07RS0001-02-2023-002204-14
Дело №2а-3319/23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2023 года г. Нальчик
Нальчикский городской суд КБР в составе: председательствующего Блиевой Р.С., при секретаре Тлепшевой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике к ФИО2, в котором оно просит:
взыскать с ФИО2 в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике в счет неисполненной обязанности по уплате:
налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2018 год в размере 18 378,25 руб. и пени 879,37 руб.;
пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на 04.04.2019г в размере 3888,67 руб., начислены с 26.04.2018г. по 03.04.2019г;
пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на 05.04.2020г в размере 12919,45 руб., начислены с 26.04.2019г. по 04.10.2020г;
пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 18,85 руб., начислены с 01.01.2021г. по 24.01.2021г;
пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 39,27 руб., начислены с 01.02.2021т. по 11.03.2021г.;
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию № по состоянию на 25.01.2021г. в размере 71,42 руб., начислены с 01.01.20121г. по 24.01.2021г;
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию № по состоянию на 12.03.2021г. в размере 4,27 руб., начислены с 01.02.2021г. по 11.03.2021г.
Итого общая сумма 36 199,55 руб.,-
у с т а н о в и л:
24.04.2023г. в Нальчикский городской суд КБР поступило административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике (далее Управление ФНС России по КБР) к ФИО2 с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивированное тем, что Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике (далее Управление ФНС России по КБР, Управление, налоговый орган) обратилось с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН) и страховых взносов с ФИО2, к мировому судье судебного участка № Нальчикского судебного района КБР. Мировой судья судебного участка №ФИО4 своим определением от 19.10.2022г. отменила судебный приказ по делу №а-3575/2022г. и разъяснила, что заявленное требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в порядке искового производства.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Административный ответчик имеет не исполненную обязанность по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН) и страховых взносов в сумме 36 199,55 руб.
Данная сумма задолженности образовалась в связи с неуплатой: налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов на основании гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» (УСН) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), которая определяет порядок применения специального налогового режима; страховых взносов, на основании гл.34 НК РФ, регулирующая порядок исчисления и уплаты страховых взносов.
Налогоплательщик имел статус индивидуального предпринимателя с 22.09.2010г. по 11.05.2021г. (Выписка из ЕГРИП прилагается).
Должнику согласно ст. 69 НК РФ были направлены требования об уплате налога, пени от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№,отДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН).
Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения также может быть признан один их двух возможных, а именно:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
На основании пункта 2 статьи 346.18 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и определяющих объект налогообложения как доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. В случае если налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения, он уменьшает полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
При этом перечень расходов, указанный в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию. Расходы, не поименованные в данной норме, не учитываются при определении налоговой базы.
Согласно статье 346.19 НК РФ налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 346.20 НК РФ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Пункт 2 статьи 346.21 НК РФ также предусматривает, что сумма налога по упрощенной системе налогообложения по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Статья 346.23 Кодекса регламентирует обязанность налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения по самостоятельному представлению налоговой декларации по данному налогу.
При УСН уплачиваются авансовые платежи в течение года, а по итогам года - сам налог.
Общие сроки уплаты авансовых платежей при УСН следующие (п. 7 от. 346.21 НК РФ):
-за I квартал - не позднее 25 апреля;
- за полугодие - не позднее 25 июля;
- за 9 месяцев - не позднее 25 октября.
Общий срок уплаты налога для ИП, применяющего УСН, - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по УСН в налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных и п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ) (пп. 2 и. 1 ст. 346.23 НК РФ).
ФИО2 06.04.2020г. представил налоговую декларацию по УСН за 2018 год (прилагается). Налог составил 232 481 руб.
Остаток не исполненной задолженности по требованию № по состоянию на 23.05.2019г. по УСН за 2018 год составил 18 378,25 руб. и пени 879,37 руб.
Пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенного на величину расходов по требованию № по состоянию на 04.04.2019г в размере 3888,67 руб., начислены с 26.04.2018г. по 03.04.2019г;
- пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенного на величину расходов по требованию № по состоянию на 05.04.2020г. в размере 12919,45 руб., начисленных с 26.04.2019г. по 04.10.2020г;
- пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенного на величину расходов по требованию № по состоянию на 25.01.2021г. в размере 18,85 руб., начисленных с 01.01.2021г. по 24.01.2021г;
- пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенного на величину расходов по требованию № по состоянию на 12.03.2021г. в размере 39,27 руб., начисленных с 01.02.2021г. по 11.03.2021г.
Расчет пени по страховым взносам:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию № по состоянию на 25.01.2021г в размере 71,42 руб., начислены с 01.01.20121г. по 24.01.2021г;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию № по состоянию на 12.03.2021г в размере 4,87 руб., начислены с 01.02.2021г. по 11.03.2021г.
Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога, начиная со следующего дня после окончания указанного срока (п. 3 ст. 75 НК РФ). Пени рассчитываются с применением 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования, установленной Банком России для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно).
В статье 85 НК РФ установлены обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Налоговый орган владеет банком информации об имуществе, транспортных средствах, о месте прописки налогоплательщика в соответствии с предоставленной информацией регистрирующих органов. Право на объект налогообложения и расчет пени приводится в Приложение №.
В соответствии с п.4 ст.31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В соответствии с п.5 ст.31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику- индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в данном пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Мировой судья судебного участка № Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики своим определением от 19.10.2022г. отменила судебный приказ. Срок для обращения в суд истекал 20.04.2023г.
Таким образом, в нарушение п.2 ст.44 и п.1 ст.45 НК РФ административный ответчик свои обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пени до сих пор не исполнил.
Административный истец - Управление ФНС России по КБР, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечило явку в суд своего представителя, попросив рассмотреть в упрощенном порядке.
Судебные повести, неоднократно направленные в адрес административного ответчика - ФИО2, вернулись с отметкой «Почты России» «истек срок хранения».
В соответствии с п.67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Суд с учетом того, что он надлежащим образом исполнил свою обязанность по извещению административного ответчика – ФИО2, по адресу его проживания, который не явился в почтовое отделение за судебным уведомлением, дает суду основание расценить это обстоятельство, как отказ от получения повестки, т.к. доказательств того, что какие-то уважительные причины лишили его возможности получить судебную повестку, суду не представлено, поэтому суд решил рассмотреть дело в порядке ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), согласно которой адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия и ч.2 ст. 150 КАС РФ, т.к. предусмотренные законом меры по извещению заинтересованного лица о слушании дела судом приняты, извещение заинтересованного лица следует считать надлежащим, в связи с чем, у суда имеются основания для рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица по имеющимся доказательствам с целью не нарушения процессуальных сроков рассмотрения вопроса восстановления процессуального срока, поступившего в суд 24.04.2023г.
При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями статей 100-102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд полагает, что административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд по правилам ст. 150 КАС РФ решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов административного дела усматривается, что Управление ФНС России по КБР обратилось с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН) и страховых взносов с ФИО2, к мировому судье судебного участка № Нальчикского судебного района КБР. Мировой судья судебного участка №ФИО4 своим определением от 19.10.2022г. отменила судебный приказ по делу №а-3575/2022г. и разъяснила, что заявленное требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в порядке искового производства.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Административный ответчик имеет не исполненную обязанность по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН) и страховых взносов в сумме 36 199,55 руб.
Данная сумма задолженности образовалась в связи с неуплатой: налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов на основании гл.26.2 «Упрощенная система налогообложения» (УСН) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), которая определяет порядок применения специального налогового режима; страховых взносов, на основании гл.34 НК РФ, регулирующая порядок исчисления и уплаты страховых взносов.
Налогоплательщик имел статус индивидуального предпринимателя с 22.09.2010г. по 11.05.2021г. (Выписка из ЕГРИП прилагается).
Должнику согласно ст. 69 НК РФ были направлены требования об уплате налога, пени от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№,отДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН).
Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения также может быть признан один из двух возможных, а именно:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
На основании пункта 2 статьи 346.18 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и определяющих объект налогообложения как доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. В случае если налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения, он уменьшает полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
При этом перечень расходов, указанный в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию. Расходы, не поименованные в данной норме, не учитываются при определении налоговой базы.
Согласно статье 346.19 Кодекса налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 346.20 НК РФ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Пункт 2 статьи 346.21 НК РФ также предусматривает, что сумма налога по упрощенной системе налогообложения по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Статья 346.23 Кодекса регламентирует обязанность налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения по самостоятельному представлению налоговой декларации по данному налогу.
При УСН уплачиваются авансовые платежи в течение года, а по итогам года - сам налог.
Общие сроки уплаты авансовых платежей при УСН следующие (п. 7 от. 346.21 НК РФ):
-за I квартал - не позднее 25 апреля;
- за полугодие - не позднее 25 июля;
- за 9 месяцев - не позднее 25 октября.
Общий срок уплаты налога для ИП, применяющего УСН, - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по УСН в налоговый орган по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных и п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ) (пп. 2 и. 1 ст. 346.23 НК РФ).
ФИО2 06.04.2020г. представил налоговую декларацию по УСН за 2018 год (прилагается). Налог составил 232 481 руб.
Остаток не исполненной задолженности по требованию № по состоянию на 23.05.2019г. по УСН за 2018 год составил 18 378,25 руб. и пени 879,37 руб.
Расчет пени по УСН:
- пени по налогу, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на 04.04.2019г. в размере 3888,67 руб., начислены с 26.04.2018г. по 03.04.2019г;
- пени по налогу, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на 05.04.2020г. в размере 12919,45 руб., начислены с 26.04.2019г. по 04.10.2020г;
- пени по налогу, взимаемые с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на 25.01.2021г. в размере 18,85 руб., начислены с 01.01.2021г. по 24.01.2021г;
- пени по налогу, взимаемые с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на 12.03.2021г. в размере 39,27 руб., начислены с 01.02.2021г. по 11.03.2021г.
Расчет пени по страховым взносам:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию № по состоянию на 25.01.2021г. в размере 71,42 руб., начислены с 01.01.20121г. по 24.01.2021г;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию № по состоянию на 12.03.2021г. в размере 4,87 руб., начислены с 01.02.2021г. по 11.03.2021г.
Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога, начиная со следующего дня после окончания указанного срока (п. 3 ст. 75 НК РФ). Пени рассчитываются с применением 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования, установленной Банком России для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно).
В статье 85 НК РФ установлены обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Налоговый орган владеет банком информации об имуществе, транспортных средствах, о месте прописки налогоплательщика в соответствии с предоставленной информацией регистрирующих органов. Право на объект налогообложения и расчет пени приводится в Приложении №.
В соответствии с п.4 ст.31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В соответствии с п.5 ст.31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику- индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в данном пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
В соответствии с положениями статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Мировой судья судебного участка № Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики своим определением от 19.10.2022г. отменил судебный приказ. Срок для обращения в суд истекал 20.04.2023г. как это указано и в самом административном иске, однако иск был подан в Нальчикский городской суд нарочно 24.04.2023г., т.е. за пропуском 6 месячного срока, при этом административный истец не обратился в суд с ходатайством о восстановлении данного срока.
Оценивая собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, в том числе ст. 111 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ, суд считает не правомерными требования административного истца в связи с пропуском им срока обращения в суд.
В силу статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. В силу указанных положений закона, с административного ответчика в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину, от которой был освобожден административный истец, в полном размере.
В связи с тем, что суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике следует отказать, то судебные расходы с ответчика не могут быть взысканы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 286-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике оставить без удовлетворения.
Отказать во взыскании с ФИО2 в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике в счет неисполненной обязанности по уплате:
налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за 2018 год в размере 18378,25 руб. и пени 879,37 руб.;
пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на 04.04.2019г в размере 3 888,67 руб., начисленных с 26.04.2018г. по 03.04.2019г;
пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на 05.04.2020г в размере 12 919,45 руб., начисленных с 26.04.2019г. по 04.10.2020г;
пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 18,85 руб., начисленных с 01.01.2021г. по 24.01.2021г;
пени по налогу, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 39,27 руб., начислены с 01.02.2021г. по 11.03.2021г.;
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 71,42 руб., начисленных с 01.01.20121г. по 24.01.2021г;
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию № по состоянию на 12.03.2021г в размере 4,27 руб., начисленных с 01.02.2021г. по 11.03.2021г.
Итого общая сумма 36 199,55 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий - Р.С. Блиева
Копия верна:
Судья Нальчикского горсуда - Р.С. Блиева
Решение вступило в законную силу «_____» _________________________2023 г.
Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева