НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нахимовского районного суда (город Севастополь) от 26.09.2023 № 2А-2703/2023

Дело №2а-2703/2023

УИД 92RS0004-01-2023-002652-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

26 сентября 2023 года г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,

при секретаре судебного заседания – Кузнецовой А.А.,

с участием представителя административного истца Смирнова С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю к Митюшиной ФИО7 о взыскании задолженности по штрафу,

установил:

Истец Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (далее по тексту УФНС России по г. Севастополю) обратился в суд с иском к Митюшиной А.А. о взыскании задолженности по штрафу в размере 4 000,00 руб. Требования мотивированы тем, что Митюшина А.А., ИНН <данные изъяты>, с 01.01.2015 по 23.11.2020 состояла на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № <данные изъяты> по г. <данные изъяты> (далее – Межрайонная ИФНС России № <данные изъяты> г. <данные изъяты>). С 23.11.2020 Митюшина А.А. состоит на учете в УФНС России по г. <данные изъяты>.

В период с 16.01.2015 по 22.03.2021 (дата прекращения деятельности ИП) Митюшина А.А. состояла на учете в Межрайонной ИФНС России № <данные изъяты> по г. <данные изъяты> в качестве индивидуального предпринимателя и, в соответствии с п. 1 ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) являлась плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ единая (упрощенная) налоговая декларация представляется не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. В установленный законодательством сроки единая (упрощенная) налоговая декларация за 2015 год Митюшиной А.А. не представлена, представлена с нарушением срока 19.09.2016. Сумма, исчисленная к уплате, составила 0,00 руб.

С целью соблюдения полноты исчисления и уплаты налогов, Межрайонной ИФНС России № <данные изъяты> по г. <данные изъяты> проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 10.01.2017 № <данные изъяты> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ. Также, в установленный законом срок до 20.04.2016 единая (упрошенная) налоговая декларация за 1 квартал 2016 года Митюшиной А.А. не представлена, представлена 19.09.2016 с пропуском срока. Сумма, исчисленная к уплате, составила 0,00 руб. Межрайонной ИФНС России № 1 по г. Севастополю проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 10.01.2017 № 1628 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ в размере 1 000,00 руб. Митюшиной А.А. в установленный законодательством срок до 20.07.2016 не представлена единая (упрошенная) налоговая декларация за полугодие 2016 года, представлена 19.09.2016 с пропуском срока. Сумма, исчисленная к уплате, составила 0,00 руб. Межрайонной ИФНС России № 1 по г. Севастополю проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 10.01.2017 № 1629 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ в размере 1 000,00 руб. Митюшиной А.А. в установленный законодательством срок до 20.10.2016 не представлена единая (упрошенная) налоговая декларация за 9 месяцев 2016 года, представлена 28.10.2016 с пропуском срока. Сумма, исчисленная к уплате, составила 0,00 руб. Межрайонной ИФНС России № 1 по г. Севастополю проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено решение от 10.01.2017 № 1626 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ в размере 1 000,00 руб.

Таким образом, на дату подачи настоящего иска, обязательства по уплате штрафа в размере 4 000,00 руб. Митюшиной А.А. не исполнены, вышеуказанная сумма в бюджет не поступала, бюджет несет потери. А также просит восстановить пропущенный процессуальный срок.

В судебном заседании представитель административного истца настаивала на удовлетворении требований, а также на удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, возражения на административное исковое заявление не представила.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия административного ответчика Митюшиной А.А., поскольку её неявка не является препятствием к рассмотрению данного дела.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате(доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

По данному факту налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за несвоевременное представление единой (упрощенной) налоговой декларации и назначении наказания в виде штрафа в размере 1 000,00 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Рассматриваемый спор таким случаем не является.

Судом установлено, ответчик Митюшина А.А. с 01.01.2015 по 23.11.2020 состояла на учете в Межрайонной ИФНС России № <данные изъяты> г. <данные изъяты>. С 23.11.2020 Митюшина А.А. состоит на учете в УФНС России по г. <данные изъяты>. Инспекцией в адрес должника были направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №№464, 465, 466, 467 от 09.03.2017, однако в нарушение закона ответчиком не исполнено, образовалась задолженность в указанном размере.

Инспекцией у налогоплательщика выявлена задолженность по уплате штрафа в размере 4 000,00 руб.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом пропущен срок для подачи заявления и отсутствуют уважительные причины для восстановления пропущенного срока.

Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Инспекцией должнику было направлено требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №№464, 465, 466, 467 от 09.03.2017, со сроком исполнения до 01.07.2021 года. Однако в нарушение закона ответчиком штраф не оплачен.

С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд с иском, истек 01.02.2022 года.

В Нахимовский районный суд административное исковое заявление поступило лишь 14.08.2023 года, т.е. по истечении установленного законном шестимесячного срока, одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Вместе с тем, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, исходя из следующего.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога на имущество физических лиц и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения 14.08.2023 года в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском о взыскании суммы штрафа в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Доводы налогового органа об уважительности причин в связи с тем, что у них внедряется новое программное обеспечение не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд налоговому органу как органу, являющемуся специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, поскольку инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В связи с вышеизложенным, требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю к Митюшиной ФИО7 о взыскании задолженности по штрафу - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2023 года.

Председательствующий У.С. Григорьева