№ дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2020 года город Нальчик
Нальчикский городской суд КБР в составе председательствующего судьи Сарахова А.А., при секретаре Созаевой Л.Х., с участием представителя административного истца ФИО7, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, административного ответчика ФИО2 и его представителя ФИО8, действующего по ордеру № от 20.10.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании недоимки и пеней по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Нальчикский городской суд КБР поступило административное исковое заявление Инспекции ФНС России № по <адрес> КБР к ФИО2, содержащим требования: взыскать с ФИО2 в пользу Инспекции не исполненную обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 2697,50 руб., пени в размере 53,69 рублей ( за период с 04.12.2018г. по 27.01.2019г.).
В обоснование своих требований Инспекция ФНС России № по <адрес> указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением № о вынесении судебного приказа на взыскание транспортного налога и налога на имущество физических лиц с ФИО2, к мировому судье судебного участка №<адрес> КБР, (копия прилагается). Мировой судья судебного участка № Нальчикского судебного района КБР ФИО9, своим определением от 27.04.2020г. отменил судебный приказ по делу №а-1582/2020г., и разъяснил, что заявленное требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в порядке искового производства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Административный ответчик имеет неисполненную обязанность по уплате недоимки по транспортному налогу, включая пени по транспортному налогу, в сумме 2 751,19 руб.
Данная сумма задолженности образовалась в связи с неуплатой транспортного налога, на основании гл. 28 (транспортный налог) Налогового кодекса РФ (далее, НК РФ), Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-Р3 «О транспортном налоге» (принят Парламентом КБР ДД.ММ.ГГГГ).
Должнику согласно ст. 52 НК РФ, ст. 69 НК РФ были направлены соответственно налоговое уведомление, (расчет транспортного налога за 2017г., (Приложение №)) и требование об уплате налога, пени № по состоянию на 06.10.2016г., требование об уплате налога, пени № по состоянию на 12.02.2018г., требование об уплате налога, пени № по состоянию на 28.01.2019г.,(прилагаются).
В приложении № приложено Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 30.09.2018г., (расчет налога).
Расчет транспортного налога: ФОРМУЛА РАСЧЕТА НАЛОГА
Налог=Налоговая база х ставка, руб.х (количество месяцев владения)/12
ФИО3 ФОЛЬКСВАГЕН TOUAREG, государственный номер A003B007, 249-лошадиные силы:
1) 2017 год, 249 х 1 (доля в праве) х 65 х 12/12 = 16 185 руб., налоговая ставка - 249 (руб.) установлена ст.6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№- РЗ «О транспортном налоге» (принят Парламентом КБР ДД.ММ.ГГГГ).
Остаток неисполненной задолженности по уплате транспортного налога с физических лиц за 2017 год по требованию № по состоянию на 28.01.2019г., составил 2 697,50 руб., по пени составляет 38,04 руб., (пеня рассчитана за период с 04.12.2018г., по 27.01.2019г., (прилагается)).
Остаток неисполненной задолженности по уплате пени по транспортному налогу по требованию № по состоянию на 12.02.2018г., составляет 15,65 руб., (пеня рассчитана за период с 20.01.2018г., по 11.02.2018г., (прилагается)).
В статье 85 НК РФ установлены обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Налоговый орган владеет банком информации об имуществе, транспортных средствах, о месте прописки налогоплательщика в соответствии с предоставленной информацией регистрирующих органов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику- индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, истечения указанного трехлетнего срока.
Так, с требованиями указанной нормы, самое раннее требование об уплате налога, является требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.10.2016г. Где датой исполнения указана 15.11.2016г. Трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов является дата 15.11.2019г., а шести месячный срок истекает 15.05.2020г.
Налоговый орган в рамках процессуального срока ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением № о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с административного ответчика к мировому судье.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Мировой судья судебного участка № Нальчикского судебного района КБР своим определением от 27.04.2020г. отменил судебный приказ. Срок для обращения в суд истекает 27.10.2020г.
Таким образом, в нарушение п.2 ст.44 и п.1 ст.45 НК РФ административный ответчик свои обязанности по уплате налогов, пени до сих пор не исполнил.
При этом, в соответствии с определением Мирового судьи судебного участка № Нальчикского судебного района ФИО9, от 27.04.2020г., по делу №а-1582/2020 (в материалах дела имеется определение) указано на то, что налогоплательщик не согласен с суммами налоговых платежей, но при этом не оспаривают вопросы касательно личного кабинета налогоплательщика.
Сведения об имуществе физического лица, представленные налоговым органом в отношении ФИО10, содержат информацию о регистрации права собственности на ФИО3 ФОЛЬКСВАГЕН TOUAREG, государственный номер A003B007, 249- лошадиные силы с ноября 2014 года.
Согласно ст. 52 НК РФ, налогоплательщику было направлено соответственно налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, (расчет транспортного налога за 2014год) в котором к уплате в срок дол 01.10.2015г., был исчислен транспортный налог за ФИО3 ФОЛЬКСВАГЕН/TOUAREG, государственный номер A003B007, 249-лошадиные силы:
1) 2014 год, 249 х 1 (доля в праве) х 65 х 2/12 = 2 697 руб., налоговая ставка - 249 (руб.) установлена ст.6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-Р3 «О транспортном налоге» (принят Парламентом КБР ДД.ММ.ГГГГ).
Обязанность налогоплательщика уплатить транспортный налог за 2014 год в размере 2 697,50 руб., была исполнена лишь 30.11.2016г., оплатой транспортного налога за 2015 год по ФИО3 ФОЛЬКСВАГЕН TOUAREG, государственный номер A003B007, 249 - лошадиные силы:
249 х 1 (доля в праве) х 65 х 12/12 = 16 185 руб., налоговая ставка - 249 (руб.) установлена ст.6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-Р3 «О транспортном налоге» (принят Парламентом КБР ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с тем, что налогоплательщиком своевременно не был уплачен транспортный налог за два календарных месяца 2014 года (ноябрь-декабрь), по автомобилю ФОЛЬКСВАГЕН TOUAREG, государственный номер A003B007, оплатой транспортного налога за 2015 год в размере 16 185 руб., была зачтена сумма ранее исчисленного к оплате транспортного налога за два календарных месяца (ноябрь-декабрь) 2014 года в размере 2 697,50 руб., и за 10 календарных месяцев 2015 года в размере 13 487,50 руб., при этом исчисленная к уплате пеня по транспортному налогу налогоплательщиком оплачена не была.
Данное обстоятельство служит причиной того, что, в последующих направляемых требованиях по транспортному налогу за расчетные периоды с 2016 года, налогоплательщику выставляется сумма остаточного сальдо (задолженность) на начало месяца в размере 2 697,50 руб.
Исходя из вышеизложенного, налоговый орган в своем административном исковом заявлении от 30.07.2020г., №, в абз.4 стр.2 «справочно» указывает, что:
Остаток неисполненной задолженности по уплате транспортного налога с физических лиц за 2017 год по требованию № по состоянию на 28.01.2019г., составил 2 697,50 руб., по пени составляет 38,04 руб., (пеня рассчитана за период с 04.12.2018г., по 27.01.2019г., (прилагается)).
Остаток неисполненной задолженности по уплате пени по транспортному налогу по требованию № по состоянию на 12.02.2018г., составляет 15,65 руб., (пеня рассчитана за период с 20.01.2018г., по 11.02.2018г., (прилагается)).
При этом суммы пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога, начиная со следующего дня после окончания указанного срока (п. 3 ст. 75 НК РФ). Пени рассчитываются с применением 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования, установленной Банком России для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) (расчет пени прилагается).
В соответствии со ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 НК РФ.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, истечения указанного трехлетнего срока.
Так, с требованиями указанной нормы, самое раннее требование об уплате налога, является требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.10.2016г. Где датой исполнения указана 15.11.2016г. Трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов является дата 15.11.2019г., а шести месячный срок истекает 15.05.2020г.
Налоговый орган в рамках процессуального срока ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением № о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с административного ответчика к мировому судье.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Мировой судья судебного участка № Нальчикского судебного района КБР своим определением от 27.04.2020г. отменил судебный приказ. Срок для обращения в суд истекает 27.10.2020г.
Поскольку в нарушение п.2 ст.44 и п.1 ст.45 НК РФ административный ответчик свои обязанности по уплате налогов, пени не исполнил, Инспекция, руководствуясь ст.31,45,48 НК РФ, ч.1 статьи 286 КАС РФ в рамках процессуальных сроков, обратилась в Нальчикский городской суд с административным исковым заявлением № от 30.07.2020г, для взыскания с ФИО2 в пользу Инспекции ФНС РФ № по <адрес> в счет не исполненной обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 2 697,50 руб., и пени в размере 53,69 руб., (пеня рассчитана за период с 04.12.2018г., по 27.01.2019г);
Административный ответчик, в свою очередь, представил суду свои возражения относительно предмета иска, указав, что транспортный налог административным ответчиком оплачивается своевременно в тех суммах, которые указаны в полученных им налоговых уведомлениях.
Согласно налоговому уведомлению № от 28.09.2016г. уплате подлежал транспортный налог за 2015 год в сумме 16 185 руб. не позднее 01.12.2016г.
Данная сумма была оплачена одним платежом через кассу отделения № Сбербанка 30.11.2016г.
Согласно налоговому уведомлению № от 06.09.2017г. к уплате подлежал транспортный налог за 2016 год в сумме 16 185 руб. не позднее 01.12.2017г.
Данная сумма была оплачена одним платежом через банкомат Сбербанка 24.11.2017г.
Согласно налоговому уведомлению № от 30.09.2018г. к уплате подлежал транспортный налог за 2017 год в сумме 16 185 руб. не позднее 03.12.2018г.
Данная сумма была оплачена двумя платежами - 15 000 руб. и 1 185 руб., через банкомат Сбербанка 31.10.2018г.
Таким образом, недоплат по транспортному налогу, исчисленному за 2015-2017г.г., со стороны административного ответчика нет, и соответственно недоимка по его оплате образоваться не могла.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным истцом доказательств возникновения недоимки суду не представлено, а ссылку на направленные требования об уплате недоимки такими доказательствами признать нельзя, т.к. эти требования доказывают только факт соблюдения административным истцом мер налогового администрирования, а не то, как и когда образовалась сумма недоимки, указанная в этих требованиях.
Кроме того, нельзя согласиться с утверждением административного истца о соблюдении сроков для обращения в суд, который им рассчитывается с 15.11.2016г. - срок исполнения требования об уплате налога № от 06.10.2016г.
Данный срок необходимо рассчитывать с 03.03.2016г. - срок исполнения первого требования об уплате налога № от 01.12.2015г., в котором впервые была указана сумма задолженности в размере 2 697,50 руб.
При этом, данное требование административным истцом не получалось и сведения о нем получены из предоставленного административным истцом суду скриншота из базы данных «Списка требований».
Таким образом, считает, что административным истом пропущен срок подачи в суд заявления о взыскании, установленный ст. 48 НК РФ, и в соответствии со ст. 199 ГК РФ подлежит применению исковая давность к заявленному требованию.
В связи с изложенным и руководствуясь ч. 2 ст. 135 КАС РФ, возражает против удовлетворения административных исковых требований Инспекции ФНС № по <адрес> в связи с их недоказанностью и пропуском срока исковой давности.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, по основаниям изложенным в административном иске.
Административный ответчик и его представитель исковые требования не признали, суду пояснили, что личным кабинетом налогоплательщика ФИО2 пользуется, однако, налогового уведомления и требования об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГг. не получал, в связи с чем и не оплачивал его, однако налоги по всем последующим налоговым уведомлениям им своевременно уплачены в полном объеме.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом согласно части 6 статьи 289 названного Кодекса при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная обязанность предусмотрена пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Транспортный налог является региональным налогом (п. 3 ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации являются, в том числе автомобили.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно п. 3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
По сведениям об имуществе налогоплательщика, представленных административным истцом, ФИО2 принадлежит на праве собственности с 22.11.2014г. ФИО3 ФОЛЬКСВАГЕН/TOUAREG, государственный номер A003B007, 249-лошадиные силы.
Указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
Таким образом, с 2014 г. ФИО2 являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в отношении указанного объекта налогообложения.
Как следует из ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.
Требованием об уплате налога признается извещением налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.ч. 1, 4 ст. 69НК РФ).
Статья 75 НК РФ предусматривает, что за неуплату физическим лицом причитающихся сумм налогов начисляется пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты, в процентах от неуплаченной суммы налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, и могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48НКРФ.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налог за 2014 год подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.363 НК РФ в редакции от 05.10.2015г).
При этом в статьи 363 НК РФ, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Таким образом, обязательным условием возникновения у налогоплательщика обязанности уплаты налога является исполнение налоговым органом обязанности направления в его адрес налогового уведомления.
В силу ч. 4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом ФИО2 в отношении объекта налогообложения – транспортного средства ФИО3 ФОЛЬКСВАГЕН/TOUAREG, государственный номер A003B007, 249 л.с - в налоговом уведомлении № от 30.03.2015г. произведен расчет налога за 2/12 2014 года в размере 2697,59 рублей, подлежащий уплате не позднее 01.10.2015г. Указанное налоговое уведомление направлено ФИО2 почтой заказным письмом 20.04.2015г. (ШПИ 40093402462352), согласно списку №. Копии налогового уведомления и списка представлены административным истцом в незаверенном виде.
Почтовое отправление ШПИ 40093402462352 адресовано ФИО2, однако принято почтовой организацией не 20.04.2015г., а 14.10.2016г., получено же адресатом 18.10.2016г., то есть спустя более года, по истечении установленного в уведомлении срока уплаты налога.
Далее, в связи с не поступлением платы транспортного налога в установленные сроки, административным истцом ФИО2 было выставлено требование № об уплате налога по состоянию на 01.12.2015г., сроком исполнения до 03.03.2016г. Указанное налоговое требование направлено ФИО2 почтой заказным письмом 24.12.2015г. (ШПИ 40097904482658).
Согласно общедоступных сведений сайта «Почта России», почтовое отправление ШПИ 40093402462352 адресовано не ФИО2, а ФИО11, оно принято почтовой организацией 29.08.2016г. и получено адресатом 03.09.2016г.
Таким образом, обязанность по направлению ФИО2 налогового уведомления и требования об уплате налога за 2/12.2014 года в размере 2697,59 рублей, подлежащего уплате не позднее 01.10.2015г., административным ответчиком должным образом не исполнена, в связи с чем, у административного ответчика не возникло обязанности уплаты транспортного налога за указанный период.
При этом, суд обращает внимание на тот факт, что в материалах дела имеется требование об уплате налога № по состоянию на 06.10.2016г., в котором ФИО2 начислены пени за неисполнение обязанности по уплате налога на имущество сроком 03.11.2014г. и 01.10.2015г. Указанное требование направлено ФИО2 почтой заказным письмом 14.10.2016г. (ШПИ 40097904482658), то есть тем же письмом ШПИ 40097904482658, которым, согласно почтовому реестру №, было 24.12.2015г. направлено требование № об уплате налога по состоянию на 01.12.2015г.
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога за период 2/12 2014г. у ФИО2 не возникла, зачет суммы уплаченного 30.11.2016г. ФИО2 транспортного налога за 2015г. в счет налог за 2/12 2014г. и его последующий перерасчет, в связи с чем, сумма остаточного сальдо (задолженности) выставлена к уплате в 2017г., не является обоснованным.
Одновременно, довод административного ответчика о пропуске административным истцом сроков для обращения в суд, который ошибочно рассчитан налоговым органом с 15.11.2016г., то есть, со дня срока исполнения требования об уплате налога № от 06.10.2016г., основан на неверном толковании норм права. Более ранее требование об уплате налога № по состоянию на 01.12.2015г., в котором впервые была указана сумма задолженности в размере 2 697,50 руб., не администрировано налоговым органом образом должным образом, в связи с чем, а также принимая во внимание отсутствие искового требования о взыскании недоимки по уплате налога за 2/12 2014г., не принимается во внимание при разрешении настоящего спора.
Руководствуясь статьями 175-180, 286-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании недоимки и пеней по транспортному налогу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2020 года.
Председательствующий А.А. Сарахов