НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика) от 17.03.2017 № 12-174/17

Дело № 12-174/17

РЕШЕНИЕ

г. Нальчик 17 марта 2017 г.

Судья Нальчикского городского суда КБР Жигунов А.Х.,

с участием: представителя ОАО «Телемеханика» Ильющенко Г.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

представителя Государственной инспекции труда в КБР Умарова Э.З., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Телемеханика» на постановление Государственной инспекции труда в КБР - от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в КБР ФИО4-ПП/ от ДД.ММ.ГГГГг. о назначении административного наказания Ордена Почета открытое акционерное общество «Телемеханика» признано виновным по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ на указанное постановление ОАО «Телемеханика» принесло жалобу, в которой просит обжалуемое постановление отменить и рассмотреть возможность применения «предупреждения» по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что согласно поступившему запросу Государственной инспекции по труду от ДД.ММ.ГГГГ-ЗП предприятием были представлены все затребованные документы, запрошенные Инспекцией по труду для проведения проверки, что подтверждено описью заверенной Инспекцией. В ходе проверки по ряду пунктов были выявлены нарушения Трудового законодательства с которыми заявитель не согласен. Считает, что в указанном Постановлении 8-/21 нарушения не влияют на качество условий труда и трудовую дисциплину. Документы представлены в полном объеме и по всем мероприятиям, требуемым законодательством. Незначительные замечания не отражаются на качестве условий труда и не нарушают требования техники безопасности. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в проверках, проводимых в предыдущие годы, не отмечены данные нарушения теми же проверяемыми представителями Инспекции по труду, хотя проверке подверглись те же самые документы, планы работы, инструкции, журналы учета и другая запрошенная информация. При незначительных нарушениях трудового законодательства предусмотрено предупреждение. Предприятие работает стабильно, выполняет государственные оборонные заказы, входит в Перечень стратегических предприятий , ежегодно утверждаемый Председателем Правительства РФ. Штрафные санкции, не связанные с производством, нарушают финансовую устойчивость предприятия, что может привести к срыву исполнения Гособоронзаказа.

В судебном заседании представитель ОАО «Телемеханика» доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, ссылаясь также на то, что предприятие не допускает серьезных нарушений. Неслуховская уволена после того, как год находилась на больничном в связи с онкологическим заболеванием, и ей выплачивалась не заработная плата, а больничные, поэтому и была задержка с расчетом при увольнении. Выплата отпускных с согласия Министерства промышленности РФ производится работникам после отпуска для профилактики пьянства. Есть заявление работников о том, что они не возражают против такого порядка выплаты отпускных. Просит учесть эти обстоятельства и ограничиться предупреждением. Трехстороннее соглашение предприятием не нарушается, поскольку ОАО «Телемеханика» направило письмо о том, что отказывается от присоединения к нему. Кроме того, ссылается на то, что заработная плата ниже прожиточного минимума выплачивается только работникам низкоквалифицированного труда. Также ссылается на то, что минимальный размер оплаты труда по РФ составляет 7500 рублей с июля 2016 года в размере, установленном федеральным законом, и ниже этого размера заработная плата работникам предприятия не выплачивается.

Представитель ГИТ в КБР с доводами жалобы и представителя заявителя не согласился, просит отказать в удовлетворении жалобы.

Проверив доводы жалобы и исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.30.6КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель должен нести обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Согласно части 9 ст.136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

В соответствии со ст.133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Решением Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 08.07.2014г. «О региональном соглашении о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2014-2016 годы» в Кабардино-Балкарской Республике установлена минимальная заработная плата в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения КБР. В соответствии с Решением Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 08.07.2014г., если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения о присоединении к Соглашению не представят в Министерство труда и социального развития КБР мотивированный письменный отказ от присоединения к Соглашению, то указанное Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования и подлежит обязательному исполнению работодателями.

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения плановой документарной проверки в отношении ОАО «Телемеханика», проведенной государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ГИТ в КБР ФИО3 и начальником по охране труда, главным государственным инспектором труда (по охране труда) ГИТ в КБР ФИО5 по месту нахождения ГИТ в КБР (КБР, <адрес>) в отношении ОАО «Телемеханика», выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в следующем:

1. В нарушение ст.140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя ОАО «Телемеханика», не производится в день увольнения. Так, с ФИО6, уволенным 30.12.2016г., полный расчет произведен 13.01.2017г., с ФИО7, уволенной 30.11.2016г., полный расчет произведен 12.12.2016г. и т.д.

2. В нарушение ч.9 ст.136 ТК РФ оплата отпуска работникам ОАО «Телемеханика» в 2016-2017 г.г. производится позднее чем за три дня до его начала. Так, ФИО8, ушедшему в ежегодный оплачиваемый отпуск с 01.11.2016г., оплата произведена 12.12.2016г., ФИО9, ушедшему в ежегодный оплачиваемый отпуск с 01.12.2016г., оплата произведена 12.01.2017г. и т.д.

3. ОАО «Телемеханика», не являющееся государственным или муниципальным учреждением бюджетной сферы, и осуществляющее свою деятельность на территории Кабардино-Балкарской республики, не направило в Кабардино-Балкарскую республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений мотивированный письменный отказ от присоединения к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2014-2016 годы, принятому 08.07.2014г., в связи с чем на ОАО "Телемеханика» распространяется указанное Соглашение.

Постановлением Правительства КБР от 16.05.2016г. -ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кабардино-Балкарской республике за I квартал 2016г.» установлена величина прожиточного минимума в Кабардино-Балкарской Республике за I квартал 2016 года для трудоспособного населения – 10942 руб. Постановлением Правительства КБР от 15.08.2016г. -ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кабардино-Балкарской республике за II квартал 2016г.» установлена величина прожиточного минимума в Кабардино-Балкарской Республике за II квартал 2016 года для трудоспособного населения – 11596 руб. Постановлением Правительства КБР от 21.11.2016г. -ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кабардино-Балкарской республике за III квартал 2016г.» установлена величина прожиточного минимума в Кабардино-Балкарской Республике за III квартал 2016 года для трудоспособного населения – 10742 руб.

В нарушение указанного соглашения и ст.133.1 ТК РФ работникам ОАО «Телемеханика», в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г., и в частности ФИО10, ФИО11, ФИО12-О., за сентябрь 2016г. полностью отработавшим рабочее время, не начислялась и не выплачивалась заработная плата в соответствии с размером прожиточного минимума в КБР.

Вместе с тем ОАО «Телемеханика» письмом от 29.07.2016г. направил в Минтрудсоцзащиты КБР уведомление об отказе от присоединения к указанному Соглашению. Однако в связи с тем, что данное уведомление направлено после 07.10.2014г., наличие подобного уведомления не освобождает ОАО «Телемеханика» от условий его исполнения в период его действия.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом ГИТ в КБР установлены все необходимые фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, выводы о виновности ОАО «Телемеханика» сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.

Довод представителя ОАО «Телемеханика» о незначительности допущенных нарушений является несостоятельным. Так, в материалах дела содержится список уволенных работников ОАО «Телемеханика» за период 01.01.16г. – 12.12.16г., из которого следует, что ни одному из 42 работников, уволенных за указанный период, расчет не произведен в день увольнения, имели место задержки выплаты в 2-3 месяца.

Ссылки представителя ОАО «Телемеханика» на то, что оплата отпуска не производится своевременно специально с целью предотвращения пьянства, также несостоятельны. Из материалов дела следует, что отпускные выплачиваются работникам лишь после отпуска, а многим через месяц и более после окончания отпуска. Причины нарушения требований части 9 ст.136 ТК РФ, на которые ссылается представитель ОАО «Телемеханика», не являются уважительными.

Необоснованной является и ссылка представителя ОАО «Телемеханика» на то, что предприятие письмом от 29.07.2016г. отказалось от присоединения к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2014-2016 годы, принятому 08.07.2014г., поскольку подобный отказ следовало направить в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению, то есть с 05.09.2014г.

Тем более, несостоятелен довод о том, что заработная плата ниже прожиточного минимума выплачивается лишь работникам с низкоквалифицированным трудом.

Также необоснованно утверждение представителя ОАО «Телемеханика» о том, что соблюдение размера заработной платы не ниже прожиточного минимума носит лишь рекомендательный характер и что законом установлено лишь ограничение в виде минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Данное утверждение основано на неправильном толковании положений статьи 133 Трудового кодекса РФ.

Так, согласно части 4 ст.133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Вместе с тем, согласно положениям той же статьи 133.1 ТК РФ в субъекте РФ может быть установлен более высокий размер минимальной заработной платы. При этом механизм установления размера минимальной заработной платы в субъекте РФ полностью регламентирован статьей Трудовым кодексом РФИО13 Республике данный механизм реализован путем принятия 08.07.2014г. Кабардино-Балкарской республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2014-2016 годы.

Выполнение предприятием государственного оборонного заказа, на что также ссылается представитель ОАО «Телемеханика», не дает администрации предприятия права нарушать нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Совершенное правонарушение верно квалифицировано поч.6 ст.5.27 КоАП РФ. Постановление вынесено должностным лицом органа государственного контроля (надзора) в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5КоАП РФ для данной категории дел.

В соответствии со ст.2.9 при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КодексаРоссийскойФедерации об административных правонарушениях"малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью потенциальной опасности совершенного деяния, а также с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценкамалозначительностидеяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительностиотносится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом,малозначительностьправонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С доводом представителя заявителя о том, что допущенные нарушения были незначительными,согласиться нельзя. С учетом характера и степени общественной опасности совершенного ОАО «Телемеханика» административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, оснований для признания его малозначительным не усматривается. Выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства свидетельствуют о реальном причинении вреда работникам, выраженном в нарушении их права на оплату труда, что имеет повышенную общественную опасность.

Также следует учесть, что по сути каких-либо мер, направленных на устранение допущенных нарушений трудового законодательства, предприятием до сих пор не предпринято.

С учетом вышеизложенного, оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления, в том числе, применения более мягкого наказания, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.5-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в КБР Тогузаева Т.М. от ДД.ММ.ГГГГг. оставить без изменения, жалобу ОАО «Телемеханика» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный Суд КБР со дня его вынесения.

Судья Жигунов А.Х.

<данные изъяты>