НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика) от 13.12.2023 № 2А-6506/2023

Дело № 2а-6506/2023

07RS0001-02-2023-005768-89 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.12.2023г. г.Нальчик

Нальчикский городской суд КБР в составе председательствующего – судьи федерального суда общей юрисдикции Бгажнокова Т.О., при секретаре с/з Браевой З.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по КБР к Гендуговой ФИО10 о взыскании недоимки, пеней,

установил:

УФНС России по КБР обратилось в суд с административным исковым заявлением к Гендуговой А.М. о взыскании недоимки и пеней по налогам в общем размере 148005,23с руб., из которых: земельный налог за 2019г. в размере 836 руб. и пени – 1,78 руб.; земельный налог за 2020г. в размее 933 руб. и пени – 2,57 руб.; налог на имущество физических лиц за 2018г. в размере 22981 руб., за 2019г. в рахмере 24657,69 руб., за 2020г. в размере 95991 руб. и пени – 394,82 руб.; транспортный налог за 2019г. в размере 1101 руб. и пени – 2,34 руб., за 2020г. – 1101 руб. и пени – 3,03 руб.

В обоснование иска указано, что административный ответчик имеет не исполненную обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога в сумме 148 005,23 руб. Данная сумма задолженности образовалась в связи с неуплатой: транспортного налога, на основании гл. 28 (транспортный налог) Налогового кодекса РФ (далее, НК РФ), Закона КБР от 28.11.2002 №83-Р3 «О транспортном налоге» (принят Парламентом КБР 26.11.2002); налога на имущество физических лиц, на основании гл.32 НК РФ, Решение Совета местного самоуправления городского округа Нальчик КБР от 24.11.2015 №360 «О налоге на имущество физических лид», Решение Совета местного самоуправления городского округа Баксан КБР от 26.11.2015 №58-1 «Об установлении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости на территории городского округа Баксан»; земельного налога, на основании гл. 31 НК РФ, Решение Нальчикского Городского Совета местного самоуправления от 28.10.2005г. «О земельном налоге», Решение Совета местного самоуправления городского округа Баксан КБР от 26.11.2015 №58-2 (ред. от 29.11.2019) «О земельном налоге (в новой редакции)».

Должнику согласно ст. 52 НК РФ, ст. 69 НК РФ были направлены соответственно налоговое уведомление от 03.08.2020 № от 01.09.2021 № (расчет земельного налога за 2019-2020г.г., налога на имущество физических лиц за 2018-2020г.г., транспортного налога за 2019- 2020г.г.) и требование об уплате налога, пени № по состоянию на 15.12.2021г., № по состоянию на 17.12.2020г.

УФНС России по КБР обратилось с заявлением о вынесении судебного приказа 05.04.2022г. Мировой судья судебного участка №16 Нальчикского судебного района КБР Шорманова А.А. определением от 09.09.2022г. отменила судебный приказ от 05.04.2022г. по делу №2а-1420/2022г. и разъяснила, что заявленное требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в порядке искового производства.

Для расчета налога инвентаризационная стоимость определяется на основании данных, представленных в налоговые органы до 01.03.2013г., и умножается на коэффициент-дефлятор, определяемый Минэкономразвития России.

Объекты налогообложения и расчет:

Земельный участок на праве собственности: г.Нальчик, ул.<адрес>: 2019 год, кадастровая стоимость 278 581 руб. х 1 (доля права) х 0,30% х 12/12 = 836 руб., налоговая ставка 0,30% установлена Решением Нальчикского Городского Совета местного самоуправления от 28.10.2005г. «О земельном налоге», ст.394 НК РФ; 2020 год, кадастровая стоимость 278 581 руб. х 1 (доля права) х 0,30% х 12/12 = 836 руб., налоговая ставка 0,30%.

Земельный участок на праве собственности: г. Баксан, ул. <адрес>: 2020 год, 12 989 руб. х 1/2 (доля права) х 1,50% х 12/12 = 97 руб., налоговая ставка 0,30%.

<данные изъяты>, государственный номер , 146,80 лошадиные силы: 2019 год, 146,80 х 7,5 х 12/12 = 1 101 руб., налоговая ставка - 7,5 (руб.) установлена ст.6 Закона КБР от 28.11.2002 №83-Р3 «О транспортном налоге» (принят Парламентом КБР 26.11.2002); 2020 год, 146,80 х 7,5 х 12/12 = 1 101 руб., налоговая ставка - 7,5 (руб).

Жилой дом, г. Нальчик, ул. <адрес>: 2018г. кадастровая стоимость, 383 593 руб. х 1 (доля в праве) х 0,20% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) х 0,6 (коэффициент к налоговому периоду) - 512 руб. (сумма ранее начисленного налога) = 254 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,20 установлена ст.2 Решение Совета местного самоуправления городского округа Нальчик КБР от 24.11.2015 №360 «О налоге на имущество физических лиц», ст.406 НК РФ; 2019г. кадастровая стоимость, 383 593 руб. х 1 (доля в праве) х 0,20% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 563 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,20; 2019г. кадастровая стоимость, 383 593 руб. х 1 (доля в праве) х 0,20% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) - 563 р. (сумма ранее начисленного налога) = 279 руб. (сумма налога на имущество физических лпц), налоговая ставка - 0,20; 2020г. кадастровая стоимость, 383 593 руб. х 1 (доля в праве) х 0,20% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 307 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,20; установлена ст.2 Решение Совета местного самоуправления городского округа Нальчик КБР от 24.11.2015 №360 «О налоге на имущество физических лиц», ст.406 НК РФ;

Объект налогообложения: квартира, г. Нальчик, <адрес>: 2018 год кадастровая стоимость, 1 223 797 руб. х 1/4 (доля в праве) х 0,20% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) х 0,6 (коэффициент к налоговому периоду) = 367 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка – 0,20; 2019 год кадастровая стоимость, 1 223 797 руб. х 1/4 (доля в праве) х 0,20% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 404 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,20; 2020 год кадастровая стоимость, 1 223 797 руб. х 1/4 (доля в праве) х 0,20% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 444 руб. (сумма налога на могущество физических лиц), налоговая ставка - 0,20.

Объект налогообложения: иные строения, помещения и сооружения, :5207 <адрес>, 40: 2019 год кадастровая стоимость, 3 031 040 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,50% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 3 667 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0.50; 2019 год кадастровая стоимость, 3031 040 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,50% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) - 3 667 р. (сумма ранее начисленного налога) = 1 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,50; 2020 год кадастровая стоимость, 3 031 040 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,50% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 4 034 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,50.

Объект налогообложения: гаражи, г<адрес>: 2019 год кадастровая стоимость, 12 396 527 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,30% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) - 9 000 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,30; 2020 год кадастровая стоимость, 12 396 527 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,30% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 9 900 руб. (сумма налога на имущество физических лиц, налоговая ставка - 0,30.

Объект налогообложения: иные строении, помещения и сооружения, 07:01:0800000:1269, г.<адрес>: 2019г. кадастровая стоимость, 9 557 840 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,50% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 11 565 руб. (сумма налога на имущество физических г лиц), налоговая ставка - 0,50; 2020 год кадастровая стоимость, 9 557 840 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,50% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 12 722 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,50.

Объект налогообложения: иные строения, помещения и сооружения, 07:01:0800000:1271, г.<адрес>: 2019 год кадастровая стоимость, 31 201 360 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,50% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 37 754 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,50; 2020 год кадастровая стоимость, 31 201 360 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,50% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 41 529 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,50.

Объект налогообложения: иные строения, помещения и сооружения, 07:01:0800000:1280, г.<адрес>: 2018 год кадастровая стоимость, 14 906 560 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,50% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) х 0,6 (коэффициент к налоговому периоду) = 22 360 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,50; 2019 год кадастровая стоимость, 14 906 560 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,50% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 24 596 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,50; 2020 год кадастровая стоимость, 14 906 560 руб. х 1/2 (доля в праве) х 0,50% (ставка налога) х 12/12 (количество месяцев владения в году/12) = 27 055 руб. (сумма налога на имущество физических лиц), налоговая ставка - 0,50.

Остаток не исполненной задолженности по требованию №36191 по состоянию на 13.12.2021г. по налогу на имущество физических лиц составил: налог на имущество физических лиц за 2018г. в размере 22 981 руб.; налог на имущество физических лиц за 2019г. в размере 24 657,69 руб.; налог на имущество физических лиц за 2020г. в размере 95 991 руб. и пени в размере 394,82 руб.

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога начиная со следующего дня после окончания указанного срока (п.3 ст.75 НК РФ). Пени рассчитываются с применением 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования, установленной Банком России для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно).

Таким образом, в нарушение п.2 ст.44 и п.1 ст.45 НК РФ административный ответчик свои обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пени не исполнил.

Также в административном иске УФНС просит восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд, обосновывая тем, что определение мирового судьи от 09.09.2022 года по делу №2а-1420/2022 УФНС получено 13.08.2023г., что подтверждается штампом налогового органа.

Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Своевременно уведомленные о времени и месте рассмотрения дела стороны в суд не явились, о причинах не явки не сообщили, об отложении не просили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Возражение на административное исковое заявление не поступало.

Исследовав материалы дела, а также административное дело № 2а-1420/2022, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 указанной статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном названным Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 названного Кодекса.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

В силу п.2 ст.48 НК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом; если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей; если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно пункту 3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как следует из представленных суду документов, указанная обязанность по направлению налоговых уведомлений и требований административным истцом была реализована в установленном законом порядке.

Так, в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления № 29906491 от 03.08.2020г. и № 49249428 от 01.09.2021г. (начислена задолженность по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2019г. в размере 64486 руб, за 2020г. 146286 руб.) и требования об уплате № 53082 по состоянию на 17.12.2020г. и № 36191 по состоянию на 13.12.2021г. (срок уплаты до 19.01.2021г. и 19.01.2022г., общий размер задолженности - более 3000 рублей).

На основании заявления о выдаче судебного приказа административного истца (поданного, как следует из отметки мирового судьи судебного участка №16 Нальчикского судебного района КБР 05.04.2022г.) вынесен судебный приказ от 05.04.2023г. о взыскании с административного ответчика спорной задолженности, который определением мирового судьи от 09.09.2022г. отменен в связи с поступлением заявления административного ответчика о несогласии с заявленными требованиями.

Согласно административного дела № 2а-1420/2022 определение мирового судьи об отмене судебного приказа в отношении Гендуговой А.М. получен представителем УФНС России по КБР Машуковым М.З. (л.д.50). Вместе с тем в расписке дата получения не указана, соответствующая доверенность УФНС на имя Машукова М.З. не приложена. Согласно же представленных административным истцом копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа от 09.09.2022г. имеется отметка о получении 13.08.2023г.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налоговой задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, учитывая, получения административном истцом копии определения мирового судьи от 09.09.2022г. об отмене судебного приказа в отношении Гендуговой А.М. только 13.08.2023г. и обращения в суд в течение 6 месяцев со дня получения указанного определения (20.10.2023г.) пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления для взыскания имеющейся задолженности в отношении Гендуговой А.М. подлежит восстановлению.

УФНС приняло меры по обеспечению, причитающихся сумм налогов в бюджеты разных уровней - обратилось в судебный участок мирового судьи с заявлением о вынесении судебного приказа, затем в суд общей юрисдикции.

Налоговый орган в рамках КАС РФ исполнил все процессуальные действия и представил все необходимые процессуальные документы.

Проверив представленные административным истцом расчеты, также изложенные в налоговых уведомлениях и требованиях, суд полагает их обоснованными. Суду не представлено сведений об уплате спорных сумм платежей.

При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные доказательства подтверждают факт образования спорной задолженности, отсутствие сведений о её погашении, а также соблюдение административным истцом процедуры и сроков взыскания, суд полагает, что требования по делу подлежат удовлетворению как в части взыскания налогов и пени по ним.

Прочие доводы административного ответчика также не влекут отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. В силу указанных положений закона, с административного ответчика в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину, от которой был освобожден административный истец, в полном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 286-294 КАС РФ, суд

решил:

Восстановить Управлению ФНС России по КБР пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления о взыскании с Гендуговой ФИО11 задолженности по недоимкам и пеням.

Административный иск Управления ФНС России по КБР к Гендуговой ФИО12 о взыскании недоимки и пеней удовлетворить полностью.

Взыскать с Гендуговой <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ., проживающей в КБР, <адрес> (ИНН ) недоимку по уплате налога и пени в общем размере 148005,23 руб., из которых:

- земельный налог за 2019г. в размере 836 руб. и пени - 1,78 руб.;

- земельный налог за 2020г. в размере 933 руб. и пени - 2,57 руб.;

- налог на имущество физических лиц за 2018г. в размере 22 981 руб., за 2019г. в размере 24 657,69 руб., за 2020г. в размере 95 991 руб. и пени - 394,82 руб.;

- транспортный налог за 2019г. в размере 1101 руб. и пени - 2,34 руб., за 2020г. - 1101 руб. и пени - 3,03 руб.

Взыскать с Гендуговой ФИО13 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4160,10 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд КБР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20.12.2023г.

Судья подпись

Копия верна

Судья Т.О.Бгажноков