НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Находкинского городского суда (Приморский край) от 05.04.2021 № 12-123/2021

Дело № 12-123/2021

25RS0003-01-2021-001059-18

Р Е Ш Е Н И Е

«05» апреля 2021 года г. Находка Приморского края

Судья Находкинского городского суда Н.Л. Жила, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника по доверенности Приказчик М.Д. в интересах АО «Находкинский судоремонтный завод» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 18 февраля 2021 года о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей

У С Т А Н О В И Л :

18 февраля 2021 года государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора Горожанкина Е.Е. вынесла постановление о привлечении АО «Находкинский судоремонтный завод» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

С данным постановлением не согласился представитель АО «Находкинский судоремонтный завод», им подана жалоба. В обоснование жалобы защитники (по доверенности) Приказчик М.Д. и Федорова Е.А. пояснили суду, что должностным лицом не доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП Российской Федерации.

Производственно-экологический контроль по сбросам загрязняющих веществ (фенолы, БПКполн., азот аммонийный, АПАВ, железо, медь, цинк, хром, фосфаты (по фосфору)) проводится на основании ранее разработанных нормативах допустимого сброса в неочищенных ливневых и дренажных водах («Материалы для выдачи разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду»).

Управление Росприроднадзора на основании п. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ отказало в установлении нормативов допустимого сброса и выдаче Разрешения на сброс поверхностных (ливневых и дренажных) вод в бухту Находка без очистки (Отказ № 01-04-11/2705 от 05.05.2011). Также Амурское бассейновое водное управление отказало в предоставлении права пользования водным объектом из-за отсутствия очистки поверхностных вод «Отказ в предоставлении права пользования водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование» (№ 53/2006 от 29.11.2017).

Данные мониторинга о концентрации и массе загрязняющих веществ учитываются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При определении платежной базы, т.к. эти вещества не внесены в расчет нормативов допустимых сбросов Декларации ВОС, учитывается вся масса загрязняющих веществ сбрасываемых в бухту Находка без очистки, с применением повышающего коэффициента. Внесение этих веществ (фенолы, БПКполн., азот аммонийный, АПАВ, железо, медь, цинк, хром, фосфаты (по фосфору)) в Декларацию ВОС будет противоречить п. 1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (Приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118), т.к. разработка НДС в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации – водопользователя, не осуществляется.

При определении платежной базы платы за негативное воздействие на окружающую среду часть массы загрязняющих веществ, при внесении их в Декларации ВОС будет оплачиваться как НДС, без повышающего коэффициента.

Обществом была разработана и направлена на согласование проектная документация «Реконструкция существующей системы ливневой канализации с установкой локальных очистных сооружений для очистки ливневых стоков в территории ПАО «НСРЗ» в районе существующих выпусков №№ 1, 2, 3», в которой рассматриваются очистные сооружения поверхностных сточных вод. На основании паспортных данных очистные сооружения – комбинированный песконефтеуловитель с дополнительным сорбционным блоком, производит очистку стоков по двум веществам: взвешенные вещества и нефтепродукты.

По итогу рассмотрения проектной документации было получено положительное заключение Приморского территориального управления Росрыболовства № 05-12/1457 от 11.03.2019. на очистку ливневых и дренажных вод от нефтепродуктов и взвешенных веществ. В данном заключении указывается, что очистка поверхностных сточных вод производится по двум нормируемым показателям (взвешенные вещества и нефтепродукты).

Основываясь на положительном заключении Росрыболовства и паспортных данных очистного сооружения, в части перечня загрязняющих веществ, были разработаны нормативы допустимых сбросов и внесены в Декларацию ВОС.

Общество в Декларации ВОС указало вещества, нормативы допустимых сбросов, которые разработаны в соответствии с п. 14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333, т.к. НДС должны содержать данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки.

Просят постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения либо за его малозначительностью, с учетом того, что к административной ответственности Общество привлекается впервые, правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям.

Выслушав защитников АО «НСРЗ», изучив доводы жалобы, и исследовав материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу:

В судебном заседании было установлено, что в период с 01.12.2020 по 21.12.2020 в отношении АО «Находкинский судоремонтный завод» Дальневосточным межрегиональным правлением Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка, на основании приказа Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении плановой выездной проверки от 18.11.2020 № 610-КНД. Данная проверка проведена с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора на 2020 год, утвержденный приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 30.10.2119 № 544 и приказом о внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора на 2020 год от 15.01.2109 № 26 и приказом о внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора на 2020 год от 20.04.2020 № 367.

Плановая проверка проведена по объекту негативного воздействия на окружающую среду № 05-0125-001833-П, II категория негативного воздействия на окружающую среду, производственная площадка по адресу: 692905, Приморский край, г. Находка, Находкинский проспект, 59. Указанная территория расположена в водоохранной зоне бухта Находка.

Согласно программе производственного экологического контроля (далее – ПЭК), утвержденной генеральным директором АО «НСРЗ» Н.В. Болгар 23.07.2019, рассчитан показатель суммарного объема сточных вод по каждому отдельному выпуску.

Кроме того, в п. 3,2 ПЭК рассчитан показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему выпуску: взвешенные вещества. нефтепродукты, фенолы, БПКполн., азот аммонийный, АПАВ, железо, медь, цинк, хром, фосфаты (по фосфору).

В соответствии с Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, подписанной генеральным директором Болгар Н.В. 21.02.2019, Общество произвело расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по трем выпускам (выпуска №№ 1, 2, 3) по загрязняющим веществам: взвешенные вещества. нефтепродукты, фенолы, БПКполн., азот аммонийный, АСПАВ, железо, медь, цинк, хром шестивалентный, фосфаты натрия, калия, кальция.

Вместе с тем, в разделе 5 Декларации о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация ВОС) указаны только загрязняющие вещества: взвешенные вещества и нефтепродукты.

Таким образом, в Декларацию ВОС Общества не внесены следующие загрязняющие вещества источников сбросов в атмосферный воздух: фенолы, БПКполн., азот аммонийный, АСПАВ, железо, медь, цинк, хром шестивалентный, фосфаты натрия, калия, кальция, указанные в Декларации о плате за негативное воздействие.

Исследовав все доказательства в их совокупности, дав им полную и надлежащую оценку, административный орган пришел к обоснованному выводу, что АО «НСРЗ» не представлена своевременно полная и достоверная информация о загрязняющих веществах источников загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду.

В соответствии со ст. ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 31.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать, в том числе, сведения декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов.

На основании с. 1 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды

В соответствии со ст. 68 Водного кодекса РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, в действии (бездействии) юридического лица АО «НСРЗ» содержится состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, а именно: Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса

Доказательств невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлено.

Довод защитников, о том, что АО «НСРЗ» в Декларации ВОС указало вещества, нормативы допустимых сбросов, которые разработаны в соответствии с п. 14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333, т.к. НДС должны содержать данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки, несостоятелен и основан на неверном толковании закона, в связи с чем, не влияет на правильность принятого постановления.

Вина АО «НСРЗ» в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП Российской Федерации, полностью доказана и его действия по данной статье административным органом квалифицированы верно.

Доводы Общества не опровергают правильность сделанных государственным инспектором выводов и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального или процессуального права при рассмотрении настоящего дела.

Вместе с тем, при вынесении оспариваемого постановления административным органом не было учтено, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

По смыслу абзаца 9 п. 4 указанных разъяснений, высшей судебной инстанции, если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Вместе с тем, как усматривается из материалов настоящего дела, при вынесении должностным лицом постановлений о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 и ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ, требования ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.

Учитывая, что все нарушения были допущены в результате бездействия юридического лица, выявлены в одно и то же время - в ходе проведения плановой выездной проверки в период времени с 01.12.2020 по 21.12.2020 в отношении АО «НСРЗ», одним и тем же должностным лицом Дальневосточного межрегионального правления Росприроднадзора, оформившим 29 декабря 2020 года один акт по результатам проверки, рассмотрение возбужденных в отношении Общества данных дел об административных правонарушениях подведомственно одному должностному лицу, которым рассмотрены они в один и тот же день – 18 февраля 2021 с вынесением постановлений, юридическое лицо подлежало привлечению к административной ответственности с назначением одного административного наказания в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание.

Оснований для возвращения дела на новое рассмотрение в данном случае, по мнению суда, не имеется, имеется необходимость исключения из оспариваемого постановления указания о назначении юридическому лицу АО «НСРЗ» административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

В остальной части постановление изменению не подлежит. Оснований для переоценки выводов должностного лица, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется, и поводы к отмене постановления отсутствуют.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.

Поскольку доводы жалобы в части оценки доказательств и фактических обстоятельств дела, недоказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации сводятся к оспариванию установленных административным органом фактических обстоятельств дела, переоценке доказательств и проведению повторного слушания в целях получения нового постановления, они должны быть отклонены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 18 февраля 2021 года о привлечении АО «Находкинский судоремонтный завод» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей изменить путем исключения указания о назначении юридическому лицу административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд г. Находка в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья Н.Л. Жила