НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика) от 10.01.2024 № А-216/2024

07RS0-13

а-216/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2024 года город Нальчик

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего судьи Блохиной Е.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кубаловой С.М.,

с участием представителя административного истца Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Уянаева ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике к Назрановой ФИО8 о взыскании задолженности по налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике (далее – УФНС России по КБР) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Назрановой ФИО9 в котором заявлены административные исковые требования о взыскании с Назрановой ФИО10 в пользу УФНС России по КБР в счет погашения неисполненной задолженности по уплате налогов и пени 238823 рубля 43 копейки, из которых: налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 237941 рубль 74 копейки и пени в размере 649 рублей 55 копеек, пени по НДФЛ по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 84 рубля 16 копеек (начислены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), пени по НДФЛ по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 147 рублей 98 копеек (начислены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

В обоснование административного искового заявления указано, что ответчик имеет неисполненную обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, пени по страховым взносам, пени по НДФЛ в сумме 238823 рубля 43 копейки. Административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел статус индивидуального предпринимателя. Должнику согласно статьям 52 и 68 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены соответственно налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (расчет налога на имущество физических лиц за 2019 год) и требования об уплате налога, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Остаток неисполненной задолженности по требованию от ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц составила 237941 рубль 74 копейки, пеня 649 рублей 55 копеек. Пени по НДФЛ по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ гола в размере 84 рубля 16 копеек начислена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по НДФЛ по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 147 рублей 98 копеек начислена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В административном исковом заявлении также содержится ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного искового заявления. В обоснование ходатайства указано, что причиной пропуска срока послужило то, что определение от ДД.ММ.ГГГГ по делу административным истцом получено ДД.ММ.ГГГГ.

В письменном возражении административный истец Назранова ФИО11 просит в удовлетворении УФНС России по КБР отказать.

В возражении указано, что административный ответчик с заявленными требованиями не согласен. Так, административный истец просит восстановить процессуальный срок для подачи иска по тем основаниям, что определение от ДД.ММ.ГГГГ было получено ДД.ММ.ГГГГ. Судебный приказ был направлен в ФССП России по городу Нальчик для возбуждения исполнительного производства. Следовательно, после отмены судебного приказа было прекращены исполнительные действия, о которых истец должен был узнать от судебных приставов.

В судебном заседании представитель УФНС России по КБР Уянаев ФИО12 административное исковое заявление поддержал и просил его удовлетворить.

Административный ответчик Назранова ФИО13 надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, причин неявки суду не сообщила.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, оценив доводы возражения на административное исковое заявление, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные налоги и сборы.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (страховые взносы).

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действующей на день возникновения правоотношения) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 названной статьи, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Статьей 48 НК РФ (в редакции, действующей на день возникновения правоотношения) установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ (в редакции, действующей на день возникновения правоотношения) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Пунктом 4 названной статьи установлено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При неисполнении обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки в соответствии со статьей 75 НК РФ начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов.

Как следует из представленных суду документов, указанная обязанность по направлению налоговых уведомлений и требований административным истцом была реализована в установленном законом порядке.

Административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела статус индивидуального предпринимателя.

Административному ответчику на дату возникновения обязанности уплаты налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежало восемь объектов недвижимого имущества.

Административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которым начислен налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 332882 рубля 00 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 320340 рублей 19 копеек, а также пени в размере 649 рублей 55 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - недоимки в размере 3900 рублей 00 копеек, пени в размере 84 рубля 16 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - пени в размере 147 рублей 98 копеек.

Из материалов административного дела следует, что остаток неисполненной задолженности по налогу на имущество физических лиц по требованию в настоящее время составляет 237941 рубль 74 копейки и пени в размере 649 рублей 55 копеек. По требованиям и размер задолженности по пени не изменился и составляет 84 рубля 16 копеек и 147 рублей 98 копеек соответственно.

Определением мирового судьи судебного участка Нальчикского судебного района КБР от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ по делу о взыскании с Назрановой ФИО14 задолженности по налогам в размере 321208 рублей, а также государственной пошлины в размере 3206 рублей.

Срок для обращения в суд с исковым заявлением истек ДД.ММ.ГГГГ.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Таким образом, и налоговое законодательство Российской Федерации и положения КАС РФ предусматривает возможность восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления в суд заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

При разрешении ходатайства о восстановлении пропущенного срока суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенную в его решениях, согласно которой налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона, и налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну; соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы. Иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 503-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 1049-О-О).

Из материалов административного дела усматривается, что определение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа поступило административному истцу ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.

Поскольку с исковым заявлением к административному ответчику о взыскании недоимки по налогам и пени административный истец мог обратиться только после получения от мирового судьи определения об отмене судебного приказа, суд не соглашается с доводами административного ответчик, изложенными в письменном возражении на административный иск, что об отмене судебного приказа административный ответчик мог узнать от судебного пристава-исполнителя.

Руководствуясь принципами административного судопроизводства, изложенными в пункте 3 статьи 6, статье 9 КАС РФ, принимая во внимание, что после выявления факта непринятия мер по принудительному взысканию в судебном порядке административный истец принял меры к принудительному взысканию с административного ответчика причитающейся налоговой суммы, суд находит, что административный истец пропустил срок по уважительной причине и пропущенный срок подлежит восстановлению.

Проверив представленные административным истцом расчеты, приведенные в налоговых уведомлениях и требованиях, суд полагает их обоснованными.

При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные доказательства подтверждают факт образования спорной задолженности, отсутствие сведений о ее погашении, суд полагает, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике к Назрановой ФИО15 - удовлетворить.

Восстановить Управлению Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике срок обращения в суд с административным исковым заявлением к Назрановой ФИО16

Взыскать с Назрановой ФИО17 проживающей по адресу: <адрес> в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике в счет погашения задолженности по налогу и пени 238823 (двести тридцать восемь тысяч восемьсот двадцать три) рубля 43 копейки, из которых: задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ – 237941 рубль 74 копейки, пени по НДФЛ по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 84 рубля 16 копеек, пени по НДФЛ по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 147 рублей 98 копеек.

Взыскать с Назрановой ФИО18 проживающей по адресу: <адрес> в доход местного бюджета городского округа Нальчик государственную пошлину в размере 5588 (пять тысяч пятьсот восемьдесят восемь) рублей 23 копейки.

Реквизиты для уплаты государственной пошлины:получатель платежа: УФК по Тульской области (МИФНС по управлению долгом), р/счет: 031006430000000185 00, ИНН получателя: 772740 6020,КПП получателя: 770801001,БИК:017003983, Банк получателя: Отделение Тула Банка России/УФК по Тульской области г.Тула,корр.счет: 401028104453700000 59, КБК: 182108030100110601 10, ОКТМО: 83701000.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд КБР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 24 января 2024 года.

Судья Е.П. Блохина