НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика) от 14.03.2016 № 2-1499/2016

Дело № 2-ё1499/16

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Нальчик 14 марта 2016г.

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи - Блиевой Р.С., при секретаре - Казиевой Р.Д., с участием: представителя ответчика - ФИО2, действующего по доверенности от <данные изъяты>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к <данные изъяты> Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, в котором она просит признать решение ответчика от <данные изъяты>. об отказе в назначении пенсии незаконным, возложить на <данные изъяты> Кабардино-Балкарской Республике обязанность назначить ей страховую пенсию с даты обращения за её назначением - ДД.ММ.ГГГГг.,-

у с т а н о в и л:

ФИО4 08.02.2016г. обратилась в <данные изъяты> с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что в решении об отказе было указано, что после регистрации брака между ФИО9 и ФИО3 фамилия не была изменена и что в паспорте на странице, где указано место жительства, имеется потертость о снятии с регистрации.

ФИО10, надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, обратилась в суд с заявлением о рассмотрении её исковых требований без её участия.

Суд по правилам п. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие истицы.

Представитель ответчика - ФИО2, просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО4, считая их необоснованными.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с пунктами 2, 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 в страховой стаж включаются (засчитываются):

периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы);

При подсчете страхового стажа подтверждаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 данных Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 3 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей новому Федеральному закону о страховых пенсиях.

Согласно п.9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ применяется порядок исчисления и подтверждения стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу названного закона.

Из справки о заключении брака от <данные изъяты>. <данные изъяты><адрес> КБР РФ следует, что после заключения брака между ФИО9 и ФИО3, жене присвоена фамилия «ФИО3», т.е. добрачная.

Вместе с тем из справки о перемене имени от <данные изъяты><адрес> КБР, РФ, следует, что ФИО3 08.05.2013г. переменила имя. После перемены имени ей присвоена фамилия «ФИО12», собственно имя «ФИО6» и отчество «ФИО7», о чем сделана 08.05.2013г. актовая запись под .

Архивная справка от 26.03.2015г. Архивного отдела Местной администрации городского округа Нальчик свидетельствует о назначении ФИО3 директором муниципального предприятия кафе «Встреча» распоряжением главы администрации <адрес> от <данные изъяты>. и освобождении её от занимаемой должности с <данные изъяты> приказом Департамента потребительского рынка и услуг Администрации <адрес> от 03.07.2001г. .

Из архивной справки от 29.04.2015г. <данные изъяты> следует, что ФИО3 была принята в Объединение кафе «<данные изъяты>» Нальчикского треста ресторанов и столовых поваром 5 разряда с 10.01.1990г. (приказ № з от 10.01.1990г.) и была уволена переводом с 20.03.1990г. (приказ от 19.03.1990г.).

ФИО3 была принята в Объединение кафе «<данные изъяты>» Нальчикского треста ресторанов и столовых буфетчицей 3 разряда с 19.03.1990г. (приказ от 17.03.1990г.) и была уволена переводом с 02.03.1992г. (приказ от 02.03.1992г.).

В архивном фонде Муниципального предприятия кафе «<данные изъяты>» в документах по личному составу имеются сведения о трудовой деятельности ФИО3.

В ведомостях по начислению заработной платы ФИО3 значится буфетчицей и имеет начисления с марта по апрель 1992 года.

Приказы по личному составу данной организации на госхранение в УЦ ДНИ АС КБР не поступали.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что трудовая книжка, выписанная на ФИО3 принадлежит истице ФИО4, также архивные справки о стаже ФИО3 свидетельствуют о страховом стаже ФИО4

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации). Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно - правовыми актами, в том числе Протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2).

Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. ФИО1, как социальное государство, должна проводить политику, обеспечивающую такое развитие.

Нормативное содержание названного конституционного права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства. Оспариваемые нормативные акты непосредственно затрагивают право на выбор места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо, являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации; статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вместе с тем это право не носит абсолютного характера и подлежит правовому регулированию с учетом того, что его осуществление может привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Поэтому реализация названного права может сопровождаться введением обоснованных ограничений в соответствии с основаниями и порядком, установленными статьями 55 (часть 3) и 56 Конституции Российской Федерации. Правовой режим ограничений права на выбор места жительства может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Так же и согласно части третьей статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Следовательно, общим требованием Конституции Российской Федерации и международно - правовых норм является положение о том, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом.

Конституция Российской Федерации конкретизирует это требование указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Соответственно, положение части второй статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежит расширительному толкованию: в данном случае понятием "закон" охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе, названной норме придавался бы неконституционный смысл.

Ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в процессе осуществления этих прав связаны с необходимостью поиска равновесия между общественными и частными интересами и зависят от ряда социально - экономических факторов.

По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Для целей регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России понятия мест жительства и пребывания определены в ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации":

место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства;

место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России наряду с названным Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регламентирован изданным на основании данного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".

В соответствии с п. 6 раздела II. Порядок обращения за выплатой и доставкой пенсии Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 885н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) заявления пенсионеров (их законных представителей), указанные в пункте 5 данных Правил, могут быть поданы непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) по месту жительства при наличии соглашения о взаимодействии между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром и при условии, что подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Отсутствие у гражданина Российской Федерации регистрации в органах регистрационного учета не является препятствием для осуществления его права на страховую пенсию.

Однако доводы истицы, что ФИО5 граждане вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России с заявлением о назначении пенсии, как по месту жительства, так и по месту пребывания ошибочно.

С учетом изложенного, в соответствии с пакетом документов, который истицей был представлен в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ей страховой пенсии, пенсия не могла быть ей назначена.

В тоже вредя, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Постановлением Президиума от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

С учетом изложенного, суд считает возможным назначить истице пенсию с учетом страхового стажа истицы, подтвержденного архивными справками, с даты её обращения в пенсионный орган за назначением ей страховой пенсии.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что исковые требования истицы являются частично обоснованными и подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования ФИО4 частично.

Отказать в признании незаконным решения <данные изъяты> об отказе в назначении пенсии незаконным, в связи с необоснованностью.

Возложить на <данные изъяты> Республике обязанность назначить ФИО4 страховую пенсию с даты обращения за её назначением - ДД.ММ.ГГГГг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий - Р.С.Блиева

Копия верна:

Судья Нальчикского городского суда Р.С.Блиева

Решение вступило в законную силу «______» _______________________2016г.

Судья Нальчикского городского суда Р.С.Блиева