Дело № 2-2753/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нальчик 6 декабря 2017г.
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего, судьи - Блиевой Р.С., при секретаре - Казиевой Р.Д., с участием: истца - Мерзантова ФИО11, его представителя - Манукяна ФИО12, действующего по доверенности от 05.06.2017г. <адрес>0, удостоверенной нотариусом Нальчикского нотариального округа ФИО8, реестровый №, представителя ответчика - Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике - Шабатуковой ФИО14, действующей по доверенности от 09.01.2017г. №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мерзантова ФИО13 к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, в котором он просит взыскать с Министерства внутренних дел по Кабардино- Балкарской Республике в его пользу денежную компенсацию за неиспользованные отпуска в 1989-1991 г.г., 1993 г., 1995 г., 1996 г., 2002г., 2005г. в размере <данные изъяты>., -
У С Т А Н О В И Л :
Мерзантов А.Ж. обратился в Нальчикский городской суд с иском к Министерству внутренних дел России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - МВД РФ по КБР) с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что он с 1988 года по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних на различных должностях рядового и начальствующего состава, в последнее время занимал должность начальника дежурной части ОБ ДПС ГИБДД МВД по КБР. В связи с произведенными организационно-штатными изменениями, занимаемая им должность была сокращена, и он был выведен за штат в распоряжение МВД по КБР. Ввиду того, что ему с учетом опыта работы и специального звания не была предложена равнозначная должность, он подал рапорт об увольнении. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с он был уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. При решении вопроса об увольнении сотрудниками кадровой службы ему не были произведены компенсационные выплаты за все неиспользованные отпуска, так как за время службы в органах внутренних дел неоднократно, в нарушение трудового законодательства ежегодные отпуска ему не предоставлялись, а за неиспользованные отпуска денежная компенсация не выплачивалась. Его попытки решить этот вопрос во вне судебном порядке, не дали положительного результата. В связи с чем, ссылаясь на нормы действующего законодательства, он вынужден был обратиться в суд с вышеназванным иском.
В судебном заседании истец - Мерзантов А.Ж. и его представитель - Манукян Р.Р., полностью поддержали заявленные требования, просили суд их удовлетворить. При этом, Мерзантов А.Ж. пояснял, что срок для обращения в суд им не пропущен.
В судебном заседании представитель ответчика - Шабатукова Ф.С., просила в иске отказать в связи с пропуском срока обращения в суд и за необоснованностью, полагая, что положения ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться во взаимосвязи со ст. 124 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает непредставление работнику ежегодного отпуска, поэтому отпуска за прошлое время можно предоставлять только за два года и компенсировать непредставленные отпуска только за два года.
Выслушав позиции участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-Ф3 сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В силу ч.6 ст.152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г. № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пропуск срока для обращения в суд является основанием к отказу в иске.
В соответствии с пунктом 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Как усматривается из материалов дела, Мерзантов А.Ж., уволенный 31.03.2016г. получил расчет. Поскольку начало течения срока обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, суд считает необходимым исчислять трехмесячный срок подачи заявления Мерзантовым А.Ж. в суд за защитой своих нарушенных трудовых прав с этой даты. Следовательно, Мерзантов А.Ж. до 30.06.2016г. мог обратиться в суд за защитой своих трудовых прав, что он и сделал, обратившись в суд с рассматриваемым иском 30.06.2016г.
Таким образом, судом, вопреки мнению представителя ответчика, установлено, что истцом не пропущен установленный ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок обращения в суд по своим исковым требованиям.
К доводам стороны истца, что ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться во взаимосвязи со ст. 124 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает непредставление работнику ежегодного отпуска и поэтому отпуска за прошлое время могут предоставлять только за два года, следовательно, и компенсировать неиспользованные отпуска за два года, относится критически, в связи с тем, что положения ст. 124 Трудового кодекса Российской Федерации адресованы как раз работодателю, которому запрещается не предоставлять работнику отпуска в течение двух лет, однако в случае нарушения работодателем требований данной статьи, права работника не могут быть ограничены.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст.56), сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по его желанию, предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска. Предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
За период работы в органах внутренних дел Мерзантов А.Ж. не использовал трудовые отпуска: за 1989-1991 г.г., 1993 г., 1995 г., 1996 г., 2002г. и 2005г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Конвенции N 132 Международной организации труда "Об оплачиваемых отпусках", принятой в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 139-ФЗ) непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что любая часть ежегодного отпуска сверх установленной минимальной продолжительности может быть отложена с согласия работника на период, превышающий тот, который указан в пункте 1 статьи 9, но не выходящий за отдельно установленные пределы.
При этом пункты 1 и 2 статьи 9 Конвенции регулируют сроки предоставления и использования трудовых отпусков, но не определяют и не ограничивают период взыскания испрашиваемой истцом компенсации.
Кроме того, механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.
Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применяются судами при рассмотрении гражданских дел, если данными договорами установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации").
В п. 1 ст. 9 Конвенции N 132 говорится, что использовать отпуск нужно в течение 18 месяцев после окончания года, за который он полагался. В соответствии с п. 2 ст. 8 Конвенции N 132, непрерывную часть отпуска работник должен использовать в течение одного года, а остальную часть отпуска - в течение 18 месяцев считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.
В соответствии со статей 1 Конвенции положения данной Конвенции применяются через национальное законодательство и нормативно-правовые акты в той мере, в какой они не применены иначе посредством коллективных договоров, арбитражных и судебных решений государственных механизмов установления заработной платы или любых других схожих инструментов, в соответствии с практикой данной страны и с учетом существующих в ней условий.
Таким образом, исходя из указанного выше положения Конвенции, в тех случаях, когда национальное законодательство содержит более льготное регулирование по сравнению с нормами Конвенции, должны применяться нормы национального законодательства, коллективные договоры и соглашения, локальные нормативные акты, регламентирующие основные вопросы, касающиеся порядка предоставления, использования и оплаты отпусков.
Однако Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 139-Ф3 "О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции N 132)" (далее - Конвенция N 132) был принят в 2010г. и только с этого времени нормы Конвенции N 132 применимы на территории России.
Следовательно, положения указанной Конвенции к рассматриваемым отношениям, имевшим место до 2005г. не применимы.
Согласно ч.5 ст.37 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на отдых. Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска закреплен в Трудовом кодексе Российской Федерации. Согласно его статьям 114, 122 и 123, ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка предоставляются работнику ежегодно в соответствии с утвержденным работодателем, с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации, графиком отпусков.
Порядок реализации права на отпуск при увольнении работника установлен ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации и заключается в том, что при наличии возможности работодатель по письменному заявлению работника предоставляет ему неиспользованные отпуска с последующим увольнением. При этом днем увольнения считается последний день отпуска. Таким образом, обеспечивает реализацию гарантированного Конституцией Российской Федерации права на отдых тех работников, которые прекращают трудовые отношения по собственному желанию или по инициативе работодателя и на момент увольнения своевременно не воспользовались своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск.
Право на денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска у работника возникает при его увольнении.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N № 3-ФЗ "О полиции" (далее Закон о полиции) и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-Ф3).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о полиции действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Выплата работнику при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска представляет собой специальную гарантию, обеспечивающую реализацию конституционного права на отдых для тех работников, которые прекращают трудовые отношения и по различным причинам на момент увольнения не воспользовались своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 758-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1385-О-О).
Право на отдых, провозглашенное частью 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации, в соответствии со статьей 24 Всеобщей декларации прав человека относится к числу основных прав.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции", сотрудник полиции имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.
Часть 1 статьи 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-Ф3 предусматривает, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-Ф3 сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков: за стаж службы в органах внутренних дел; за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; за ненормированный служебный день.
В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 названной статьи, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Вместе с тем, п. 154 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 960 (действовавший в период возникновения спорных правоотношений и утративший силу в связи с изданием Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 65, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован ДД.ММ.ГГГГ) предусматривал выплату сотрудникам, увольняемым из органов внутренних дел, денежной компенсации за все отпуска, не использованные до 1 января года увольнения, в полном объеме, независимо от оснований увольнения.
Кроме того, пунктом 101 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 65 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием), предусмотрено, что при увольнении со службы в органах внутренних дел
сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск, в частности, в случае увольнения по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГг. № Порядок обеспечения денежным довольствием был дополнен подпунктом 101.4, согласно которому при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация полностью за все неиспользованные основные и дополнительные отпуска прошлых лет.
Вышеуказанные нормативные правовые акты не допуская разночтения в силу однозначного и четкого изложения, гарантируют сотрудникам органов внутренних дел, при увольнении со службы в органах внутренних дел по их желанию выплату денежной компенсации полностью за все неиспользованные основные и дополнительные отпуска прошлых лет.
Приказом ФИО5 внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с Мерзантов А.Ж., проходивший службу в органах внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики с 1988 по 2016 годы на различных должностях рядового и начальствующего состава, уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Частью 4 статьи 20 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1026-1 "О милиции" было предусмотрено, что сотруднику милиции предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 суток с предоставлением времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Дополнительный оплачиваемый отпуск сотруднику милиции предоставляется: после 10 лет службы - продолжительностью 5 суток; после 15 лет службы - продолжительностью 10 суток; после 20 лет службы - продолжительностью 15 суток (часть 5 статьи 20 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1026-1 "О милиции").
Вопросы, касающиеся предоставления отпусков сотрудникам органов внутренних дел, были также урегулированы в статье 46 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1 (далее - Положение).
Частью 1 статьи 46 Положения было предусмотрено, что очередной ежегодный отпуск сотрудникам органов внутренних дел предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, а сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, - 45 календарных дней.
Очередной ежегодный отпуск должен быть предоставлен в течение календарного года в соответствии с планами очередных ежегодных отпусков каждому сотруднику органов внутренних дел, кроме тех, кому в соответствии с действующим законодательством разрешается соединение очередных ежегодных отпусков за два года (часть 2 статьи 46 Положения).
Сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы по основаниям, предусмотренным в пунктах "б", "в", "е", "ж", "з" статьи 58 данного Положения, по их желанию предоставляется очередной ежегодный отпуск. За неиспользованный в году увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация в порядке, определяемом ФИО5 внутренних дел Российской Федерации (часть 6 статьи 46 Положения).
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 300 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" был определен порядок предоставления отпусков сотрудникам органов внутренних дел, в пункте 15.12 которого было указано, что основанием для предоставления отпуска и выдачи отпускного удостоверения является план очередных ежегодных отпусков и рапорт сотрудника с резолюцией непосредственного начальника.
Приказы о предоставлении отпусков не издаются. Учет отпусков ведется в годовых планах очередных ежегодных отпусков, в которых делаются отметки о предоставлении отпуска либо об убытии сотрудника к новому месту службы, либо увольнении (пункт 15.9 названной Инструкции).
Аналогичные положения содержались и в пунктах 15.9, 15.12 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 1038.
В соответствии с пунктом 18 Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об улучшении материального обеспечения работников органов внутренних дел ФИО6», который утратил силу с 04.07.2002г. руководителям органов внутренних дел в пределах выделенных ассигнований на содержание органов внутренних дел было предоставлено право оказывать материальную помощь работникам органов внутренних дел, включая лиц рядового и начальствующего состава, направляя на эти цели средства в размере месячного фонда оплаты труда, исчисленного по должностным окладам и окладам по специальным званиям.
Выплата материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел, в том числе при убытии их в отпуск, предусматривалась в абзаце втором пункта 19 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 155 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" и пункте 55 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 960 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".
Часть 1 статьи 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ предусматривает, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.
В соответствии со статьей 58 названного Федерального закона сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков: 1) за стаж службы в органах внутренних дел; 2) за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; 3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; 4) за ненормированный служебный день.
Согласно части 11 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 названной статьи, сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за не использованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Исходя из приведенных нормативных положений законодательства, действовавших в период службы Мерзантова А.Ж. в органах внутренних дел, приказы руководителя о предоставлении сотруднику органов внутренних дел отпуска не издавались, достаточным основанием для предоставления отпуска сотруднику являлась резолюция руководителя на рапорте сотрудника о предоставлении отпуска.
Таким образом, в силу положений действовавшего в оспариваемые истцом периоды законодательства, сведения о предоставлении сотрудникам органов внутренних дел отпусков подлежали фиксации в рапорте сотрудника о предоставлении отпуска, в журнале учета отпусков, отпускных удостоверениях, а также в карточке учета денежного довольствия сотруднику, в которой в обязательном порядке отражалась выплата материальной помощи к предоставляемому отпуску.
В материалах дела имеется письмо ФИО5 внутренних дел по Кабардино- Балкарской Республике от ДД.ММ.ГГГГ за №, из которого следует, что учетные документы по оформлению отпусков за период службы с 1992 года до 2009 года уничтожены за истечением срока их хранения, в связи с чем подтвердить факт наличия неиспользованных истцом отпусков за указанный период не представляется возможным (л.д.41).
Вместе с тем, Мерзантовым А.Ж. суду были представлены полученные им от ответчика копии личных карточек денежного довольствия в отношении него за 1989-1990 годы, 1995-1996 годы, 2002 и 2005 годы.
Кроме того, представителем МВД по КБР представлены и приобщены к материалам дела копии личных карточек денежного довольствия в отношении Мерзантова А.Ж. за 1989-1990 годы (л.д. 56-57, 58-59), 1993-1994 годы (л.д. 60-61), 1995 год (л.д.62- 63), 1996 год (л.д.64-65), 2002 год (л.д.52-53), 2005г. (л.д. 77-80).
Однако это обстоятельство не освобождает сторону ответчика доказывать, что она выполнила свои обязанности по предоставлению очередных отпусков или выдаче за неиспользованные отпуска компенсаций.
В силу абзаца второго пункта 19 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 155 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", утратившего силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 960, материальная помощь в размере двух окладов денежного содержания ежегодно оказывается сотруднику, как правило, при его уходе в очередной ежегодный отпуск, на основании письменного распоряжения начальника, либо в иные сроки - на основании рапорта сотрудника.
В личных карточках учета денежного довольствия указана общая сумма денежного содержания, полученная сотрудником в определенный год за каждый месяц отдельно, а также составные части этого содержания: паёк, оклад, за звание, за выслугу лет и т.д. В указанных документах имеется отдельная графа - «Отметки о нахождении за штатом, в распоряжении, в отпуске, на излечении», поскольку в личных карточках денежного довольствия Мерзантова А.Ж. за спорные периоды, нет указания, что он был в отпуске, это дает суду основание считать, что в спорные периоды истец не использовал трудовые отпуска.
Суд с учетом положений части 1 статьи 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342- ФЗ и пункта 74 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 65, в соответствии с которыми оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, выплачиваемого, в том числе за время основных, дополнительных, а также других видов отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации, а «Личная карточка денежного довольствия (форма №-МВД)» является официальным документом, призванным отражать все без исключения выплаты, производимые сотруднику органа внутренних дел в виде денежного довольствия (пункт 1 Порядка), провел анализ сведений, содержащихся в личных карточках за спорные годы, исходя из того, что во своей структуре «Личная карточка денежного довольствия (форма №-МВД)» состоит из поименованных граф, подлежащих заполнению, в том числе графа - «Отметки о нахождении за штатом, в распоряжении, в отпуске, на излечении».
В карточках за оспариваемые истцом 1989, 1990, 1993, 1995, 1996 годы,нет отметок о предоставлении Мерзантову А.Ж. отпуска за соответствующий год и о выплате ему материальной помощи.
При этом, в карточках учета денежного довольствия Мерзантова А.Ж. за 2002 и 2005 годы имеются отметки о выдаче материальной помощи, а материальная помощь предоставлялась, в том числе и при убытии в отпуск, но не только в связи с убытием в отпуск, поскольку стороной ответчика не заполнены графы - «Отметки о нахождении за штатом, в распоряжении, в отпуске, на излечении» за эти годы и также не представлены доказательства того, что в указанные годы Мерзантову А.Ж. предоставлялись отпуска, суд приходит к выводу, что Мерзантову А.Ж. в 2002г. и 2005г. отпуск не предоставлялись.
В соответствии с п. 11 ст. 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 части 2 либо пунктом 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 данного Федерального закона, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.
Следовательно, Мерзантов А.Ж.мог требовать компенсацию за неиспользованные отпуска, т.к. он имел право на предоставление ему перед увольнением возможности использования не использованных им отпусков.
Причем, в соответствии с вышеуказанными специальными нормами, которые подлежат применению, предоставление отпуска является безусловным, не зависимо от возможности работодателя предоставить его, и зависит только от желания самого сотрудника использовать эти отпуска перед увольнением, поэтому при отсутствии желания их использовать он имеет право получить за них компенсацию.
Вышеперечисленные обстоятельства дают суду основание считать, что при увольнении Мерзантова А.Ж. из МВД по КБР были нарушены нормы действующего законодательства, которые привели к тому, что его незаконно лишили возможности получить компенсацию за неиспользованные до увольнения отпуска.
Системное толкование материалов настоящего гражданского дела и действующего законодательства дает суду основание сделать вывод, что исковые требования Мерзантова А.Ж. в пределах заявленных им требований, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска, проверенный судом, являются верным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, -
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования Мерзантова ФИО15.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике в пользу Мерзантова Али ФИО16 денежную компенсацию за неиспользованные отпуска в 1989-1991 г.г., 1993 г., 1995 г., 1996 г., 2002г., 2005г. в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарский Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированном виде.
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий - Р.С.Блиева
Копия верна:
Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева
Решение вступило в законную силу «_____» ______________________2018г.
Судья Нальчикского горсуда Р.С.Блиева