именно утром 16.05.2021г. во время охоты развёл костер для приготовления пищи в ветреную погоду, и оставил костер непотушенным, вследствие чего огонь через сухую траву распространился в лесной массив. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ*...*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес> Якутской АССР, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5.000 руб. Штраф оплачен. Постановление вступило в законную силу. ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории РС (Я), подведомственным Министерству экологий, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) – органу государственной власти РС (Я), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории республики за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета. Так, по лесному пожару №Н расходы ГАУ PC (Я) «Якутлесресурс» на оплату труда работников, участвовавших на тушении лесного пожара, составляют 39.093 руб. 85коп. Отражены в справке о тушении лесного пожара в строке 1 «Всего затраты по оплате постоянных работников. На аренду транспорта и транспортные услуги по тушению лесного пожара составляют 9.150 руб. 00 коп. Отражены в справке о тушении лесного пожара в строке 2 «Транспортные расходы, всего». На приобретение ГСМ, израсходованных на тушении лесного пожара, составляют 9.998 руб. 54 коп. Отражены в справке о тушении лесного пожара в строке 4,1 «Горюче-смазочные материалы». На продукты питания для работников, участвовавших на тушении лесного пожара, составляют 6.061 руб. 44 коп. отражены в справке о тушении лесного пожара в строке 4.5 «Продукты питания». На оплату услуг привлеченной сторонней организации на тушение лесного пожара составляют 48.960 руб. 00 коп., отражены в справке о тушении лесного пожара в строке 6.1 «Услуги сторонних организаций, привлеченных к тушению лесного пожара». На оплату услуг привлеченных лиц, участвовавших на тушении лесного пожара, составляют 51.997 руб. 57 коп., отражены справке о тушении лесного пожара в строке 6.2 «Услуги сезонных работнику привлеченных к тушению лесного пожара». Всего расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по тушению лесного пожара составили 165.261 руб. 40 коп. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация. Лесные участки, расположенные в квартале 212 Хомустахского участкового Лесничества Намского лесничества, относятся к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации. Претензионный порядок разрешения спора законом не предусмотрен. На основании изложенного, просит взыскать с *...* в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) сумму вреда лесам, причиненного лесным пожаром №Н от ДД.ММ.ГГГГ в размере 165.261 руб. 40 коп.
Представитель истца по доверенности *...* на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного разбирательства, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Суд на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассматривает дело без участия представителя истца.
Ответчик *...* в судебном заседании исковые требования истца признал, при этом, учитывая его материальное положение и на иждивении имеет 6 несовершеннолетних детей. Просит уменьшить размер возмещения затрат по тушению лесного пожара.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в квартале 212 Хомустахского участкового лесничества в местности Дэгийэ <адрес> РС (Я), обнаружен лесной пожар №Н, произошедший из-за неосторожных действий *...*, а именно утром 16.05.2021г. во время охоты развёл костер для приготовления пищи в ветреную погоду, и оставил костер непотушенным, вследствие чего огонь через сухую траву распространился в лесной массив. Тушениепожараосуществлялось силами ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», а также привлеченными лицами.Затраты ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», непосредственно связанные с тушением лесного пожара, составили 165.261 рублей 40 коп.
Вина ответчика *...* установлена вступившим в законную силу постановлением руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) – заместителя главного государственного лесного инспектора РС (Я) *...*№ от 20.05.2021г. о назначении административного наказания, которым *...*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.32 КоАПРФ – то есть в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека и подвергнут к наказанию в виде административного штрафа в размере 5.000 (пять тысяч) рублей. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу.
Истец просит взыскать с ответчика *...* затраты по тушению лесного пожара в размере 165.261 руб. 40 коп., из них расходы: на оплату труда работников участвовавших на тушении лесного пожара - 39.093 руб. 85коп., на аренду транспорта и транспортные услуги по тушению лесного пожара - 9.150 руб. 00 коп., на приобретение ГСМ, израсходованных на тушении лесного пожара - 9.998 руб. 54 коп., на продукты питания для работников, участвовавших на тушении лесного пожара - 6.061 руб. 44 коп., На оплату услуг привлеченной сторонней организации на тушение лесного пожара - 48.960 руб. 00 коп., на оплату услуг привлеченных лиц, участвовавших на тушении лесного пожара - 51.997 руб. 57 коп. Всего расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по тушению лесного пожара 6Н от ДД.ММ.ГГГГ составили 165.261 руб. 40 коп., что подтверждается расчетом взыскиваемой суммы по иску и справкой о затратах по тушению лесного пожара №Н.
Ущерб лесам от потери древесины уничтоженной огнем отсутствует.
В соответствии со ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Согласно ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среда, осуществляется исходя из практических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. При их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов(в том числе поосуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лссосёменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений й государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно ст. 53.4 ЛК РФ устанавливает перечень мероприятий, включаемых в понятие тушения лесного пожара: обследование лесного пожара, доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализация лесного пожара, ликвидация лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его - дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара.
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» определено, что в соответствии со статьей1064 ГК РФи статьей 77Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья1079 ГК РФ). В указанных случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Согласна п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права(пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст.1064 ГК РФвред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков (ст.1082 ГК РФ), под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст.15 ГК РФ).
Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений».
Согласно раздела III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих, относятся: расходы на оплату труда работников, тушивших лесной пожар с отчислениями в обязательные страховые фонды и НДФЛ; транспортные расходы, материальные pacходы (расходы на ГСМ, расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара); прочие расходы: расходы по оплате услуг привлеченных юридических и физических лиц.
Согласно разделу V Рекомендаций, расходы по тушению каждого пожара сводятся и отражаются в Справке о затратах на тушение конкретного лесного пожара.
Таким образом, в силу норм лесного законодательства все вышеперечисленные мероприятия учитываются при учете затратпотушениюлесныхпожаров.
ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия), подведомственным Министерству экологий, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) - органу государственной власти РС (Я), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории республики за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.
Квартал № Хомустахского участкового лесничества Намского лесничества относятся к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров(ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).
Согласно Положению Министерства экологии, природопользования илесногохозяйства РС (Я), утвержденного Указом Главы РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти РС (Я), осуществляющим отдельные переданные полномочия РФ в области лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе тушению лесных пожаров), федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Таким образом, Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) являясь распорядителем финансовых средств, имеет право на обращение в суд с иском о взыскании ущерба лесам, причиненногопожаром, включая расходы на тушение пожара.
Ущерб от лесного пожара №Нсоставил 165.261 руб. 40 коп. Данные расходы подтверждаются приложенными учетными документами: справкой ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс»озатратахпотушениюлесногопожара№Н, расчетом взыскиваемой суммы по иску.
При вышеуказанных обстоятельствах исковое требование о взыскании расходов в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) обоснованно.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что ответчик *...* состоит в браке, на иждивении имеет 6 несовершеннолетних детей, в том числе 4 детей опекаемые. Работает разнорабочим в детском саду МБДОУ «Туллукчан», со слов ответчика заработная плата составляет 40.000 рублей.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в п. 34 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи1083 ГК РФ).
Таким образом, с учетом имущественного положения ответчика, неосторожного характера причиненного вреда, суд считает возможным применить п. 3 ст. 1083 ГК РФи уменьшить размер возмещения затрат по тушению лесного пожара до 70.000 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФс ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 2.300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к *...* о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром №Н от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить частично.
Взыскать с *...*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Якутской АССР в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в счет возмещения затрат по тушению лесного пожара №Н от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в размере 70.000 (семьдесят тысяч) рублей, для последующего перечисления в федеральный бюджет.
Взыскатьс *...* государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2.300 (две тысячи триста) рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Дата изготовления: 20.05.2022г.
Судья: И.И.Кривошапкина