НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика) от 09.08.2022 № 2А-4176/22


дело № 2а-4176/22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2022 года город Нальчик

Нальчикский городской суд в составе председательствующего А.А.Сарахова при секретаре ФИО8, с участием представителя административного истца ФИО9, действующего по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика Министерства труда и социальной защиты КБР ФИО10, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Министерства финансов КБР ФИО11, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кетовой ФИО17 к Министерству труда и социальной защиты КБР, Министерству финансов КБР о признании незаконным их бездействия, возложении обязанности совершить все необходимые действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО18Кетова, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что письмом Министерства труда и социальной защиты КБР от 18.03.2022 г. административному истцу - Ю.М.Кетовой было отказано в выплате единовременного пособия как члену семьи умершего судьи Конституционного Суда КБР ФИО20.Кетова, назначенного Решением Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГФИО21

Ранее, аналогичную позицию выражало и Министерство финансов КБР, которая излагалась в письме от ДД.ММ.ГГГГ, , направленное в адрес ФИО5 Суда КБР.

Полагает, что в сложившейся правовой ситуации, Министерство финансов КБР и Министерство труда и социальной защиты КБР являются соответчиками, еще и в том смысле, что до принятия Закона КБР от 30 октября 2021 г. №37-РЗ «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики», т.е. до 01.01.2022 года, исполнение решения Конституционного Суда КБР о выплате единовременного пособия ушедшему или удаленному в отставку (в том числе, в связи со смертью) судьи Конституционного Суда КБР относилось к компетенции Министерства финансов КБР, а после ликвидации Конституционного Суда КБР, в соответствии с Постановлением Правительства КБР от 30.12.2021 г. №288-ПП «О мерах по реализации Закона КБР от 30 октября 2021 г. №37-РЗ «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики»» компетенция по назначению и выплате выходного пособия для судей Конституционного Суда КБР, пребывающим в отставке, была отнесена к компетенции и полномочиям Министерства труда и социальной защиты КБР.

Принимая такие решения, ответчики выразили явное несогласие с решением Конституционного Суда КБР от 19.07.2021 г. и отказались от его исполнения, тем самым, нарушив нормы действующего законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, включая те из них, которые определяют статус (юридическую силу) судебного решения.

1. Согласно пункту 6 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в случае прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 названного Закона (прекращение полномочий судьи в связи со смертью судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим), его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее 12 ежемесячных денежных вознаграждений. К членам семьи судьи относятся супруг(а), родители и дети.

Решением Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью действующего судьи Конституционного Суда КБР (заместителя Председателя) ФИО22.Кетова, было назначено единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей. При этом, в стаж работы судьи ФИО23Кетова, за который была положена выплата единовременного пособия членам его семьи был включен лишь период работы в Конституционном Суде КБР с 2007 по 2020 годы (т.е.13 лет)

Впоследствии выяснилось, что при подсчете специального юридического стажа судьи ФИО24.Кетова была допущена ошибка, что и явилось необходимым основанием для пересчета и принятия Решения Конституционного Суда КБР от

2. В соответствии со ст.117 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

В соответствии со ст.19 Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Порядок и условия определения выслуги лет судей утверждаются постановлением Совета судей Российской Федерации.

В соответствии с ч.9 пункта 2.3.1 Положения «О порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет», утвержденного постановлением Совета судей РФ от 23 мая 2013 г. №305 предусматривается включение в выслугу лет судей периоды работы в том числе «на должностях в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до марта 1990 г., если переводу на партийную работу предшествовала работа в судах или на должностях по юридической профессии». (постановление прилагается).

Таким образом, в специальный юридический стаж, в соответствии с ч.9 пункта 2.3.1 Положения «О порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет», предусматривается включение периодов работы в том числе «на должностях в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до марта 1990 г., если переводу на партийную работу предшествовала работа в судах или на должностях по юридической профессии».

Такие периоды работы в трудовой деятельности ФИО25Кетова присутствуют и не были учтены Конституционным Судом КБР, при принятии первого из указанных выше Решений (от 28 декабря 2020 г. №Р-16-12).

Из трудовой книжки ФИО26.Кетова следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он последовательно занимал соответствующие должности в Урванском райкоме КПСС, а переведен на партийную работу он был с должности следователя прокуратуры <адрес>. В общей сложности, для целей назначения единовременного пособия, этот стаж составляет 9 (девять) лет 3 (три) месяца и 11 дней.

Решением Конституционного Суда КБР от 17 июня 2020 по заявлению заместителя Председателя Конституционного Суда КБР Ю.М.Кетова, в специальный юридический стаж Юрия Максидовича Кетова включены неучтенные периоды работы на должностях в <адрес> КПСС с ДД.ММ.ГГГГ, что в совокупности составляет 9 лет 3 месяца и 11 дней. При этом, в Решении указывалось на необходимость пересчитать специальный юридический стаж ФИО27 Кетова, включив в него неучтенные ранее периоды.

Однако, это Решение, вследствие допущенной ошибки, не было учтено при принятии Решения Конституционного Суда КБР от 28 декабря 2020 г. №Р-16-12 о выплате единовре-менного пособия членам семьи умершего судьи (судьи Конституционного Суда КБР ФИО29.Кетова), что и стало основанием для пересчета и принятия дополнительного Реше-ния Конституционного Суда КБР от 19.07.2021 г. №Р-05-07.

В качестве основного довода «несогласия» с принятым Решением Конституционного Суда КБР от 19.07.2021 г. <адрес> о выплате единовременного пособия и отказа от его исполнения, административный ответчик (Министерство финансов КБР) указывал, что «В соответствии с пунктом 3.9. Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей (утв. Приказом Верховного Суда РФ №670 кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ №235 от 10.08.2015 г.), ушедшему или удаленному в отставку судье, который ранее увольнялся с военной службы, службы (работы) в органах прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции и из других государственных органов с выплатой установленного законодательством выходного (единовременного) пособия, при исчислении размера выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», единовременного пособия, предусмотренного пунктом 6 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», период работы в указанных органах не учитывается.

В связи с изложенным, период работы Кетова ФИО30. на должностях в Урванском райкоме КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 3 месяцев и 11 дней) не подлежит включению в стаж работы в должности (качестве) судьи для выплаты единовременного пособия вдове Заместителя Председателя Конституционного Суда КБР Кетовой ФИО31

Опуская очевидный тезис о том, что из указанного пункта Инструкции (п 3.9. Ин-струкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрис-дикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей) совсем не следует предлагаемый вывод, считаем необходимым, указать, что в связи с тем, что подсчет «прокурорского» стажа и юридического (специального) стажа судьи Конституционного Суда КБР не совпадают, что безусловно исключает и обоснованность вывода, изложенного в «письме» (от ДД.ММ.ГГГГ).

Верность такого утверждения, с очевидностью, подтверждается Информацией прокуратуры КБР (см. от ДД.ММ.ГГГГ), которая, как следует напомнить, была представлена в адрес ответчиков, и в соответствии с которой в «прокурорский» стаж, за который ранее ФИО32Кетову было выплачено выходное (единовременное) пособие, указанные периоды работы в партийных органах не учитывались.

Согласно ст.55 Закона КБР «О ФИО5 Суде Кабардино-Балкарской Республики» Решением ФИО5 Суда КБР является любой акт, принимаемый в его заседании после рассмотрения дела в соответствии с Конституцией КБР.

В заседаниях Конституционного Суда КБР принимаются также решения по вопросам организации его деятельности. В соответствии со ст.6 (Глава I. Общие положения) Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» Решения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики обязательны на всей территории КБР для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Очевидно, что в том случае, если какой-либо субъект не согласен с вынесенным Решением, касающимся любых иных вопросов (полномочий), кроме тех, которые определены ст.122 Конституции КБР, ст.3 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики», то он вправе обжаловать его в Суд в соответствии с действующим законодательством (как это предусмотрено, например, в п.11 Порядка назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, пребывающим в отставке).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, административный ответчик (Министерство финансов КБР) обязан был исполнить Решение Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ г. , либо в случае несогласия с ним, вправе был обжаловать данное Решение в суд общей юрисдикции, в соответствии с действующим законодательством.

На неоднократные требование исполнить Решение Конституционного Суда КБР от 19.07.2021 г, административным ответчиком (Министерством финансов КБР) было указано на необходимость обратиться с соответствующим заявлением к другому административному ответчику (Министерство труда и социальной защиты КБР), так как, в связи с упразднением Конституционного Суда КБР, в соответствии с п.2 Постановления Прави-тельства КБР от 30.12.2021 №288-ПП «О мерах по реализации Закона КБР от 30 октября 2021 г. №37-РЗ «Об упразднении «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики»», именно Министерства труда и социальной защи-ты КБР определенно уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по назначению и выплате выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда КБР, пребывающим в отставке, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смерти) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи, находившимся на его иждивении, иных выплат, подлежащих назначению и выплате судьям Конституционного Суда КБР, пребывающим в отставке, в соответствии с федеральными законами и законами КБР.

Полагая, что на основании указанного постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, Министерство труда и социальной защиты КБР, является уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР, помимо прочего, и по выплате требуемого пособия, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о выплате единовременного пособия как члену семьи умершего судьи (судьи Конституционного Суда КБР ФИО33Кетова), назначенного Решением Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ

Административный ответчик (Министерство труда и социальной защиты КБР) своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в выплате единовременного пособия как члену семьи умершего судьи, указав, при этом, что право на его получение у административного истца отсутствует, тем самым отказавшись исполнять состоявшееся и действующее Решение Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административный ответчик, фактически давая оценку основаниям назначения требуемого пособия, вышел за пределы компетенции и полномочий, предоставленных указанным Постановлением Правительства КБР в спорных правоотношениях, а именно, в сложившихся правоотношениях административный ответчик наделяется лишь полномочием на выплату указанного пособия (либо, в случае несогласия, наряду с Минфином КБР, - обжалования состоявшегося Решения Конституционного Суда КБР), но не как не его оценки.

При назначении размера и выплате единовременного пособия, причитающегося судье Конституционного Суда КБР, (в том числе, членам семьи умершего судьи Конституционного Суда КБР) подлежит применению закон, действующий на момент возникновения такого права, т.е. на момент обращения за назначением пособия.

В данном случае, к спорным отношениям подлежит применению Закон КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2022 г.), поскольку просьба об изменении состоявшегося решения Конституционного Суда КБР и назначении и выплате единовременного пособия (в части неучтенного специального юридического стажа), была получена 28 июня 2021 г. (заявление ФИО34Кетовой в КС КБР вход. ФИО35 на 1 л. от ДД.ММ.ГГГГ г), а Решение о выплате единовременного пособия семье (супруге) умершего судьи Конституционного Суда КБР Ю.М.Кетова, Конституционным Судом КБР было принято ДД.ММ.ГГГГ г., в точном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и, в рамках его компетенции и полномочий, а также сложившейся, за всю деятельность Суда, практике.

Однако, указанное обстоятельство не было учтено административным ответчиком (со-ответчиками), вследствие чего ими неправомерно применены к спорным отношениям положения Закона КБР от 30 октября 2021 г. №37-РЗ «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики», Постановления Правительства КБР от 30.12.2021 г. №288-ПП «О мерах по реализации Закона КБР от 30 октября 2021 г. №37-РЗ «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики»» не подлежащие применению. То есть, административный ответчик (соответчики) придал обратную силу нормативному акту, применив его к отношениям, возникшим до его принятия.

Изложенная позиция полностью отвечает установленному частью 1 ст.54 Конституции РФ общеправовому принципу неприменения закона, к правоотношениям, права и обязанности, по которым возникли до его вступления в силу.

Таким образом, в отсутствии в указанных нормативных правовых актах и иных документах, определяющих полномочия, положений, непосредственно относящих к правомочиям уполномоченного на назначение и выплату перечисленных пособий вопросов пересмотра (отмены) ранее определенных в установленном порядке размеров выплат, осуществление соответствующих действий представляется допустимым только при наличии решений (предписаний) судебных, контрольных (надзорных), правоохранительных органов, выявивших нарушения при установлении выплат и (или) наделении уполномоченного органа такими правомочиями соответствующими нормативными правовыми актами республиканского уровня.

Согласно ч.2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ закреплена гарантия на судебную защиту прав и свобод каждого. Право на судебную защиту — это гарантия, предоставляемая государством каждому для обеспечения восстановления его прав, нарушенных иными физическими лицами, юридическими лицами, решениями и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, путем правосудия (ст. 52 Конституции РФ). Эти положения позволяют обжаловать любое действие или бездействие государственного или муниципального органа (их должностных лиц) в случае, если соответствующими действиями (бездействием) нарушены его права. Порядок такого обжалования регламентирован положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учётом изложенного, истец просил:

1. Признать незаконным бездействие административного ответчика (соответчиков Министерства финансов КБР и Министерства труда и социальной защиты), выразившееся в неисполнении Решения Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ о выплате единовременного пособия семье (супруге) умершего судьи Конституционного Суда КБР ФИО36Кетова.

2. Признать (установить) отсутствие у соответчиков полномочий на решение вопроса о начислении единовременного пособия семье (супруге) умершего ДД.ММ.ГГГГ судьи Конституционного Суда КБР ФИО37.Кетова.

3. Обязать административного ответчика (Министерство финансов КБР, Министерство труда и социальной защиты КБР) совершить все необходимые действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, по исполнению состоявшегося Решения Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ о выплате единовременного выходного пособия семье (супруге) умершего судьи Конституционного Суда КБР ФИО38Кетова, как принятого в рамках предоставленных законом полномочий.

Административный истец, надлежаще извещенный о дне слушания дела, в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства труда и социальной защиты КБР просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражении.

Из содержания возражения следует, что Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30 октября 2021 г. № 37-P3 (далее - Закон КБР №37-Р3) был упразднен Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики и признан утратившим силу Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г. № 38-P3 «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» (далее - Закон КБР №38-Р3).

Пунктом 6 ст. 5 Закона КБР №37-Р3, вступившим в силу с 1 января 2022 г. предусмотрено, что выплата ежемесячного пожизненного содержания осуществляется органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченным на назначение, перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кабардино- Балкарской Республики. В соответствии с абзацем вторым пункта 6.4.28 Положения Министерстве труда и социальной защиты КБР, утвержденного постановлением Правительства КБР от 19.05.2017г.№ 90-ПП соответствующим уполномоченным органом является Министерство труда и социальной защиты КБР.

Постановлением Правительства КБР от 30.12.2021г. № 288-ПП «О мерах по реализации Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30 октября 2021 г. № 37-P3 «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Конституционном суде Кабардино-Балкарской Республики» (далее - постановление Правительства КБР №288-ПП), вступившим в силу с 1 января 2022 г. (п. 4 постановления):

Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по назначению и выплате выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, пребывающим в отставке, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, иных выплат, подлежащих назначению и выплате судьям Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, пребывающим в отставке, в соответствии с федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики (п.2 постановления);

утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, пребывающим в отставке.

Таким образом, Министерство труда социальной защиты КБР определено уполномоченным органом в части предусмотренных указанными нормативными правовыми актами КБР полномочий, и в этот перечень не входит реализация полномочий Конституционного Суда КБР в период осуществления им своей деятельности, т. е. до 1 января 2022г., связанной с выплатой единовременного пособия в связи со смертью судьи Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренной ч.6 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в порядке ст. 110 Закона КБР №38-Р3. В связи с тем, что выплата единовременного пособия предусмотрена в случае прекращения полномочий действующего судьи в связи с его смертью, то реализация таких социальных гарантий в отношении находящихся после 1 января 2022 г. уже в отставке судей через Министерство труда и социальной защиты КБР не представляется возможным, т.к. это бы противоречило действовавшему и действующему законодательству. Требование административного истца признать незаконным бездействие административного ответчика (соответчика по делу Министерства труда и социальной защиты КБР), выразившееся в неисполнении решения Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ. о выплате единовременного пособия семье (супруге) умершего судьи Конституционного Суда КБР ФИО39 Кетова не основано на нормах материального права. С учетом изложенного Министерство труда и социальной защиты КБР не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Требования о признании (установлении) отсутствия у соответчика по настоящему делу – Министерства труда и социальной защиты КБР полномочий на решение вопроса о начислении единовременного пособия семье (супруге) умершего ДД.ММ.ГГГГ г. судьи Конституционного Суда КБР ФИО40 Кетова соответствует материалам и дела и нормам материального права.

Правоотношения, связанные с выплатой единовременного пособия в случае прекращения полномочий судьи в связи со смертью, предусмотренной ч.6 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в порядке ст. 110 Закона КБР №38-Р3 регулируются приказом Верховного Суда РФ № 670кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 235 от 10.08.2015 (ред. от 01.11.2018) «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей» (далее - Инструкция).

В соответствии с п. 3.1 Инструкции в стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации (если судья назначен (избран) на должность до 22 октября 2014 г.) для выплаты выходного пособия и единовременного пособия включается время работы:

судьей со дня зачисления в штат суда в установленном законом порядке по день отчисления из штата суда (по день освобождения от должности судьи);

государственным арбитром;

в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, федеральных арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполняющим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката;

государственным нотариусом с момента получения высшего юридического образования.

При этом, согласно п 3.3 указанной Инструкции, время работы на должностях, перечисленных в абзацах 3, 4, 5 пункта 3.1 Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

Пунктом 3.4 Инструкции также установлено требование о том, что для судей, назначенных на должность после ДД.ММ.ГГГГ время работы в должностях, предусмотренных абзацами 3 и 4 пункта 3.1 Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при условии, что стаж их работы непосредственно в должности судьи составляет не менее 5 лет.

Требование ФИО42.Кетовой о выплате единовременного пособия с учетом периода работы на должностях в <адрес> райкоме КПСС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Конституционного Суда КБР от 19.07.2021г. №Р-05-07 о выплате единовременного выходного пособия семье (супруге) умершего судьи Конституционного Суда КБР ФИО43 Кетова не соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Ссылка административного истца на постановление Совета судей РФ от 23.05.2013г. № 305 «Об утверждении Положения о порядке и условиях определения выслуги лет судей для установления ежемесячной доплаты за выслугу лет» несостоятельна, т.к. данное Положение не регулирует спорные отношения по настоящему делу, а регулирует вопросы исчисления выслуги лет судей для определения ежемесячной доплаты к должностному окладу при выплате ежемесячного денежного вознаграждения судьям, согласно ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Соответственно требование о признании решения Конституционного Суда КБР от 19.07.2021г. №Р-05-07, как принятого в рамках предоставленных законом полномочий не основано на законе и необоснованно.

Доводы ФИО44Кетовой о том, что положения ст. 6 Закона КБР №38-Р3, предусматривавшего, что Решения Конституционного Суда КБР обязательны на всей территории Кабардино-Балкарской Республики для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений распространяются на Решение Конституционного Суда КБР от 19.07.2021г. №Р-05-07 о выплате единовременного пособия не состоятельны. Так, согласно ст. 55 Закона КБР №38-Р3 решением Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики является любой акт, принимаемый в его заседании после рассмотрения дела в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики. Перечень таких дел был установлен ст. 3 указанного Закона КБР №38-Р3, к содержанию которых в соответствии с иными требованиями, содержавшимся в ст.58 Закона КБР №38-Р3 предъявлялись требования об указании на окончательность и обязательность решения. Решение Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу был принят Конституционным Судом КБР для решения вопросов организации его деятельности и в нём не содержится требование о его обязательности.

Представитель административного ответчика Министерства финансов КБР просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражении.

Из содержания возражения следует, что Решение Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ не содержит требований, обращенных к исполнению Министерством финансов КБР в соответствии с подсудностью и в соответствии с Регламентом Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ так как не являлось стороной по делу.

Если данное Решение рассматривать как результат рассмотрения иных вопросов внутренней деятельности суда, принятом на рабочем совещании судей для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов, то такие решения имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников аппарата Суда.

Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с постановлением Правительства КБР от 07.12.2011 № 367-ПП «О Министерстве финансов Кабардино-Балкарской Республики» является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере и выполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных на содержание самого Министерства.

Однако, в соответствии с постановлением Правительства КБР от 03.07.2018 № 126-ПП «О мерах по обеспечению исполнения Республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики», главные распорядители средств республиканского бюджета (в данном случае Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики) в случае использования (перераспределения) зарезервированных бюджетных ассигнований направляют в Министерство финансов КБР предложения об изменении сводной бюджетной росписи республиканского бюджета и лимитов бюджетных обязательств с указанием сведений об объемах и о направлениях их использования (с расчетами, подтверждающими необходимость указанного увеличения бюджетных ассигнований). Расчеты должны подтверждаться первичными документами.

В соответствии с постановлением Правительства КБР от 30.12.2021 г. № 288-ПП «О мерах по реализации Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2021 г. № 37-P3 «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» Министерство труда и социальной защиты КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по назначению и выплате выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, пребывающим в отставке, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, иных выплат, подлежащих назначению и выплате судьям Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, пребывающим в отставке, в соответствии с федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики.

Министерство труда и социальной защиты КБР в соответствии с постановлением Правительства КБР от 19.05.2017 № 90-ПП «О Министерстве труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики» организует работу по назначению, перерасчету пособий и других денежных выплат социального характера, установленных законодательством, непосредственно и через подведомственные Министерству государственные казенные учреждения, а также контроль за их осуществлением.

В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в случае смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее 12 ежемесячных денежных вознаграждений. В случае упразднения или реорганизации суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда, судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется ежемесячное денежное вознаграждение. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений по последней должности.

В соответствии п.3.9 приказа Верховного Суда РФ № 670кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 235 от 10.08.2015 г. «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей», ушедшему или удаленному в отставку судье, который ранее увольнялся с военной службы, службы (работы) в органах прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции и из других государственных органов с выплатой установленного законодательством выходного (единовременного) пособия, при исчислении размера выходного пособия из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки, единовременного пособия, предусмотренного пунктом 6 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», период работы в указанных органах не учитывается.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд полагает заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.

Частью 9 названной статьи предусмотрено, что если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, частью 11 той же статьи возложена на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок обращения в суд, установленный статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истцом не пропущен.

Согласно пункту 6 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в случае прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 названного Закона (прекращение полномочий судьи в связи со смертью судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим), его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее 12 ежемесячных денежных вознаграждений. К членам семьи судьи относятся супруг(а), родители и дети.

Решением Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью действующего судьи Конституционного Суда КБР (заместителя Председателя) Ю.М.Кетова, его семье (супруге, являющейся административным истцом в настоящем деле) было назначено единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей. При этом, в стаж работы судьи Ю.М.Кетова, за который была положена выплата единовременного пособия членам его семьи был включен лишь период работы в Конституционном Суде КБР с 2007 по 2020 годы. Впоследствии выяснилось, что при подсчете специального юридического стажа судьи ФИО45.Кетова была допущена ошибка, что и явилось основанием для пересчета и принятия Решения Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст.55 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» решением Конституционного Суда КБР является любой акт, принимаемый в его заседании после рассмотрения дела в соответствии с Конституцией КБР.

В заседаниях Конституционного Суда КБР принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

В соответствии со ст.6 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» решения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики обязательны на всей территории КБР для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

На день принятия указанного решения Конституционного Суда КБР действовал Закон КБР от 12.12.1997 г. №38-РЗ «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республике», положениями которого устанавливались гарантии деятельности Конституционного Суда КБР (ст.7), гарантии независимости судьи Конституционного Суда КБР (ст.110), а также регулировались различные вопросы отставки судьи Конституционного Суда КБР (ст.117), включая самостоятельное решение вопросов об удалении в отставку, соблюдения условий пребывания в отставке, приостановления и прекращения отставки, назначения и выплаты установленных действующим законодательством различных видов материальных и социальных гарантий предусмотренных для судей Российской Федерации (денежных вознаграждений, выплат, пособий и т.п.), средства на реализацию которых выделяются из республиканского бюджета.

При этом, какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности ФИО5 Суда КБР, установленных Конституцией КБР, федеральными законами о деятельности судов, указанным Законом, не допускалось.

Таким образом, Конституционный Суд КБР, принимая Решение от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, согласно которому, в связи со смертью судьи Конституционного Суда КБР, его супруге, административному истцу по настоящему делу ФИО46.Кетовой, было назначено единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, действовал в соответствии с исключительной компетенцией Конституционного Суда КБР и в рамках его полномочий, установленных п.6 ст.19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», и ст.ст.7, 55, 110, 117 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики».

Исполнение Решения Конституционного Суда КБР о выплате единовременного пособия в связи со смертью судьи Конституционного Суда КБР, принятого в соответствии с исключительной компетенцией Конституционного Суда КБР и в рамках его полномочий, осуществляется из средств республиканского бюджета, как это следует из положений ст.7 и ч.3 ст.117 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республике», аналогичным образом, как это уже было практически реализовано при исполнении Решения Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ с учетом особенностей, связанных с упразднением Конституционного Суда КБР.

В своих возражениях представитель административного ответчика Министерства труда и социальной защиты КБР заявил, что в соответствии с п.6 ст.5 Закона КБР от 30 октября 2021 г. № 37-PЗ «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики», вступившим в силу с 1 января 2022 г. предусмотрено, что выплата ежемесячного пожизненного содержания осуществляется органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченным на назначение, перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кабардино-Балкарской Республики.

В соответствии с абзацем вторым пункта 6.4.28 Положения Министерстве труда и социальной защиты КБР, утвержденного постановлением Правительства КБР от 19.05.2017 г.№ 90-ПП соответствующим уполномоченным органом является Министерство труда и социальной защиты КБР. Однако, Министерство труда и социальной защиты КБР определено уполномоченным органом в части предусмотренных указанными нормативными правовыми актами КБР полномочий, и в этот перечень не входит реализация полномочий Конституционного Суда КБР в период осуществления им своей деятельности, т. е. до 1 января 2022 г., связанной с выплатой единовременного пособия в связи со смертью судьи Конституционного Суда КБР, предусмотренной ч.6 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в порядке ст. 110 Закона КБР №38-Р3 «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики». В связи с тем, что выплата единовременного пособия предусмотрена в случае прекращения полномочий действующего судьи в связи с его смертью, то реализация таких социальных гарантий в отношении находящихся после 1 января 2022 г. уже в отставке судей через Министерство труда и социальной защиты КБР не представляется возможным, т.к. это бы противоречило действовавшему и действующему законодательству.

Суд соглашается с указанными доводами и полагает обоснованными требования истца о признании (установлении) отсутствия у административного ответчика по настоящему делу – Министерства труда и социальной защиты КБР полномочий на решение вопроса о начислении, пересчете единовременного пособия семье (супруге) умершего ДД.ММ.ГГГГ судьи Конституционного Суда КБР ФИО47 Кетова, так как это соответствует материалам и дела и нормам материального права.

Доводы административного ответчика в этой части, полностью отвечает установленному частью 1 ст.54 Конституции РФ общеправовому принципу неприменения закона, к правоотношениям, права и обязанности, по которым возникли до его вступления в силу.

Вместе с тем, доводы представителя Министерства труда и социальной защиты КБР, полагающего себя не надлежащим ответчиком в силу отсутствия полномочия на решение вопроса о начислении единовременного пособия семье (супруге) умершего ДД.ММ.ГГГГ судьи Конституционного Суда КБР ФИО48. Кетова, не могут быть признаны состоятельными, поскольку действия его должностных лиц,основывались на обратном.

Административный ответчик - Министерство труда и социальной защиты КБР своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в выплате единовременного пособия как члену семьи умершего судьи, указав, при этом, что право на его получение у административного истца отсутствует, тем самым, вышел за пределы компетенции и полномочий, предоставленных Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О мерах по реализации Закона КБР от ДД.ММ.ГГГГ-РЗ «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики»» в спорных правоотношениях.

Отказывая административному истцу ФИО49Кетовой) в реализации права на получение единовременного пособия по случаю смерти супруга судьи Конституционного Суда КБР, возникшего в соответствии с Решением Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ г. и при этом, ссылаясь не на положения об отсутствии у ответчика компетенции и полномочий на принятия решений по соответствующему заявлению административного истца, а, напротив, применяя положения Постановления Правительства КБР от 30.12.2021 г. №288-ПП, тем самым создавая препятствия к осуществлению прав и законных интересов истца, окончательно закрывая возможность административного решения существующего у административного истца права.

Из утверждений, представленных в возражениях административных ответчиков следует, что в соответствии с постановлением Правительства КБР от 30.12.2021 г. № 288-ПП «О мерах по реализации Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2021 г. № 37-P3 «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона Кабардино-Балкарской Республики «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» Министерство труда и социальной защиты КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по назначению и выплате выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, пребывающим в отставке, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, иных выплат, подлежащих назначению и выплате судьям Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, пребывающим в отставке, в соответствии с федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики.

Министерство труда и социальной защиты КБР в соответствии с постановлением Правительства КБР от 19.05.2017 № 90-ПП «О Министерстве труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики» организует работу по назначению, перерасчету пособий и других денежных выплат социального характера, установленных законодательством, непосредственно и через подведомственные Министерству государственные казенные учреждения, а также контроль за их осуществлением.

Таким образом, следует признать Министерство труда и социальной защиты КБР надлежащим ответчиком, поскольку оно является тем органом исполнительной власти КБР, который после упразднения Конституционного Суда КБР, в соответствии с Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес> «О мерах по реализации Закона КБР от 30 октября 2021 г. №37-РЗ «Об упразднении Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики и признании утратившим силу Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» наделяется компетенцией и полномочиями по выплате соответствующего единовременного пособия (в случае с ФИО50.Кетовой путем исполнения принятого и действующего Решения Конституционного Суда КБР).

Доводы, изложенные представителем административного ответчика - Министерства финансов КБР, о том, что Решение Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ не содержит требований, обращенных к исполнению Министерством финансов КБР в соответствии с подсудностью и в соответствии с Регламентом Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, так как не являлось стороной по делу, и далее если данное Решение рассматривать как результат рассмотрения иных вопросов внутренней деятельности суда, принятом на рабочем совещании судей для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов, то такие решения имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников его аппарата, Суд находит не состоятельными.

Согласно ст.55 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» решением Конституционного Суда КБР является любой акт, принимаемый в его заседании после рассмотрения дела в соответствии с Конституцией КБР. В заседаниях Конституционного Суда КБР принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

В соответствии со ст.6 («Обязательность решений Конституционного Суда КБР») Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» решения Конституционного Суда КБР обязательны на всей территории Кабардино-Балкарской Республики для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Системный анализ статьи 6 Главы I «Общие положения» и Главы VII «Решения Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики» Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики», а именно расположение ст.6 в главе «Общие положения» не оставляет сомнений в том, что указанные требования об обязательности решений Конституционного Суда КБР на всей территории Кабардино-Балкарской Республики для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, распространяются на все виды решений Конституционного Суда КБР, принятые в заседаниях, в рамках его компетенции и полномочий.

При этом, решения принятые в рамках компетенции, определенной ст.122 Конституции КБР и ст.3 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики», исходя из ч.1 ст.62 («Юридическая сила решений») указанного Закона КБР являются еще и окончательными, не подлежащими обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Из чего следует, что иные решения, обозначенные в ст.55 обладают лишь теми качествами, которые определенны в общей статье 6, и не имеют качеств, характерных для решений связанных с реализацией компетенции и полномочий Конституционного Суда КБР, установленных статьями 122 Конституции КБР и ст.3 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики». Таким образом, такие решения могут быть оспорены в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая изложенное, административный ответчик обязан исполнить Решение Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ либо в случае несогласия с ним, вправе оспорить его в Суд, в соответствии с действующим законодательством.

Довод административного ответчика – Министерства финансов КБР, о том, что оно не являлось стороной Решения Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ и оно не содержит требований, обращенных к исполнению Министерством финансов КБР суд считает необоснованным.

В соответствии с законодательством, действовавшем на момент принятия Решения Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ о начислении и выплате единовременного пособия в связи со смертью судьи Конституционного Суда КБР, при его принятии не предусматривается наличие каких-либо сторон. Принятие такого решения является исключительной компетенцией Конституционного Суда КБР. А его исполнение, в соответствии положениями ст.ст.7, 110, 117 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Как обоснованно указывает в своих возражениях представитель административного ответчика, Министерство финансов КБР в соответствии с постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О Министерстве финансов Кабардино-Балкарской Республики» является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере и выполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии с постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О мерах по обеспечению исполнения Республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики», главные распорядители средств республиканского бюджета (в данном случае Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики) в случае использования (перераспределения) зарезервированных бюджетных ассигнований направляют в Министерство финансов КБР предложения об изменении сводной бюджетной росписи республиканского бюджета и лимитов бюджетных обязательств с указанием сведений об объемах и о направлениях их использования (с расчетами, подтверждающими необходимость указанного увеличения бюджетных ассигнований). Расчеты должны подтверждаться первичными документами.

В адрес административного ответчика – Министерства финансов КБР были представлены Решение Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ с соответствующими расчетами, как установил Суд, принятое с соблюдением установленной компетенции и в рамках соответствующих полномочий, что не оспаривается административными ответчиками.

Принимая во внимания юридические качества принятого решения, а именно обязательности на территории Кабардино-Балкарской Республики для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, и того факта, что не обладая качествами окончательности, характерными для иных видов решений Конституционного Суда КБР, оно не оспорено в судебных органах, и не предприняты иные меры по его оспариванию, Суд находит возможным заключить о презумпции признания административным ответчиком указанного Решения, если оно не было им прямо оспорено.

Таким образом, в отсутствии в указанных нормативных правовых актах и иных документах, непосредственно относящихся к правомочиям уполномоченного на назначение и выплату перечисленных пособий вопросов пересмотра (отмены) ранее определенных в установленном порядке размеров выплат, осуществление соответствующих действий со стороны административных ответчиков, представляется допустимым только при наличии решений (предписаний) судебных, контрольных (надзорных), правоохранительных органов, выявивших нарушения при установлении выплат и (или) наделении уполномоченного органа такими правомочиями соответствующими нормативными правовыми актами республиканского уровня.

В соответствии с положениями статей 7, 110 Закона КБР «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики» исполнение решения Конституционного Суда КБР о начислении и выплате единовременного пособия в связи со смертью судьи Конституционного Суда КБР, принятого в соответствии с исключительной компетенцией Конституционного Суда КБР и в рамках его полномочий, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, как это уже было реализовано при исполнении Решения Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес> с учетом особенностей, связанных с упразднением Конституционного Суда КБР.

Суд полагает, что, административные соответчики Министерство труда и социальной защиты КБР, Министерство финансов КБР уполномочены на принятие мер по реализации указанного Решения Конституционного Суда КБР, путем принятия конкретных управленческих решений, связанных с осуществлением необходимых выплат из средств республиканского бюджета, в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом Суд исходит из того, что возложение соответствующих обязанностей на двух ответчиков: на Министерство финансов КБР как исполнительного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере и выполняющего функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, а также на Министерство труда и социальной защиты КБР, непосредственно обязанного обеспечивать соответствующие выплаты, будет способствовать более быстрому устранению допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Доводы административных соответчиков, изложенные в их письменных возражениях, в которых указывается на ошибочность примененных Конституционным Судом КБР норм материального права, касающихся подсчета судейского стажа при вынесении им Решения от ДД.ММ.ГГГГ как на существо спора, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании правовых норм. Суд полагает, что предмет данного судебного разбирательства не заключается в анализе вынесенного Конституционным Судом КБР Решения отДД.ММ.ГГГГ которое в сложившихся правовых условиях носит преюдициальный характери может стать предметом оспаривания, но не в рамках данного судебного разбирательства.

Таким образом, изложенные стороной административного истца доводы в полном объеме подтверждены материалами дела и не опровергнуты стороной административного ответчика (соответчиков), на котором (ых) в данном споре лежит бремя доказывания (статья 62 КАС РФ).

В соответствии с п.1 ч.3. ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кетовой ФИО51 к Министерству труда и социальной защиты КБР, Министерству финансов КБР о признании незаконным их бездействия, возложении обязанности совершить все необходимые действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца удовлетворить.

Признать незаконным бездействие административных ответчиков Министерства финансов КБР и Министерства труда и социальной защиты, выразившееся в неисполнении Решения Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ г. о выплате единовременного пособия семье (супруге) умершего судьи Конституционного Суда КБР ФИО52.Кетова.

Установить отсутствие у соответчиков полномочий на решение вопроса о начислении единовременного пособия супруге умершего ДД.ММ.ГГГГ судьи ФИО5 Суда КБР Ю.М.ФИО4.

Обязать административного ответчика Министерство финансов КБР, Министерство труда и социальной защиты КБР совершить все необходимые действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, по исполнению состоявшегося Решения Конституционного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ о выплате единовременного выходного пособия семье (супруге) умершего судьи Конституционного Суда КБР ФИО53.Кетова, как принятого в рамках предоставленных законом полномочий.

Министерству финансов КБР и Министерству труда и социальной защиты КБР сообщить об исполнении настоящего решения суда Кетовой ФИО54 и в Нальчикский городской суд КБР в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий А.А. Сарахов