НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика) от 16.10.2023 № 2-5786/2023

07RS0001-02-2023-004836-72

2-5786/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2023 года г. Нальчик

Нальчикский городской суд КБР под председательством судьи Тхазаплижевой Б.М., при секретаре Битокове А.В.,

с участием представителя ответчика – ФИО1, действующей по доверенности №9-1452 от 02.10.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО7 к ФКУ «ЦХиСО МВД по Кабардино-Балкарской Республике» о взыскании компенсации за сверхурочную работу в выходные и праздничные дни,

УСТАНОВИЛ:

В Нальчикский городской суд поступило исковое заявление ФИО2 ФИО8 к ФКУ «ЦХиСО МВД по Кабардино-Балкарской Республике» о взыскании компенсации за сверхурочную работу в выходные и праздничные дни в размере 284 312,4 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он проходил службу в органах внутренних дел. Приказом от 19.03.2020 врио начальника ФКУ «ЦХиСО МВД по Кабардино-Балкарской Республике» уволен со службы по п.44 ч.2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 №342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации№ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

В период прохождения службы в органа внутренних дел неоднократно находился в служебных командировках в ВОГО и П МВД России по г.Моздок. В указанной командировке находился в 2012-2017 гг., а также с 31.07.2002 по 21.05.2012 без перерыва.

Весь период нахождения в командировке он не получал компенсацию за службу в выходные и праздничные дни.

На его обращение к ответчику с просьбой осуществить оплату службы в выходные и праздничные дни, но получил отказа.

Он самостоятельно произвел расчет компенсации исходя из денежного выражения одного дня его службы на основании справок о денежном довольствии.

В судебное заседание истец и его представитель не явились, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 просила в иске отказать по основаниям, указанным в письменном возражении по причине пропуска срока обращения в суд, а также поскольку истец являлся сотрудником, которому был установлен ненормированный рабочий день для которых в соответствии п. 286-289 Приказа МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется.

Представитель ответчика указал, что ФИО2 не мог не знать о нарушении своего права не только с момента увольнения, но и в период похождения службы, имел реальную возможность в установленный законом срок обратиться в суд, но не сделал этого.

Также представитель ответчика просил обратить внимание суда, что ранее истец обращался с иском к Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел России по Кабардино-Балкарской Республике» о взыскании невыплаченной ежемесячной надбавки.

Исковые требования были мотивированы тем, что ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел, был уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. 18.12.2020 года ему осуществлена последняя выплата в порядке окончательного расчета с ответчиком.

Однако ФИО2 не была выплачена причитающаяся надбавка в размере одного должностного оклада за период нахождения в командировке с января 2012 года по апрель 2019 года, предусмотренная пунктом «а» части 5 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года №1174.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 12 апреля 2021 года исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной определении ВС КБР от 16.03.2023 указано, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на истца не распространяются дополнительные гарантии, установленные вышеназванной нормой материального права, поскольку ФИО2 в период с января 2012 года по апрель 2019 года был командирован в состав временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в составе объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» установлены дополнительные социальные гарантии сотрудникам и военнослужащим, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

В частности, подпунктом «б» пункта 4 названного постановления установлены дополнительные социальные гарантии сотрудникам и военнослужащим, не включенным в состав специальных сил и сил Объединенной группировки: командированным в воинские части, учреждения, подразделения и органы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, то есть в воинские части, учреждения и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органы внутренних дел Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы федеральной фельдъегерской связи, подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дислоцированные на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия - Алания и Чеченской Республики.

Сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере одного месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (занимаемой воинской должностью) (п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти»).

По смыслу вышеприведенных норм право на получение ежемесячной надбавки к денежному довольствию, предусмотренной пп. «а» п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти», имеют сотрудники и военнослужащие, не включенные в состав специальных сил и сил Объединенной группировки.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено и то, что ФИО2 выплачены соответствующие надбавки за нахождение в командировке в период с января 2012 года по апрель 2019 года в составе Объединенной группировки, предусмотренные пп. «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти»

С учетом того обстоятельства, что вышеперечисленными приказами ФИО2 в период с января 2012 года по апрель 2019 года был командирован в состав Объединенной группировки, он не приобрел право на получение ежемесячной надбавки к денежному довольствию, предусмотренной пп. «а» п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти».

Также стороной ответчика указано на вынесенное между теми же сторонами апелляционное определение от 17.02.2021 о взыскании с ответчика неиспользованных отпусков за период с 2002 по 2011г., в связи с чем при разрешении данного спора в случае возможного удовлетворения исковых требований необходим при расчете количества выходных и праздничных дней вычесть компенсированные дни отпуска в выходные и праздничные дни.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению за необоснованностью и в связи с пропуском срока обращения в суд.

В соответствии с ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (далее - Закон о службе) сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Предусмотренный частью 4 статьи 72 Закона о службе трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений. Сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 31.05.2022 N 1333-0).

Из приведённых нормативных положений следует, что сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику) в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права; рапорт или письменное заявление сотрудника органов внутренних дел подлежит рассмотрению непосредственным руководителем (начальником) в течение одного месяца со дня его подачи; решение по служебному спору оформляется в письменном виде; его копия в течение трех дней со дня принятия вручается сотруднику органов внутренних дел или направляется почте и в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику может быть им обжаловано в суд. Согласно части 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Как установлено частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, нормы трудового законодательства применяются только в случаях, не урегулированных Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рядом иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (в том числе в случае возникновения такого спора при увольнении работника), представляет собой установление специального срока для защиты права на оплату труда для граждан, работающих по трудовому договору.

В суд истец обратился 30.08.2023.

Судом установлено, что истец был уволен приказом от 19.03.2020.

Кроме того, из апелляционного определения Верховного Суда КБР от 16.03.2023 следует, что истцу последняя выплата в порядке окончательного расчета с ответчиком осуществлена 18.12.2020.

Из материалов дела следует, что истец за выплатой испрашиваемых выплат по настоящему делу обратился к ответчику 04.07.2022, на который ему был дан ответ от 22.07.2023.

Следовательно истец обратился в суд спустя три года со дня увольнения и спустя год со дня получения ответа.

Таким образом, суд полагает обоснованным довод ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с иском о выплате сумм, причитающихся при увольнении.

Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Вместе с тем, суд также полагает не обоснованными требования истца по существу.

Судом из материалов дела установлено, что истец ФИО2 в указанный в иске период находился в командировке в составе временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в составе объединенной группировки войск на территории Северокавказского региона, что подтверждено представленными приказами.

В соответствии с Постановлением Правительства №1147 от 29.12.2011 "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" в целях упорядочения социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, на которых распространяется действие Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" либо его отдельных положений и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и военнослужащим, на которых распространяется действие Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - сотрудники и военнослужащие), Правительство Российской Федерации постановило установить дополнительные социальные гарантии сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки).

Названным определением к указанным сотрудникам отнесены лица, направленные в Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северная Осетия - Алания и Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территориях указанных республик).

Согласно п.4 названного Постановления Правительства Российской Федерации отдельным категориям сотрудников, выполняющих задачи по охране общественного порядка, защите конституционных прав граждан и пресечению деятельности незаконных формирований на территориях, сопредельных с территорией Республики Дагестан, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики, проходящих службу в органах (подразделениях) внутренних дел Российской Федерации, входящих в перечень, определенный Министерством внутренних дел Российской Федерации, и дислоцированных на постоянной основе в Ставропольском крае (общей численностью 600 человек), а также командированных в эти органы (подразделения) для выполнения указанных задач установлены дополнительные социальные гарантии - ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере 1 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (занимаемой воинской должностью).

Таким категориям установлен ненормированный рабочий день, в связи с чем в соответствии п.289 Приказа МВД России от 01.02.2018 N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха им не предоставляется.

Согласно п. 289 названного Приказа компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха в соответствии с настоящим Порядком не предоставляется сотрудникам, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах Российской Федерации либо проходящим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени и введением дополнительных ограничений, которым устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию.

При таких обстоятельствах, суд полагает заявленные исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 ФИО9 к ФКУ «ЦХиСО МВД по Кабардино-Балкарской Республике» о взыскании компенсации за сверхурочную работу в выходные и праздничные дни в размере 284312,4 руб. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КБР в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2023 года.

Председательствующий Б.М.Тхазаплижева

копия верна:

Судья Нальчикского городского суда Б.М.Тхазаплижева