НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика) от 07.02.2024 № 2А-385/24

07RS0001-02-2023-005456-55

Дело № 2а- 385/24

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нальчик 7 февраля 2024г.

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего, судьи – Блиевой Р.С., секретаре –Тлепшевой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике к ФИО2, в котором оно просит:

взыскать с ФИО2 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике в счет неисполненной обязанности по уплате:

транспортного налога за 2019 год в размере 457 руб.;

налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 19240 руб. и пени в размере 1261,58 руб.;

пени по НДФЛ по требованию по состоянию на 23.07.2021г. в размере 1 615,38 руб., начислены с 01.03.2019г. по 30.05.2021г.;

пени по НДФЛ по требованию по состоянию на 23.07.2021г. в размере 320,79 руб., начислены с 16.01.2020г. по 22.07.2021г.

Итого общая сумма 22 894,75 руб., -

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по КБР (далее Управление) обратилось в суд с административным иском к административному ответчику – ФИО2, с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что Управление обратилось с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание транспортного налога, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с ФИО2, к мировому судье судебного участка Нальчикского судебного района КБР. Мировой судья судебного участка Нальчикского судебного района КБР ФИО4, своим определением от 07.04.2023г. отменил судебный приказ по делу а-4940/2021 и разъяснил, что заявленное требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в порядке искового производства.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Административный ответчик имеет не исполненную обязанность по уплате транспортного налога, НДФО, страховых взносов в сумме 22894,75 руб.

Данная сумма задолженности образовалась в связи с неуплатой ФИО2 транспортного налога на основании гл. 28 (Транспортный налог) Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), Закона Кабардино- Балкарской Республики от 28.11.2002г. -Р3 «О транспортном налоге» (принят Парламентом КБР 26.11.2002г.); взимание налога на доходы физических лиц (НДФЛ), регулируются главой 23 НК РФ.

Должнику согласно ст. ст. 52, 69 НК РФ были направлены соответственно налоговые уведомления от 03.08.2020г. (расчет транспортного налога), 29982644 от 03.08.2020г. и требования об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2020г., по состоянию на 23.07.2021г. (прилагаются).

Расчет транспортного налога:

Формула расчета налога:

Налог=налоговая база х ставка, руб. х (количество месяцев владения /12

ЛАДА 219010 LADA GRANTA, государственный номер Т443АВ163, 87 - лошадиные силы:

1)2019 год, 87х 5.25 х 12/12 = 457 руб., налоговая ставка - 5.25 (руб.) установлена ст.6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-Р3 «О транспортном налоге» (принят Парламентом КБР ДД.ММ.ГГГГ).

НДФЛ.

Особенности исчисления и (или) уплаты НДФЛ по отдельным видам доходов устанавливаются ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

Физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают налог с полученного дохода, а также представляют налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом (ст. 228, 229 Кодекса).

Таким образом, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в сроки, установленные ст.229 НК РФ (п.5 ст.227 НК РФ). Согласно п.1 ст.229 НК РФ по общему правилу налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (и.6 ст.227 НК РФ).

Налогоплательщик представил декларацию по форме 3-НДФЛ за 2020 год, где сумма НДФЛ подлежащая уплате в бюджет составила 19 240 руб., которые необходимо было уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ (прилагается).

Расчет пени по НДФЛ:

- пени по НДФЛ по требованию по состоянию на 23.07.2021г. в размере 1 615,38 руб., начислены с 01.03.2019г. по 30.05.2021г.

- пени по НДФЛ по требованию по состоянию на 23.07.2021г. в размере 320,79 руб., начислены с 16.01.2020г. по 22.07.2021г.

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога, начиная со следующего дня после окончания указанного срока (и. 3 ст. 75 НК РФ). Пени рассчитываются с применением 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования, установленной Банком России для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно).

В статье 85 НК РФ установлены обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Налоговый орган владеет банком информации об имуществе, транспортных средствах, о месте прописки налогоплательщика в соответствии с предоставленной информацией регистрирующих органов. Право на объект налогообложения и расчет пени приводится в Приложение .

В соответствии с п.4 ст.31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Согласно абз.2 п. 3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Мировой судья судебного участка Нальчикского судебного района КБР своим определением от 07.04.2023г. отменил судебный приказ. Срок для обращения в суд истекал 08.10.2023г.

Таким образом, в нарушение и.2 ст.44 и п.1 ст.45 НК РФ административный ответчик свои обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пени до сих пор не исполнил.

Административный истец - Управление Федеральной налоговой службы по КБР, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечило явку в суд своего представителя.

Суд по правилам ч.2. ст. 150 КАС РФ решил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Судебное уведомление, неоднократно направленное в адрес административного ответчика – ФИО2, вернулось в суд с отметкой Почты России «истек срок хранения».

В соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

На основании вышеизложенного суд считает возможным рассмотрение административного истца - Управления к ФИО2 без его участия в соответствии ч.2 ст. 150 КАС РФ, с целью не затягивания рассмотрения настоящего дела, поступившего в суд 05.10.2023г.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными данным Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Административный ответчик имеет не исполненную обязанность по уплате транспортного налога, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и пени по ним в размере 22894,75 руб.

Данная сумма задолженности образовалась в связи с неуплатой ФИО2 транспортного налога на основании гл. 28 (транспортный налог) Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.2002г. -Р3 «О транспортном налоге» (принят Парламентом КБР 26.11.2002г.); налога на доходы физических лиц, на основании гл.23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Должнику согласно ст. ст. 52, 69 НК РФ были направлены соответственно налоговые уведомления от 03.08.2020г. (расчет транспортного налога,) 29982644 от 03.08.2020г.,и требования об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 16.12.2020г., по состоянию на 23.07.2021г.

Расчет транспортного налога и налога на доходы физических лиц проверенный судом является верным.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.1, п.2, п.4 ст. 69 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех, месяцев со дня выявления недоимки.

Конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют налоговые отношения. Общепризнано, что конституционно-правовая норма конкретизируется в актах текущего законодательства. В то же время это отнюдь не означает, что в правоотношениях реализуются только нормы «подконституционных» законов. Так, уплата налога является реализацией норм Налогового кодекса Российской Федерации, иных налоговых законов, но одновременно - и нормы ст. 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей обязанность каждого платить законно установленные налоги.

Конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы вытекает из принципа публичной цели взимания налогов и сборов. В связи с этим в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П (п. 3) предусмотрено, что: «...государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества». Иначе говоря, в обязанности платить налог воплощен интерес всех членов общества. В этом проявляется социальная функция налогов.

Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материала административного дела следует, что мировой судья судебного участка Нальчикского судебного района КБР своим определением от 07.04.2023г. отменил судебный приказ по делу а-4940/2021 в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения. Срок для обращения в суд истекал 08.10.2023г.

Налоговый орган 05.10.2023г., т.е. в установленные процессуальные сроки обратился с административным исковым заявлением в Нальчикский городской суд КБР.

Налоговым органом принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм транспортного налога и налога на имущество физических лиц, а также пени, в связи с чем, было подано заявление о вынесении судебного приказа и после его отмены, предъявлен рассматриваемый административный иск.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Административный ответчик мер по погашению задолженности на день рассмотрения иска судом, не предпринял, что подтверждается представленными в суд документами.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст. 23 НК РФ).

Так, согласно п.2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом.

По смыслу положений ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате пеней выносится одновременно с требованием об уплате налога, направляется налогоплательщику однократно с соблюдением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков и порядка принудительного взыскания.

Учитывая изложенное, принимая во внимание несвоевременное исполнение административным ответчиком – ФИО2, обязанности по уплате налогов и пени, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования налогового органа, полагая их обоснованными.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2005, N 8, ст. 654, N 12, ст. 1042, N 23, ст. 2270) и на основании приказа Минфина России от 17.07.2014г. N 61н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" утверждены Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных, Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу, Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации.

Управление Федеральной налоговой службы по КБР является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Управление подконтрольно ФНС России.

В связи с тем, что в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов Управление Федеральная налоговая служба России по Кабардино-Балкарской Республике освобождается от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п.п. 8 п.1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с данной главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании вышеизложенного государственная пошлина с учетом удовлетворенных исковых требований в размере 22894,75 руб. подлежит взысканию в пользу Местного самоуправления городского округа Нальчик с ФИО2 в размере 887 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л :

Административный иск Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике в счет неисполненной обязанности по уплате:

транспортного налога за 2019 год в размере 457 руб.;

налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 19240 руб. и пени в размере 1261,58 руб.;

пени по НДФЛ по требованию по состоянию на 23.07.2021г. в размере 1 615,38 руб., начислены с 01.03.2019г. по 30.05.2021г.;

пени по НДФЛ по требованию по состоянию на 23.07.2021г. в размере 320,79 руб., начислены с 16.01.2020г. по 22.07.2021г.

Итого общая сумма 22 894,75 руб.

Взыскать с ФИО2 в доход Местного самоуправления городского округа Нальчик государственную пошлину в размере 887 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий - Р.С.Блиева

Копия верна:

Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева

Решение вступило в законную силу «_____» _____________________2024г.

Судья Нальчикского горсуда - Р.С.Блиева