НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Намского районного суда (Республика Саха (Якутия)) от 02.06.2022 № 2-139/2022

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 02 июня 2022 года

Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кривошапкиной И.И. единолично, при секретаре *...*, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к *...* о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром А от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л :

Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) обратилось в суд с иском к *...* о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром А от ДД.ММ.ГГГГ, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГг. на территории <адрес> на землях лесного фонда в квартале 70 выдел 22 Намского участкового лесничества в 7,5 км от с.«Тюбя» обнаружен лесной пожар А на площади 3 га. Пожар ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ в 23 часов 00 минут силами лесопожарных формирований ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», привлеченных лиц. Площадь пожара на момент ликвидаций 11 га, в том числе 7 га - лесной площади. Ущерб лесному фонду от потери лесных насаждений отсутствует. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ*...*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5.000 руб. Штраф оплачен. Постановление вступило в законную силу. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. *...*, находясь на территории МО «Тюбинский наслег» <адрес> в 7,5 км. от населенного пункта разжег костер, в результате произошел лесной пожар 9А в <адрес> выдел 22 Намского участкового лесничества, тем самым нарушил п.8 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», ГАУ РС (Я) «Якуглесресурс» являются специализированными государственными учреждениями по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия), подведомственными Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) - органу государственной власти Республики Саха (Якутия), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории республики за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета. Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих, относятся: расходы на оплату труда работников учреждений, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда; расходы на питание; транспортные расходы (авиационные расходы, аренда транспорта, транспортные услуги), расходы на услуги связи, материальные расходы (ГСМ, запчасти), услуги привлеченных организаций, физических лиц к тушению лесного пожара. Так, по лесному пожару А; - расходы ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» по оплате труда работников, на компенсацию продуктов питания для работников (11 чел. - 10 пожарных, 1 летчик), участвовавших на тушении лесного пожара, на ГСМ (дизтопливо для автотехник КАМАЗ (вахтовка), ГАЗ, бензин для бензопил, зажигательных аппаратов), израсходованных на тушении лесного пожара, по оплате за услуги спутниковой связи, использованной при тушении лесного поджара, на оплату за авиационные услуги АО «АК Полярные авиалинии» по доставке сил и средств тушения лесного пожара на воздушном судне «МИ-8» к месту пожара и обратно составляет всего 1.221.698 руб. 83 коп. Расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по оплате труда работников, на ГСМ, израсходованных на тушении лесного пожара, запчасти для автотехники, участвовавшей на тушении лесного пожара, на продукты питания для работников, участвовавших на тушении лесного пожара, по возмещению расходов привлеченного юридического лица по проведению расчетов с привлеченными физическими лицами, а также по оплате услуг привлеченных физических лиц, по оплате услуг привлеченного сезонного работника составляет всего 746.844 руб. 90 коп. Всего расходы по тушению лесного пожара 9А составляют 1.968.543 руб. 73 коп. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация. Лесные участки, расположенные в квартале 70 выдел 22 Намского участкового лесничества, относятся к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе по федеральному государственному лесному надзору (часть 1 статьи 83 ЛК РФ). Согласно Положению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Главы РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе тушению лесных пожаров), федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Согласно пп.5, ДД.ММ.ГГГГ Положения министр осуществляет руководство деятельностью Министерства на принципе единоначалия, предъявляет гражданские иски. Иск подписан *...* - представителем министерства по доверенности, выданной и.о. министра *...* На основании вышеизложенного, просит взыскать с *...*, в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) ИНН: 1435035723, ОГРН: 1021401070349 сумму вреда лесам, причиненного лесным пожаром А от ДД.ММ.ГГГГ (затрат по тушению лесного пожара) в размере 1.968.543 руб. 73 коп.

Представитель истца по доверенности *...* на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного разбирательства, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца.

Суд на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассматривает дело без участия представителя истца.

Ответчик *...* в судебном заседании исковые требования истца признал, при этом, учитывая его материальное положение и отсутствие работы, просит уменьшить размер возмещения затрат по тушению лесного пожара.

Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> на землях лесного фонда в квартале 70 выдел 22 Намского участкового лесничества в 7,5 км от с.«Тюбя» обнаружен лесной пожар А на площади 3 га, произошедший из-за неосторожных действий *...*, а именно 28.05.2021г. *...* находясь на территории МО «Тюбинский наслег» <адрес> в 7,5 км. от населенного пункта разжег костер, в результате произошел лесной пожар 9А в <адрес> выдел 22 Намского участкового лесничества. Тушениепожараосуществлялось силами ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» и ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», а также привлеченными лицами. Затраты ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» и ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», непосредственно связанные с тушением лесного пожара, составили 1.968.543 рубля 73 коп.

Вина ответчика *...* установлена вступившим в законную силу постановлением дознователя ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) *...* от 23.06.2021г. о назначении административного наказания, которым *...*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.32 КоАПРФ – то есть в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека и подвергнут к наказанию в виде административного штрафа в размере 5.000 (пять тысяч) рублей. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу.

Истец просит взыскать с ответчика *...* затраты по тушению лесного пожара в размере 1.968.543 руб. 73 коп., из них расходы ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов»; по оплате труда работников в количестве 12 человек (10 пожарных, 1 летчик-наблюдатель, 1 водитель), участвовавших на тушении лесного пожара, с расходами на налоги и обязательными отчислениями в фонды, составляют 254.996 руб. 94коп., - на компенсацию продуктов питания для работников (11 чел. - 10 пожарных, 1 летчик), участвовавших на тушении лесного пожара, составляют 21.429 руб. 70 коп., - на ГСМ (дизтопливо для автотехник КАМАЗ (вахтовка), ГАЗ, бензин для бензопил, зажигательных аппаратов), израсходованных на тушении лесного пожара, составляют 3.507 руб. 91 коп., - по оплате за услуги спутниковой связи, использованной при тушении лесного поджара, составляют 1.587 руб. 60 коп., - на оплату за авиационные услуги АО «АК Полярные авиалинии» по доставке сил и средств тушения лесного пожара на воздушном судне «МИ-8» к месту пожара и обратно составляют 940.176 руб. 68 коп. Всего расходы ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» по тушению лесного пожара 9А составили 1.221.698 руб. 83 коп.

Расходы ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по оплате труда работников участвовавших на тушении лесного пожара, с расходами на налоги и обязательными отчислениями в фонды, в кол. 4 чел. составляют 93.785 руб. 67 коп., на аренду транспорта и транспортные услуги (КРаЗ, МТЗ, УАЗ) составляют 132.416 руб. 00 коп., на ГСМ, израсходованных на тушении лесного пожара, составляют 71.874 руб. 84 коп., на запчасти для автотехники, участвовавшей на тушении лесного пожара, составляют 322.605 руб. 00 коп., на продукты питания для работников, участвовавших на тушении лесного пожара, составляют 5.893 руб. 03 коп., по возмещению расходов привлеченного юридического лица по проведению расчетов с привлеченными физическими лицами, а также по оплате услуг привлеченных физических лиц, составляют 107.520 руб. 00 коп., по оплате услуг привлеченного сезонного работника, составляют 12.750 руб. 36 коп. Всего расходы ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» по тушению лесного пожара 9А составили 746.844 руб. 90 коп.

Всего расходы по тушению лесного пожара 9А составляют 1 968 543,73 руб., что подтверждается расчетами взыскиваемой суммы по иску, справками о затратах по тушению лесного пожара А и другими материалами дела приложенными к исковому заявлению.

Ущерб лесам от потери древесины уничтоженной огнем отсутствует.

В соответствии со ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Согласно ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среда, осуществляется исходя из практических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. При их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов(в том числе поосуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосёменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений й государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно ст. 53.4 ЛК РФ устанавливает перечень мероприятий, включаемых в понятие тушения лесного пожара: обследование лесного пожара, доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализация лесного пожара, ликвидация лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его - дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара.

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» определено, что в соответствии со статьей1064 ГК РФи статьей 77Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья1079 ГК РФ). В указанных случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права(пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст.1064 ГК РФвред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков (ст.1082 ГК РФ), под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст.15 ГК РФ).

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений».

Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих, относятся: расходы на оплату труда работников, тушивших лесной пожар с отчислениями в обязательные страховые фонды и НДФЛ; транспортные расходы, материальные pacходы (расходы на ГСМ, расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара); прочие расходы: расходы по оплате услуг привлеченных юридических и физических лиц.

Согласно разделу V Рекомендаций, расходы по тушению каждого пожара сводятся и отражаются в Справке о затратах на тушение конкретного лесного пожара.

Таким образом, в силу норм лесного законодательства все вышеперечисленные мероприятия учитываются при учете затратпотушениюлесныхпожаров.

ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» и ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» являются специализированными государственными учреждениями по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия), подведомственным Министерству экологий, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) - органу государственной власти РС (Я), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда на территории республики за счет средств субвенций, выделяемых из федерального бюджета.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.

Лесные участки, расположенные в квартале выдел 22 Намского участкового лесничества, относятся к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров(ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).

Согласно Положению Министерства экологии, природопользования илесногохозяйства РС (Я), утвержденного Указом Главы РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти РС (Я), осуществляющим отдельные переданные полномочия РФ в области лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе тушению лесных пожаров), федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

Таким образом, Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) являясь распорядителем финансовых средств, имеет право на обращение в суд с иском о взыскании ущерба лесам, причиненногопожаром, включая расходы на тушение пожара.

Ущерб от лесного пожара А составил 1.968.543 руб. 73 коп. Данные расходы подтверждаются приложенными учетными документами: справками ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» и ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» о затратах по тушениюлесногопожараА, расчетом взыскиваемой суммы и другими материалами дела по иску.

При вышеуказанных обстоятельствах исковое требование о взыскании расходов в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) обоснованно.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ответчик *...* не работает, проживает вместе с пожилой матерью *...*, 1951 года рождения, неработающей пенсионеркой. Ответчик *...* помогает матери, так как мать из-за перелома шейки бедра передвигается по дому с помощью ходунка для инвалидов.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в п. 34 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи1083 ГК РФ).

Таким образом, с учетом имущественного положения ответчика, неосторожного характера причиненного вреда, суд считает возможным применить п. 3 ст. 1083 ГК РФи уменьшить размер возмещения затрат по тушению лесного пожара до 400.000 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФс ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 7.200 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к *...* о взыскании вреда лесам, причиненного лесным пожаром А от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить частично.

Взыскать с *...*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Якутской АССР в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в счет возмещения затрат по тушению лесного пожара А от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в размере 400.000 (четыреста тысяч) рублей, для последующего перечисления в федеральный бюджет.

Взыскатьс *...* государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 7.200 (семь тысяч двести) рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата изготовления: 06.06.2022г.

Судья: И.И.Кривошапкина