Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11июня 2021 года <адрес>
Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Каратаевой Н.П., при секретаре ФИО1, с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> Республики Саха (Якутия) ФИО2, представителя ответчика – главы муниципального образования «Искровский наслег» <адрес> Республики Саха (Якутия) ФИО3, представителя третьего лица – Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Администрации муниципального образования «Искровский наслег» <адрес> Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Искровский наслег» <адрес> Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности, ссылаясь на следующее. Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Искровский наслег» требований водного законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Установлено, что администрация МО «Искровский наслег» эксплуатирует источник водоснабжения - <адрес> для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения населения <адрес>-Ат. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектах и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В нарушение требований законодательства зона санитарной охраны источника водоснабжения - <адрес>, используемого для питьевого водоснабжения граждан, проживающих на территории МО «Искровский наслег» не установлена. Муниципалитетом проект ЗСО не разработан, для его утверждения в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) не направлен. Непринятие мер администрацией МО «Искровский наслег» по утверждению проекта ЗСО источника водоснабжения – <адрес> может повлечь негативное воздействие на окружающую среду, а также создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Просит возложить на администрацию МО «Искровский наслег» <адрес> Республики Саха (Якутия) обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) с заявлением об утверждении зон санитарной охраны источника водоснабжения- <адрес>, используемого для питьевого водоснабжения граждан, проживающих на территории Искровского наслега района Республики Саха (Якутия), с приложением проекта зоны санитарной охраны и положительного санитарно-эпидемиологического заключения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Саха (Якутия) ФИО2 исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам, просил удовлетворить.
Представитель ответчика МО «Искровский наслег» - глава наслега ФИО3 пояснила, что проект зона санитарной охраны на <адрес> не разработан, так как испытывают финансовые затруднения, обращались в улус за помощью, в указанные в иске сроки смогут выполнить требования прокурора.
Представитель третьего лица Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) по доверенности ФИО4 пояснил, что надо найти организацию, которая разработает проект зоны санитарной охраны, затем его согласовать в Роспотребнадзоре и утвердить в Министерстве, должно быть внесено в электронный реестр, что означает разрешение.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.45Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Искровский наслег» требований водного законодательства при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В ходе проверки установлено, что администрация МО «Искровский наслег» эксплуатирует источник водоснабжения реку Кэнкэмэ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>-Ат Намского улуса Республики Саха (Якутия).
Согласно п. 1.4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.6 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются а) определение зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В нарушение требований законодательства зона санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения - <адрес>, используемого для питьевого водоснабжения граждан, проживающих на территории МО «Искровский наслег» не установлена. Муниципалитетом проект ЗСО не разработан, для его утверждения в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) не направлен.
На представление Якутского природоохранного прокурора поступил ответ Администрации МО «Искровский наслег» о том, что в связи с дефицитом местного бюджета МО «Искровский наслег» проект по утверждению зоны санитарной охраны отсутствует.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч. 1 ст. 34 вышеуказанного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч. 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанным проектам зон санитарной охраны, а также утверждению разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборов в данном случае, лежит на муниципальном образовании «Искровский наслег» Намского улуса Республики Саха (Якутия). Указанное нарушение создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Из материалов дела следует, что и ранее ДД.ММ.ГГГГ заместителем Якутского природоохранного прокурора было внесено представление в адрес главы муниципального образования «Искровский наслег» <адрес> Республики Саха (Якутия) об устранении нарушений, выразившихся в не установлении зоны санитарной охраны источника водоснабжения – <адрес>, не разработке проекта ЗСО и не направлении в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) для утверждения.
Однако, по настоящее время, проект ЗСО не разработан и не утвержден.
При установленных обстоятельствах, исковые требования природоохранного прокурора подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия)- удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Искровский наслег» <адрес> Республики Саха (Якутия) обязанность обратиться в Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) с заявлением об утверждении зон санитарной охраны источника водоснабжения - речки Кэнкэмэ, используемого для питьевого водоснабжения граждан, проживающих на территории Искровского наслега <адрес> Республики Саха (Якутия), с приложением проекта зоны санитарной охраны и положительного санитарно-эпидемиологического заключения, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Намский районный суд Республики Саха (Якутия).
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья п/п Н.П. Каратаева
Копия верна.
Судья Н.П. Каратаева
Секретарь ФИО1