НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Находкинского городского суда (Приморский край) от 05.04.2021 № 12-126/2021

Дело № 12-126/2021

25RS0003-01-2021-001062-09

Р Е Ш Е Н И Е

«05» апреля 2021 года г. Находка Приморского края

Судья Находкинского городского суда Н.Л. Жила, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника по доверенности Приказчик М.Д. в интересах АО «Находкинский судоремонтный завод» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 18 февраля 2021 года о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей

У С Т А Н О В И Л :

18 февраля 2021 года государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора Горожанкина Е.Е. вынесла постановление о привлечении АО «Находкинский судоремонтный завод» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП Российской Федерации и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

С данным постановлением не согласился представитель АО «Находкинский судоремонтный завод», им подана жалоба. В обоснование жалобы защитники (по доверенности) Приказчик М.Д. и Федорова Е.А. пояснили суду, что должностным лицом не доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП Российской Федерации.

Защитники пояснили, что не согласны с выводом административного органа о том, что АО «НСРЗ» в Декларацию ВОС не внесены загрязняющие вещества источников выбросов в атмосферный воздух: 3 колодца диаметров 50*50, расположенные в приемной емкости для хранения мазута.

Приемная емкость хранения мазута учтена в отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и их источников в приложении к Декларации ВОС: расчет нормативов допустимых выбросов Декларации ВОС, а также в производственном экологическом контроле как источник выбросов № 6028.

Расчет произведен по «Методическим указаниям по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров», в соответствии с которыми источниками загрязнения атмосферного воздуха являются дыхательные клапаны резервуаров в процессе хранения и слива жидкостей, при расчете массы выбросов загрязняющих веществ учитывается наименование нефтепродукта, производительность наноса, объем и конструкция резервуара, количество дыхательных клапанов на массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не влияет и в расчетах не учитывается.

Мазут М-100 топочный, согласно Паспорту № 155 по ГОСТ 10585-2013, имеет температуру вспышки 1100 С, и такое интенсивное пароотделение может возникнуть только при температуре нагревания мазута более 1000 С, которое приведет в созданию взрывоопасной ситуации.

В соответствии с п. 5.42 Приказа Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 232 «Об утверждении правил технической эксплуатации нефтебаз» температура подогрева темных нефтепродуктов при хранении, а также при проведении сливоналивных операций должна быть ниже 350 С температуры вспышки нефтепродукта. При проведении сливоналивных операций и хранении мазута АО «НСРЗ» выполняет требования данных правил и не нагревает мазут более 600 С.

К тому же три колодца диаметром 50*50 расположены не в приемной емкости для хранения мазута, а в конденсаторном баке паровой системы, через которые сбрасывается избыточное давление водяного пара. Паровой нагрев емкостей при хранении и сливе нефтепродуктов производится двух трубной паровой системой, разогрев мазута происходит водяным паром, который проходит по трубопроводу и не контактирует напрямую с нефтепродуктами, во избежание обводнения и порчи нефтепродукта. АО «НСРЗ» проводит гидравлические испытания водяной (паровой) системы подогрева мазута, которая соответствует нормативам.

Соответственно водяной пар не является загрязняющим веществом и нормированию не подлежит. В связи с тем, что водяной пар не является загрязняющим веществом, в Декларацию ВОС он не вносится. Кроме того, Декларация заполняется в отношении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р.

Просят постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения либо за его малозначительностью, с учетом того, что к административной ответственности Общество привлекается впервые, правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям.

Выслушав защитников АО «НСРЗ», изучив доводы жалобы, и исследовав материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу:

В судебном заседании было установлено, что в период с 01.12.2020 по 21.12.2020 в отношении АО «Находкинский судоремонтный завод» Дальневосточным межрегиональным правлением Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка, на основании приказа Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении плановой выездной проверки от 18.11.2020 № 610-КНД. Данная проверка проведена с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора на 2020 год, утвержденный приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 30.10.2119 № 544 и приказом о внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора на 2020 год от 15.01.2109 № 26 и приказом о внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора на 2020 год от 20.04.2020 № 367.

Плановая проверка проведена по объекту негативного воздействия на окружающую среду № 05-0125-001833-П, II категория негативного воздействия на окружающую среду, производственная площадка по адресу: 692905, Приморский край, г. Находка, Находкинский проспект, 59. Указанная территория расположена в водоохранной зоне бухта Находка.

В ходе выездной частит плановой проверки должностными лицами Управления 01.12.2020 был произведен осмотр территории Общества – резервуарного парка.

Для приема мазута из железнодорожных цистерн и его хранения на территории Общества расположена мазутная станция, участок слива топлива, приемная емкость и три наземные вертикальные резервуарные емкости для хранения мазута (две объемом пол 1000 м3, одна объемом 2000 м3).

В ходе проведения осмотра 01.12.20209 выявлены следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не учтенные (не указанные) в отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в приложении к Декларации ВОС: расчет нормативов допустимых выбросов и в Декларации ВОС, а также в производственном экологическом контроле как источники выбросов:

- три колодца диаметром 50*50, расположенные в приемной емкости для хранения мазута.

Таким образом, в Декларацию ВОС Общества не внесены следующие загрязняющие вещества источников выбросов в атмосферный воздух: три колодца диаметром 50*50, расположенные в приемной емкости для хранения мазута.

01.12.2020 в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что из трех колодцев, расположенных в приемной емкости 45м3 выделяются загрязняющие вещества в виде пара. Произвести замеры выделений загрязняющих веществ в атмосферный воздух не представилось возможным, ввиду очень низкого потока.

Кроме того, при проведении осмотра резервуарного парка присутствовал характерный запах нефтепродуктов.

Исследовав все доказательства в их совокупности, дав им полную и надлежащую оценку, административный орган пришел к обоснованному выводу, о несоблюдении АО «НСРЗ» экологических требований при эксплуатации резервуарного парка.

С данными выводами суд соглашается в полном объеме, так как они сделаны на полном, всестороннем исследовании.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об охране атмосферного воздуха" вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 8, 10 ст. 15 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В силу положений ч. 1 ст. 30 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Пунктом 6 Положения "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", утвержденного Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 14.07.2017), действовавшего на момент совершения административного правонарушения, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица, индивидуального предпринимателя в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указанных юридического лица, индивидуального предпринимателя или их отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В целях реализации одного из принципов охраны окружающей среды, закрепленного статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ, а именно - ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды - юридическое лицо, виновное в допущенных нарушениях, должно быть привлечено к соответствующему виду ответственности.

Таким образом, в действии (бездействии) юридического лица АО «Находкинский судоремонтный завод» содержится состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, а именно: несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Доказательств невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлено.

Доводы защитников об отсутствии состава административного правонарушения в действиях АО «НСРЗ», направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, и не ставят под сомнение наличие в действиях Общества объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.

Утверждения защитников о том, что водяной пар не является загрязняющим веществом и нормированию не подлежит, представляются незаслуживающими внимания, поскольку при проведении должностными лицами Управления осмотра резервуарного парка 01.12.2020 присутствовал характерный запах нефтепродуктов, что отражено в акте проверки от 29.12.2020 № 610-КНД.

Вина АО «НСРЗ» в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП Российской Федерации, полностью доказана и его действия по данной статье административным органом квалифицированы верно.

Доводы Общества не опровергают правильность сделанных государственным инспектором выводов и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального или процессуального права при рассмотрении настоящего дела.

Оснований для переоценки выводов должностного лица, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется, и поводы к отмене постановления отсутствуют, наказание Обществу назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП Российской Федерации минимальное, в соответствии с санкцией ст. 8.1 КоАП Российской Федерации, и в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.

Поскольку доводы жалобы в части оценки доказательств и фактических обстоятельств дела, недоказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП Российской Федерации сводятся к оспариванию установленных административным органом фактических обстоятельств дела, переоценке доказательств и проведению повторного слушания в целях получения нового постановления, они должны быть отклонены.

Совершенное АО «НСРЗ» административное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, что не позволяет признать вменяемое Обществу административное правонарушение малозначительным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 18 февраля 2021 года о привлечении АО «Находкинский судоремонтный завод» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей оставить без изменения, а жалобу АО «Находкинский судоремонтный завод» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд г. Находка в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья Н.Л. Жила