НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика) от 09.11.2016 № 2-673/2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нальчикский городской суд КБР в составе председательствующего судьи Тхазаплижевой Б.М., при секретаре Браевой З.Ю.,

с участием представителя истца - адвоката Гамаевой Ж.Р., действующей по ордеру № 0344 от 07.02.2017г. и по доверенности от 07.02.2017г., удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа Батырбековой Л.А. за №1-193, представителя истца - Танчук ФИО20, выступающей по доверенности от 09.11.2016г., удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа Батырбековой Л.А. за №3-2121,

представителя ответчика - Бекановой Р.А., действующей по доверенности №07-13/13992 от 29.12.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведённом с использованием видеоконференц-связи, гражданское дело по исковому заявлению Динаева ФИО12 к Государственному учреждению - Управление Отделения Пенсионного фонда России по КБР о взыскании суммы невыплаченной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами, о возложении обязанности установить размер ежемесячной пенсии с февраля 2017 года в размере 32769,25 руб., о взыскании расходов по оплате экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

12 декабря 2016 года в Нальчикский городской суд поступило исковое заявление Динаева ФИО13 к Государственному учреждению Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, в котором он просил суд установить ему трудовую пенсию по старости в размере 34188,05 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 18.06.2006г. ему в У ПФР в г.Магадане была начислена досрочная трудовая пенсия по старости за работу на Крайнем Севере. Общий стаж его работы составляет 30 лет 6 месяцев 23 дней, из которых 18 лет 5 месяцев 15 дней он проработал на Крайнем Севере.

С 01.11.2006г. в связи с его переездом в г. Ивантеевка Московской области, пенсию ему выплачивал ГУ-УПФ РФ №16 по Москве и Московской области в размере 13 318, 40 руб. ежемесячно.

До февраля 2011г. он был работающим пенсионером, в мае 2011 г. они супругой переехали на постоянное место жительство в г. Нальчик и УПФР ГУ-ОПФР по КБР в г. Нальчике начислил и стал выплачивать ему пенсию не проверив правильность установления ему пенсии, вследствие чего, в настоящий момент выплачивается пенсия в меньшем размере, чем положено.

Истец указал, что он неоднократно обращался в адрес ответчика с просьбой произвести перерасчет пенсии и начислить ему пенсию, с учетом всех особенностей для категории лиц, проработавших на Крайнем Севере.

УПФР ГУ-ОПФР по КБР г. Нальчика отвечал, что все расчеты произведены правильно, и пенсия выплачивается в установленном по закону размере.

В ноябре 2016г. в очередной раз он обратился в УПФР ГУ-ОПФР по КБР г. Нальчика, с заявлением о предоставлении ему копии всех начислений и перерасчетов пенсии за период с 2002г. по 2016г.

Письмом от 15.11.2016г., за подписью заместителя начальника Управления А.М. Вороковой, был направлен ответ, в котором указано, что пенсия: на 01.01. 2016г. - 26527 руб. 02 коп.; на 01.02.2016г. - 27588 руб. 76 коп. и далее указано, что расчет пенсии произведен в соответствии с действующим законодательством по предоставленным документам.

Истец полагает, что установленный ответчиком размер пенсии рассчитан неправильно и не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, ответчиком вопреки ст. 23 Закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" при поступлении пенсионного дела территориальный орган Пенсионного фонда РФ по новому месту жительства пенсионера не проверена правильность установления пенсии по прежнему месту жительства на основании документов, имеющихся в указанном деле.

При расчете пенсии повышенное отношение заработков, предусмотренное п.2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», применяется для лиц. независимо от их места жительства, если у них имеется:

- необходимый стаж работы на Крайнем Севере (не менее 15 лет) либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (не менее 20 лет) на 01.01.2002г., либо если пенсионер на 01.01.2002 год проживал в данной местности.

При переезде пенсионера в территорию, не относящейся к Крайнему Северу или местности приравненной к Крайнему Северу, пенсионный капитал, рассчитанный на 01.01.2002г. не пересчитывается независимо от стажа работы в указанных районах и местностях, г.е размер пенсии с применением повышенного отношения к заработной плате сохраняется при переезде в пределах Российской Федерации.

При назначении пенсии размер базовой части трудовой пенсии по старости и инвалидности лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, на весь период проживания в указанных районах (местностях) (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 29 ноября 2003г. № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»),

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 312-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подписанный 1 декабря 2007 года Президент РФ. Этот нормативный акт направлен на повышение уровня пенсионного обеспечения тех граждан, кто длительное время осуществлял трудовую деятельность в суровых климатических условиях Севера и, тем самым, внес значительный вклад в развитие и освоение северных территорий России.

Данный Закон работает для жителей, которые решили переехать из районов Крайнего Севера и приравненные к ним местности и для тех, кто проживает в других регионах России и не получает повышенную базовую часть трудовой пенсии, но отработал соответственно 15 лет (РКС) и 20 лет (МКС).

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лег в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лег у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 2925 рублей в месяц. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2535 рублей в месяц.

Гражданам, имеющим право на увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости на соответствующий районный коэффициент и одновременно на базовую часть трудовой пенсии по старости в размерах, предусмотренных Федеральным законом Э12-ФЗ, увеличение производится по выбору гражданина.

Выплаты пенсий северянам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях».

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

После назначения пенсии он продолжал трудовую деятельность, и его работодателем ежемесячно отчислялись страховые взносы вплоть до 01.05.2011г.

Более того, при расчете пенсии должна быть учтена валоризация, индекс повышения страховой части после назначения пенсии.

Таким образом, с учетом всех вышеизложенных положений в законе, размер его пенсии должен составлять 34188,05 руб., а не 29950,76 руб.

В последствии истец изменил исковые требования, и окончательно просил суд обязать ответчика установить Динаеву ФИО14 трудовую пенсию по старости с февраля 2017 года в размере 32769 руб. 25 коп., а также взыскать с ГУ-ОПФР РФ по КБР сумму невыплаченной трудовой пенсии в размере 379 244 руб. 34 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 131432 руб. 42 коп.

В судебное заседание истец, будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием двух его представителей Танчук Н.А., адвоката Гамаевой Ж.Р.

В судебном заседании представители истца - Танчук Н.А. и Гамаева Ж.Р. уточненные исковые требования поддержали, так как они подтверждаются экспертным заключением и их собственными подсчетами.

Представитель ответчика - Беканова Р.А. просила в иске отказать за необоснованностью, поддержала возражения на исковое заявление.

В возражении на исковое заявление ответчиком указано, что пенсия производилась правильно, в соответствии с действующим законодательством, приведен собственный расчет.

По ходатайству сторон в судебном заседании посредством конференц-связи была допрошена эксперт ООО «Научный Центр Независимых правовых Экспертиз» Коломиец М.Н., которая суду и представителям сторон указала, что посредством расчётов независимой экспертизы был установлен факт неверного начисления и выплаты пенсии Динаеву С.А., при котором размер задолженности перед ним составил 379244 рубля 34 копейки, также рассчитаны проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 131 432 рубля 42 копейки.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела Динаева С.А., заключение судебной экспертизы, суд полагает исковые требования Динаева С.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Исходя из пункта 5 названных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке.

Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее:

1) оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. Застрахованным лицам, занятым на работах, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, оценка пенсионных прав, приобретенных ими на 1 января 2002 года, должна быть произведена не позднее 1 января 2011 года либо до указанной даты - одновременно с назначением трудовой пенсии (пункт 12 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ));

2) расчетный пенсионный капитал, т.е. учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (абзац четвертый статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ). Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ, начиная с 1 января 2002 года установлен продолжительностью 12 лет (144 месяца) и подлежит ежегодному увеличению на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяца), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев) (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ).

В таком же порядке в силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ определяется ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 данного Федерального закона. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ (для мужчин и женщин соответственно);

3) расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи;

4) в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.

При этом судам следует учитывать следующее:

а) исходя из положений статьи 10 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) граждан из числа репрессированных народов и впоследствии реабилитированных подлежит включению в общий трудовой стаж. Время нахождения указанных лиц в спецпоселениях (местах ссылки) подлежит учету в календарном порядке со дня достижения ими шестнадцатилетнего возраста, так как по ранее действовавшему трудовому законодательству именно с этого возраста такие лица могли привлекаться к труду. В случае представления доказательств того, что лицо было привлечено к труду в более раннем возрасте, весь период работы подлежит включению в общий трудовой стаж независимо от возраста этого лица;

б) продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере). Независимо от фактической продолжительности исчисляются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж как полный год работы;

в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2.

Судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:

лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;

мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации;

г) если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28, пункт 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ) в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков);

5) если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.

Причем исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов, указанных в этом пункте, исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем законодательстве (периоды работы в городе Ленинграде в период блокады, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периоды работы во время Великой Отечественной войны, за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, и в других случаях).

Судам необходимо обратить внимание на то, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Кроме того, за каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов;

6) при выборе гражданином варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, обратить внимание судов на то, что он применим для тех лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1. По их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев;

7) право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ);

8) исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что:

среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок;

в силу пункта 7 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей;

9) полученный в результате оценки пенсионных прав застрахованных лиц размер расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, индексируется применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 для индексации самих пенсий, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что при рассмотрении споров, связанных с проведением органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статьях 30.1 - 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ, имея при этом в виду следующее:

а) под валоризацией исходя из пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ понимается повышение величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 названного Федерального закона;

б) валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов;

в) сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Учитывая, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1 января 1991 года.

В целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала в общий трудовой стаж засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Судам следует учитывать, что с увеличением пенсии в связи с валоризацией учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 1991 года без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажевого коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет;

г) при определении размера трудовой пенсии с учетом валоризации судам необходимо иметь в виду, что гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии, начиная с 1 января 2010 года определение размера пенсии с учетом суммы валоризации (статья 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ) производится по правилам, предусмотренным для подсчета размера пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца) соответственно статьями 14, 15 и 16 Федерального закона N 173-ФЗ, а тем, кто на 1 января 2010 года уже получал трудовую пенсию, - по формуле, указанной в пункте 2 статьи 30.2 Федерального закона N 173-ФЗ;

д) в случаях представления дополнительных документов размер трудовой пенсии, исчисленный с учетом сумм валоризации, подлежит перерасчету.

Перерасчет размера трудовой пенсии, исчисленного с учетом сумм валоризации, производится при представлении застрахованными лицами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, дополнительных документов (подпункты 1 - 3 и 5 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ).

К дополнительным следует относить документы, содержащие новые сведения, ранее не представлявшиеся в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о среднемесячном заработке, общем трудовом стаже и (или) стаже на соответствующих видах работ, не учтенные при осуществлении оценки пенсионных прав.

Если гражданин, получающий трудовую пенсию по состоянию на 1 января 2010 года, представил дополнительные документы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года включительно, то требование о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с 1 января 2010 года (пункт 2 статьи 37 Федерального закона N 213-ФЗ). При представлении дополнительных документов по истечении указанного периода, то есть после 1 января 2011 года, требование о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты дополнительные документы и заявление о перерасчете размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ).

Суд, установив, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, необоснованно не учли при осуществлении валоризации представленные гражданином в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года дополнительные документы (к примеру, представленные документы имеются в пенсионном деле, но не были учтены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)), вправе возложить на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом суммы валоризации с 1 января 2010 года.

Перерасчет размера трудовой пенсии, исчисленного с учетом суммы валоризации, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле, в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона, производится в отношении граждан, обратившихся за назначением трудовой пенсии, со дня установления такой пенсии, а в отношении граждан, которым уже установлена трудовая пенсия, - с 1 января 2010 года с учетом суммы валоризации.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она

Для проверки доводов истца о том, что выплачиваемая ему пенсия меньше полагающейся, не учтена валоризация, не был при назначении пенсии в КБР проверен расчёт пенсии ответчиком, судом была назначена судебная комплексная финансово-экономическая экспертиза.

Согласно заключению экспертизы страховая часть трудовой пенсии Динаева С.А. должна была на дату назначения пенсии составлять 3 225 рублей 67 копеек, а пенсионным органом установлена в размере 2950,38 рублей. При этом эксперт указывает, что при назначении пенсии истцу не был засчитан в страховой стаж период 30 лет 6 месяцев 23 дня, тогда как он составлял 31 год 4 месяца 18 дней. Исходя из этого эксперт указал, что общая сумма недоплаченных средств за счет страховой части пенсии Динаева С.А. за период с 2006 по 2016г. составила 313 374,17 руб.

Также эксперт указал, что поскольку Динаев М.А. был работающим пенсионером и на него отчислялись средства на страховую часть трудовой пенсии, прибавка к пенсии после перерасчета должна была составлять с 01.01.2012 года - 924,24 руб. в месяц.

За период с 01.01.2012 г. по декабрь 2016 года недоплата по страховой части пенсии составила 67870 рублей 17 копеек.

Таким образом, экспертом установлена недоплата пенсии в размере 379 244,34 руб.

Выводы эксперта по вопросам суда однозначно указывают на недоплату пенсии Динаеву С.А.

В выводах указано следующее: размер выплачиваемой Динаеву С.А. трудовой пенсии по старости на июнь 2006 года с применением расчета пенсии на 01.01.2002г., а также страховых взносов с 2002г. по декабрь 2005г. с индексацией по апрель 2006 года и в дальнейшем по 31.12.2016г. с применением базовой части пенсии за период 2002-2016гг., (страховых взносов, реабилитации, валоризации перерасчётом пенсии 01.01.2015г., а ре с учетом доплаты за I группу инвалидности произведён неверно в части расчета страховой части пенсии по состоянию на июнь 2006 года, базовой части пенсии при переезде в Московскую область и расчёта стажевого коэффициента.

Размер недополученной суммы пенсии с 2002 года по 31.12.2016г. (за каждый месяц каждого года с индексацией с применением 10% компенсацией за каждый год с последующей индексацией) составляет 510 679 (Пятьсот десять тысяч шестьсот семьдесят девять) рублей 76 копеек.

Перерасчету подлежит размер назначенной и выплачиваемой Динаеву С. А. досрочной трудовой пенсии с учетом валоризации, индекса повышения страховой части, реабилитации и сумма страховых взносов с июня 2006 года.

Согласно ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Далее по тексту ГПК РФ) заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Экспертиза проведена компетентным экспертом, на основании определения суда о поручении проведения экспертизы и соответствует требованиям Федерального закона № 73-ФЗ "О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации".

Допрошенный в судебном заседании эксперт Коломиец ФИО15 подтвердила выводы, содержащиеся в заключении экспертизы, указала, что экспертиза независимая, проведена в соответствии с федеральными законами и подзаконными актами, на основании анализа пенсионного дела.

Оснований не доверять заключению экспертизы у суда не имеется, ходатайств о назначении дополнительной экспертизы ответчиком не заявлено.

Доводы ответчика, указанные в возражении на исковое заявление опровергаются заключением экспертизы.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. Обращение за назначением, перерасчетом размера трудовой пенсии, переводом с одной пенсии на другую, выплатой или доставкой трудовой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

На листе 15 заключения экспертизы указано, что при переезде Динаева С.А. из Магаданской области в Московскую область ему неправомерно была уменьшена базовая часть трудовой пенсии на коэффициент 1,7 (пенсионное дело стр. 38-39).

Кроме того, указано, что учитывая, что Динаев С.А. находясь на пенсии продолжал работать и согласно выписке из лицевого счета (л.д. 70-79 пенсионного дела) имел отчисления на страховую часть пенсии с 01.01.2006 г. по 01.01.2012г. которые составили 116575,27 руб. ему неверно была установлена прибавка к пенсии.

При назначении пенсии в г. Нальчике в материалах пенсионного дела имеются отметки о произведённом контроле (л.104), далее имеются стажевые справки, расчёт пенсии.

После начала выплат пенсии в г. Нальчик истец неоднократно обращался за перерасчётом, но ответчиком заявления о неверном расчёте пенсии не учитывались.

Ввиду указанных выше обстоятельств, подтверждённых заключением экспертизы суд полагает возможным взыскать в пользу истца с ответчика сумму недоплаченной пенсии.

Также в заключении экспертизы произведен подсчет процентов за невыплату пенсии истцу в полном объеме.

Согласно заключения экспертизы проценты, посчитанные на основании ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации составляют за период с 2006г. по 2016г. - 131432,42 рубля.

Согласно ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Кроме того, экспертом установлен размер пенсии, подлежащий выплате ежемесячно истцу на декабрь 2016 года. По подсчётам эксперта он составил 32076,86 руб. из которых страховая часть составила 17 354,34 руб., фиксированная часть 13 656,81 руб.

Поскольку истец в уточнённом исковом заявлении просит обязать выплачивать пенсию с февраля 2017 года в размере 32769,25 руб., суд полагает возможным удовлетворить указанное требование, поскольку до декабря 2016 года невыплаченная пенсия истцу уже указана в задолженности, а задолженность за период с января 2017 года по настоящее время экспертизой не установлено.

Кроме того, сумма 32 769,25 рублей меньше суммы, подлежащей выплате истцу по подсчетам экспертов, так как на декабрь 2016 г. эксперт указал сумму 32076,86 руб., которая с февраля 2017 года подлежала умножению на коэффициент индексации, составивший в 2017 г. - 1.054 и соответственно должна была быть равна 33809,01 руб.

Но истец просит установить сумму меньшую той, которая получается с учётом экспертизы. Поскольку в соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным требованиям, а эта сумма пенсии меньше указанной в экспертизе, именно она подлежит установлению с февраля 2017 года.

Таким образом, поскольку ответчик представил лишь возражения, при допросе эксперта не указал на неточности и противоречия экспертного заключения, не заявил о назначении дополнительной или повторной экспертизы, суд полагает возможным в основу решения суда положить результаты независимой судебной экспертизы и удовлетворить уточнённые требования истца в полном объёме.

В судебном заседании представителями истца заявлено ходатайство о взыскании с ответчика расходов на оплату экспертизы.

Согласно чека-ордера, приложенного к ходатайству экспертного учреждения об оплате стоимости экспертизы в размере 200 000 рублей, истцом оплачено ООО «Научный центр независимых экспертиз» 13 апреля 2017 года 200 000 рублей.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворён частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку суд полагает исковые требования Динаева С.А. подлежащими удовлетворению в полном объёме, подлежат взысканию с ответчика расходы, понесённые истцом по делу на оплату экспертного соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Динаева ФИО16 к Государственному учреждению - Управление Отделения Пенсионного фонда России по КБР удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Отделения Пенсионного фонда России по КБР в пользу Динаева ФИО17 сумму невыплаченной трудовой пенсии в размере - 379 224 руб. 34 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере - 131 432 руб. 42 коп., а всего 510 676,76 (пятьсот десять тысяч шестьсот семьдесят шесть рублей семьдесят шесть копеек).

Государственному учреждению - Управление Отделения Пенсионного фонда России по КБР установить Динаеву ФИО18 пенсию по старости с февраля 2017 года в размере не менее 32 769 руб. 25 коп.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Отделения Пенсионного фонда России по КБР в пользу Динаева ФИО19 расходы по оплате судебной экспертизы в размере 200 000 (двести тысяч) рублей

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня мотивированного решения через Нальчикский городской суд КБР.

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2017 года.

Председательствующий Б.М. Тхазаплижева