НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Нагатинского районного суда (Город Москва) от 08.09.2014 № 2-6189/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 08 сентября 2014 года Нагатинский районный суд г.Москвы в составе председательствующего федерального судьи Шумовой О.В., при секретаре Давыдовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6189/14 по заявлению ОАО «Авиакомпании ЮТейр» об оспаривании акта и предписания Государственной инспекции груда в г. Москве,

 УСТАНОВИЛ:

 ОАО «Авиакомпания ЮТейр» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным акта проверки <№ изъят> от <дата изъята> и предписания <№ изъят> от <дата изъята> Государственной инспекции груда в г. Москве (далее ГИТ в г. Москве), которым на заявителя возложена обязанность устранить нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ссылаясь на допущенные трудовой инспекцией нарушения процедуры проведения внеплановой выездной проверки. В обоснование требований указано, что на основании распоряжения руководителя ГИТ в г. Москве в отношении заявителя с <дата изъята> по <дата изъята> была проведена внеплановая выездная проверка, основанием для проведения которой явилось поступившая информация от заместителя председателя Московской федерации профсоюзов Чиннова С.А. и обращение работника ОАО «Авиакомпании ЮТейр» Сергеева Н.В. Однако ни обращение Сергеева Н.В., ни письмо председателя Московской Федерации профсоюзов не содержат информации о фактах нарушений, а носят формальный неконкретный предположительный характер относительно имеющихся в Авиакомпании нарушений. В своих обращениях Сергеев Н.В. и Чиннов С.А. просят провести расследование обстоятельств несчастного случая, происшедшего с Сергеевым Н.В., что не могло явиться основанием к проведению внеплановой выездной проверки. Не смотря на то, что в распоряжении <№ изъят> от <дата изъята> указано, что внеплановая проверка осуществлялась на основании информации заместителя председателя Московской Федерации профсоюзов и обращения работника Сергеева Н.В., фактически основанием проведения внеплановой проверки являлся приказ руководителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от <дата изъята> <№ изъят> «О проведении совместных внеплановых проверок по обращению работника и заместителя председателя Московской Федерации профсоюзов Чиннова С.А. в авиакомпании «ЮТэйр», расположенной в г. Москва, в г. Тюмень, в г. Сургут». Приказ руководителя Федеральной службы по труду и занятости от <дата изъята> <№ изъят> издан в отсутствии поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, требований прокурора, в связи с чем полагают что оснований для проведении внеплановой проверки не имелось. В нарушение установленной обязанности ГИТ в Москве согласования проведения внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры не произвело. Кроме того, в период проведения проверки Авиакомпании ГИТ в г. Москве в отношении Авиакомпании несколькими органами государственного контроля проводились также проверки ГИТ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и ГИТ в Тюменской области, тем самым в отношении Авиакомпании в один и тот же период были проведены три самостоятельные проверки несколькими органами государственного контроля (надзора) на предмет исполнения одних и тех же обязательных требований.

 Представитель заявителя ОАО «Авиакомпании ЮТейр» в судебном заседании требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив в обоснование правовой позиции заявленных требований по процедуре проведения внеплановой выездной проверки, что Чиннов С.А., как представитель профсоюзной организации, мог обратиться в ГИТ г. Москвы в защиту прав и законных интересов Сергеева Н.В., только в том случае, если Сергеев Н.В. являлся членом Московской федерации профсоюзов, а в интересах всех работников Авиакомпании - только в случае наделения профсоюза полномочиями на представительство. Подтверждения членства Сергеева Н.В в Московской Федерации профсоюзов, а также оформленных полномочий на представительство от всех работников Авиакомпании Чинновым С.А. в ГИТ в г.Москве предоставлено не было и ГИТ в г.Москве его полномочия не проверялись. Полагают, что в отсутствии полномочий профсоюза выступать в защиту интересов работников Авиакомпании проверка соблюдения законодательства в отношении всех работников Авиакомпании и вынесение предписания, которым возложена обязанность совершить действия в отношении коллектива работников Авиакомпании не является законной. Кроме того, пп. 3, 5 - 13 предписания, вынесены с нарушением предоставленных инспекции полномочий, так как по сути данные требования носят характер индивидуального трудового спора, и подлежат рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам и судах. Пункты 3 (возлагающий на Авиакомпанию обязанности по начислению и выплате денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы за сентябрь- декабрь 2013 года) п.п.,7,9,11,12 предписания заявлены по истечении трехмесячного срока для обращения за защитой прав. Пункт 5 предписания, определяющий обязанность Авиакомпании установить уволенным бортпроводникам сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов, с учетом прекратившихся трудовых отношений является не исполнимым. Отдельные выводы Государственной инспекции в г.Москве о нарушении Авиакомпанией законодательства о труде, а соответственно, и пункты предписания противоречат действующему законодательству. Пунктом 5 Акта проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства РФ в Авиакомпании работникам, занимающим должности командира воздушного судна, командира воздушного судна-инструктора, второго пилота и бортпроводника, не установлен ежегодный дополнительный отпуск за работу как работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом Государственной инспекций труда в г. Москве не принято во внимание, что вопросы предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации урегулированы Правилами предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях, утвержденными Приказом МГА СССР от 13.03.1986 N 50. Пунктом 22 указанных Правил установлено, «работникам, пользующимся дополнительным отпуском на основании настоящих Правил, дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, а также за работу с вредными условиями труда не предоставляется». В 2013 году соответствие Правил трудовому законодательству проверялось Верховным судом РФ (решение Верховного суда РФ от 30.01.2013 N АКПИ12-1305). Решением Верховного суда РФ Правила были признаны недействующими только в части указания продолжительности основного отпуска в 12 рабочих дней, и исчисления продолжительности дополнительных отпусков за работу в особых условиях в рабочих днях и установления минимальной продолжительности этих отпусков менее 7 календарных дней. В остальной части (в том числе и п.22) Правила признаны действующими. В силу изложенного, оснований для предоставления работникам, занимающим должности командира воздушного судна, командира воздушного судна- инструктора, второго пилота и бортпроводника, как работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительностью не менее 7 календарных дней, не имеется. В связи с чем п 5 Акта проверки и пункты 10-12 предписания являются незаконными. Пункт 6 Акта проверки и пункт 14 предписания являются незаконными, поскольку Воздушным кодексом РФ установлено ограничение на прием на работу авиационного персонала, имеющего непогашенные или неснятые судимости за совершение умышленного преступления, истребование соответствующей справки входит в обязанности работодателя.

 Заинтересованное лицо ГИТ в г. Москве, извещавшееся о дате и времени слушания дела надлежащим образом, в суд не явилось, возражений не представлено.

 Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела и представленные материалы проверки, суд находит требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

 Согласно статье 254 части 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Судом установлено, что на основании распоряжения (приказа) ио руководителя ГИТ в г. Москве от <дата изъята>. <№ изъят> ГИТ в г. Москве в отношении заявителя ОАО «Авиакомпании ЮТейр» была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (л.д. 12-13), по результатам которой Государственными инспекторами труда составлен акт <№ изъят> от <дата изъята>. (л.д.14-35) и вынесено предписание <№ изъят> от <дата изъята>. (л.д. 36-46), которым на ОАО «Авиакомпании ЮТейр» возложены обязанности устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

 1. В соответствии с требованиями абз. 6 ч. 2 ст. 22 и ч. 6 ст. 136 ТК РФ установить в Коллективном договоре ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», в Правилах внутреннего трудового распорядка ОАО Авиакомпания «ЮТэйр» и трудовых договорах, заключенных с работниками, конкретные дни выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца. В срок до <дата изъята>

 2. В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 4, абз. 1 ч. 3 ст. 4, абз. 6 ч. 2 ст. 22 и ч. 6 ст. 136 ТК РФ выплачивать работникам ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» заработную плату в полном размере не реже чем каждые полмесяца.

 3. В соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ произвести начисление и выплату работникам ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» денежной компенсации за каждый день задержки, допущенный при выплате заработной платы за <дата изъята> - <дата изъята> включительно.

 4. В соответствии с ч. 3 ст. 68 ТК РФ при приеме работников на работу (до подписания трудового договора) знакомить работников под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

 5. В соответствии с требованиями ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» установить всем бортпроводникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную еженедельную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов с момента завершения аттестации рабочих мест, выявившей вредные условия, по <дата изъята> включительно, в т.ч. уволенным.

 6. В соответствии с требованиями ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» предоставлять всем бортпроводникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную еженедельную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов.

 7. В соответствии с требованиями ст.ст. 91, 92 ТК РФ, ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» произвести перерасчет рабочего времени всем бортпроводникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, исходя установленной сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов с момента завершения аттестации данных рабочих мест, выявившей вредные условия, по 13.03.2014 включительно), в т.ч. уволенными.

 8. В соответствии с требованиями ст.ст. 91, 92 и 99 ТК РФ, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» установить количество часов работы, выполненной всеми бортпроводниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сверх установленной сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов с момента завершения аттестации данных рабочих мест, выявившей вредные условия, по <дата изъята> включительно), в т.ч. уволенными.

 9. В соответствии с требованиями ст.ст. 91, 92, 99 и 152 ТК РФ и п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 года №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» произвести оплату в повышенном размере часов работы, выполненной всеми бортпроводниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сверх установленной сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов с момента завершения аттестации данных рабочих мест, выявившей вредные условия, по <дата изъята> включительно (т.е. сверхурочных часов), в т.ч. уволенными.

 10. В соответствии с требованиями ст. 117 ТК РФ, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», а также на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда всем работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предоставить ежегодные дополнительные отпуска из расчета 7 календарных дней за каждый рабочий год с даты утверждения результатов аттестации рабочих мест по <дата изъята> включительно, в т.ч. уволенным работникам, занимаемым ранее указанные должности.

 11. В соответствии со ст. 127 ТК РФ произвести начисление и выплату денежной компенсации всем уволенным работникам, ранее занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за неиспользованные дни ежегодных дополнительных отпусков из расчета 7 календарных дней за каждый рабочий год с даты утверждения результатов аттестации рабочих мест по дату увольнения включительно.

 12. В соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ произвести начисление и выплату всем уволенным работникам ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ранее занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, денежной компенсации за каждый день задержки денежной компенсации за неиспользованные дни ежегодных дополнительных отпусков, допущенные при увольнении работников с даты увольнения по дату ее фактической выплаты включительно.

 13. В соответствии с требованиями части 2 статьи 57 ТК РФ включить в трудовые договоры бортпроводников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, обязательное условие о сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

 14. В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора требовать от лиц, поступающих на работу документы, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

 15. В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации установить в п. 5.9 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» права работодателя и работника при привлечении последнего к сверхурочной работе,

 16. В соответствии с ч. 4 ст. 189 Трудового кодекса Российской в Правилах внутреннего трудового распорядка ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» установить ответственность работодателя (стороны трудового договора)

 17. В соответствии с требованиями ст. ст. 114, 115, 122 ТК РФ предоставлять работникам ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка продолжительность не менее 28 календарных дней, в соответствии с очередностью предоставления, установленной у данного работодателя.

 18. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 123 ТК РФ соблюдать график отпусков, как обязательный для работодателя работников.

 19 В соответствии с требованиями ст. ст. 114, 115, 122, 123, 124 ТК РФ предоставить ежегодные оплачиваемые отпуска работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

 20. В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 123 ТК РФ соблюдать сроки извещения работника под роспись о времени начала отпуска.

 21. В соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2.3.2 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, обеспечить обучение 137 КВС по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, то есть в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны туда, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ.

 22. В соответствии с требованиями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации отстранить от работы (не допускать к работе) 137 КВС осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, как не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда.

 23. В соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2.2.2. «Порядка обучения по охране- труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 и п.7.2.4, п.7.9 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» обеспечить лицом, назначенным приказом, проведение с 35 работниками стажировки и допустить к работе в установленном законом порядке.

 24. В соответствии с требованиями статьи 76, 212 Трудового кодекса Российской Федерации отстранить от работы (не допускать к работе) 35 работников не прошедших в установленном порядке стажировки.

 25. В соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 2.2, п.3.4 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, обеспечить обучение 279 работников «ЗапСиб-Кетеринг» - филиал ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном законом порядке, а именно комиссией образованной в соответствии с п.3.4 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29

 26. В соответствии с требованиями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации отстранить от работы (не допускать к работе) 279 работников «ЗапСиб-Кетеринг» - филиал ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда.

 27. В соответствии с требованиями пункта 1.4.4 главы 1.4 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, и пункта 2 приложения № 1 «ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0- 03.150-00. Межотраслевые Правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок», совместно утвержденных постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 № 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 № 163) (ред. от 20.02.2003) организовать в ОАО «Авиакомпания «Ютэйр» проведение инструктажа на присвоение группы I по электробезопасности не электротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, работником из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III, с оформлением данного инструктажа в журнале учета присвоения группы I по электробезопасности не электротехническому персоналу.

 28. В соответствии с требованиями части 6 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации организовать прохождение работниками, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанных с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности обязательного психиатрического освидетельствования не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

 29. В соответствии с требованиями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации отстранить от работы (не допускать к работе) работников (список работников определен Заключительным актом о прохождении работниками Авиакомпании периодического медицинского осмотра), как не прошедших в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование (л.д. 36-43).

 Считая акт проверки <№ изъят> от <дата изъята> и названное предписание не законным ОАО «Авиакомпании ЮТейр» обратилось с настоящим заявлением в суд.

 В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

 В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 01.09.2012 г. N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

 Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 7 Положения).

 В соответствии со ст. 360 ТК РФ инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

 Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

 Аналогичные названным ТК РФ основаниям проведения внеплановой проверки указаны и в п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации N 875 от 01 сентября 2012 года.

 Пунктом 8 данного Постановления определено, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных ТК РФ.

 Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

 Исходя из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

 Приказом руководителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от <дата изъята> <№ изъят> «О проведении совместных внеплановых проверок по обращению работника и заместителя председателя Московской Федерации профсоюзов Чиннова С.А. в авиакомпании «ЮТэйр», расположенной в г. Москва, в г. Тюмень, в г. Сургут» предписано провести с <дата изъята> по <дата изъята> совместные с государственными инспекциями труда в г. Москве, Тюменской области, Ханты- Мансийском автономном крае внеплановые проверки по обращениям работника «Авиакомпании ЮТейр» и заместителя председателя Московской Федерации профсоюзов Чиннова С.А. в авиакомпании ЮТейр расположенной в г. Москва, в г. Тюмень, в г. Сургут»

 Основанием для названного приказа явилось обращение Московской федерации профсоюзов и работника ОАО «Авиакомпании ЮТейр» Сергеева Н.В. о нарушении трудового законодательства «Авиакомпании ЮТейр».

 При наличии обращений Московской федерации профсоюзов и работника ОАО «Авиакомпании ЮТейр» Сергеева Н.В. у Роструда и ГИТ в г. Москве имелись все основания для проведения внеплановой выездной проверки.

 Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается в случае ее проведения по основаниям, указанным в абз. 4 или 5 ст. 360 Трудового кодекса РФ. А именно в случаях: обращения и заявления граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников; обращения/заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Предварительное согласование с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки, в данном случае не требуется.

 Учитывая, что имело место обращение работника в государственную инспекцию труда и обращение заместителя председателя Московской федерации профсоюзов, в силу изложенной нормы права предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается.

 Доводы заявителя о допущенном при проведении проверки в отношении ОАО «Авиакомпании ЮТейр» принципа недопустимости проведения в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора), проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, закрепленного в п. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», основан на неправильном толковании норм права.

 Согласно ч. 1 ст. 354 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда представляет собой единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

 В силу указанной нормы права все государственные инспекции труда составляют единую централизованную систему, наделены одинаковым объемом прав и обязанностей при осуществлении федерального государственного надзора, являются территориальными органами одного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере труда- Федеральной службы по труду и занятости.

 Принципом недопустимости проведения в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора), проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установлен запрет на одновременное (дублирующее) проведение проверок одного юридического лица несколькими разными органами государственного контроля (надзора), независимыми друг от друга, имеющими свою структуру, функционирующими на основании разных органов государственной власти (субъекта Российской Федерации, Российской Федерации), но имеющие смежные сферы контроля (надзора).

 Таким образом, одновременное проведение проверок в отношении ОАО «Авиакомпании ЮТейр» ГИТ в г. Москве, ГИТ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре и ГИТ в Тюменской области не является нарушением принципа, установленного п. 5 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу, что при проведении внеплановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства ОАО «Авиакомпании ЮТейр» ГИТ в г. Москве порядок ее проведения нарушен не был.

 По результатам внеплановой выездной проверки ГИТ в г. Москве составлен акт и вынесено предписание.

 Как следует из материалов дела и пояснений представителя заявителя в судебном заседании в отношении пунктов 1,2,3 которыми на ОАО «Авиакомпанию ЮТейр» возложена обязанность установить в Коллективном договоре ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», в Правилах внутреннего трудового распорядка ОАО Авиакомпания «ЮТэйр» и трудовых договорах, заключенных с работниками, конкретные дни выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца, выплачивать работникам ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» заработную плату в полном размере не реже чем каждые полмесяца, а также произвести начисление и выплату работникам ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» денежной компенсации за каждый день задержки, допущенный при выплате заработной платы за <дата изъята> - <дата изъята> включительно, заявителем исполнено.

 В отношении пункта 4 (при приеме работников на работу (до подписания трудового договора) знакомить работников под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором), пункта 6 (предоставлять всем бортпроводникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную еженедельную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов), пункта 13 (включить в трудовые договоры бортпроводников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, обязательное условие о сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю) возложенные ГИТ в г. Москве на ОАО «Авиакомпанию ЮТейр» обязанности исполнены, а именно:.

 Статьями 92 и 117 ТК РФ предусмотрены для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов, сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю и ежегодный дополнительный отпуск в порядке, установленном Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 Постановлением Правительства РФ N 870 от 20 ноября 2008 года работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест установлены сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

 Возложенные на заявителя ОАО «Авиакомпании ЮТейр» пунктами 15 (установить в п. 5.9 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» права работодателя и работника при привлечении последнего к сверхурочной работе),16 (установить ответственность работодателя (стороны трудового договора),17(предоставлять работникам ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка продолжительность не менее 28 календарных дней, в соответствии с очередностью предоставления, установленной у данного работодателя), 18 (соблюдать график отпусков, как обязательный для работодателя работников),19(предоставить ежегодные оплачиваемые отпуска работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка),20(соблюдать сроки извещения работника под роспись о времени начала отпуска), также исполнены.

 Возложенные на заявителя предписания обязанности пунктами 21 (обеспечить обучение 137 КВС по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, то есть в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны туда, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ),22(отстранить от работы (не допускать к работе) 137 КВС осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, как не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда), 23(обеспечить лицом, назначенным приказом, проведение с 35 работниками стажировки и допустить к работе в установленном законом порядке),24(отстранить от работы (не допускать к работе) 35 работников не прошедших в установленном порядке стажировки),25(обеспечить обучение 279 работников «ЗапСиб-Кетеринг» - филиал ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном законом порядке),26(отстранить от работы (не допускать к работе) 279 работников «ЗапСиб-Кетеринг» - филиал ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда),27(организовать в ОАО «Авиакомпания «Ютэйр» проведение инструктажа на присвоение группы I по электробезопасности не электротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, работником из числа электротехнического персонала данного потребителя с группой по электробезопасности не ниже III, с оформлением данного инструктажа в журнале учета присвоения группы I по электробезопасности не электротехническому персоналу),28(организовать прохождение работниками, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанных с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности обязательного психиатрического освидетельствования не реже одного раза в пять лет),29 (отстранить от работы (не допускать к работе) работников (список работников определен Заключительным актом о прохождении работниками Авиакомпании периодического медицинского осмотра), как не прошедших в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование) также ОАО «Авиакомпании ЮТейр» исполнены, что документально подтверждено материалами проверки.

 В перечисленных пунктах предписания Государственной инспекции труда в г. Москве ОАО «Авиакомпании ЮТейр» признало факт нарушения трудовых прав работников, чьи интересы защищались Государственной инспекцией труда в г. Москве, и добровольно исполнило предписание в этой части, в связи с чем оснований для признания вышеуказанных пунктов оспариваемого предписания не имеется, а потому в этой части требования подлежат отклонению.

 Что же касается пунктов 5, 7-12 и 14 то суд исходит из следующего.

 Пунктами 5, 7-12 оспариваемым предписанием на заявителя ОАО «Авиакомпании ЮТейр» возложена обязанность:

 пункт 5 -установить всем бортпроводникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную еженедельную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов с момента завершения аттестации рабочих мест, выявившей вредные условия, по <дата изъята> включительно, в т.ч. уволенным

 Пункт 7 -произвести перерасчет рабочего времени всем бортпроводникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, исходя установленной сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов с момента завершения аттестации данных рабочих мест, выявившей вредные условия, по <дата изъята> включительно), в т.ч. уволенными.

 Пункт 8 -установить количество часов работы, выполненной всеми бортпроводниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сверх установленной сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов с момента завершения аттестации данных рабочих мест, выявившей вредные условия, по <дата изъята> включительно), в т.ч. уволенными.

 Пункт 9- произвести оплату в повышенном размере часов работы, выполненной всеми бортпроводниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сверх установленной сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов с момента завершения аттестации данных рабочих мест, выявившей вредные условия, по <дата изъята> включительно (т.е. сверхурочных часов), в т.ч. уволенными.

 Пункт 10-предоставить ежегодные дополнительные отпуска из расчета 7 календарных дней за каждый рабочий год с даты утверждения результатов аттестации рабочих мест по <дата изъята> включительно, в т.ч. уволенным работникам, занимаемым ранее указанные должности.

 Пункт 11 -произвести начисление и выплату денежной компенсации всем уволенным работникам, ранее занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за неиспользованные дни ежегодных дополнительных отпусков из расчета 7 календарных дней за каждый рабочий год с даты утверждения результатов аттестации рабочих мест по дату увольнения включительно.

 Пункт 12 -произвести начисление и выплату всем уволенным работникам ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ранее занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, денежной компенсации за каждый день задержки денежной компенсации за неиспользованные дни ежегодных дополнительных отпусков, допущенные при увольнении работников с даты увольнения по дату ее фактической выплаты включительно.

 В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

 Анализ указанной нормы права позволяет сделать определенный вывод о том, что государственный инспектор труда правомочен выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. При этом работодатель должен иметь реальную возможность устранить выявленное нарушение.

 Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

 В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

 В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

 В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

 Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

 Из анализа данных законоположений и разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 63 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что определяющее значение для квалификации спора как индивидуального трудового имеет неурегулированность разногласий сторон трудового договора по вопросам, связанным с трудовыми правоотношениями, а не избранный работником орган, в который он обратился за защитой своих трудовых прав.

 Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

 Возлагая обязанность установить бортпроводникам сокращенную еженедельную продолжительности рабочего времени - не более 36 часов, произвести перерасчет рабочего времени всем бортпроводникам, установить количество часов работы, выполненной всеми бортпроводниками, произвести оплату в повышенном размере часов работы, выполненной всеми бортпроводниками, предоставить ежегодные дополнительные отпуска из расчета 7 календарных дней за каждый рабочий год за период с момента завершения аттестации рабочих мест по условиям труда по день вынесения предписания с учетом ст. 236 ТК РФ, в т.ч. уволенным, произвести начисление и выплату денежной компенсации всем уволенным работникам, ранее занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за неиспользованные дни ежегодных дополнительных отпусков из расчета 7 календарных дней за каждый рабочий год с даты утверждения результатов аттестации рабочих мест по дату увольнения включительно, произвести начисление и выплату всем уволенным работникам ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ранее занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, денежной компенсации за каждый день задержки денежной компенсации за неиспользованные дни ежегодных дополнительных отпусков, допущенные при увольнении работников с даты увольнения по дату ее фактической выплаты включительно, государственный инспектор труда вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий, поскольку вопрос о начислении и выплате указанных компенсаций за прошлое время, в том числе уволенным по фактическому содержанию является индивидуальным трудовым спором между работниками и работодателем, который подлежит рассмотрению в суде либо в комиссии по трудовым спорам.

 В данном случае имеет место спор между работодателем (ОАО «Авиакомпании ЮТейр») и работающими в настоящее время, его бывшими работниками по вопросам правильности выплаты заработной платы, в той ее части, которая не была начислена работнику, правильности предоставления дополнительных отпусков, а не очевидное нарушение работодателем норм трудового законодательства. Вопрос же о выплате работнику заработной платы, в том числе сверхурочную работу, в силу положений ст. ст. 381, 391 ТК РФ, является индивидуальным трудовым спором и подлежит рассмотрению судом в установленном законом порядке, в связи чем государственная инспекция по труду, выявляя нарушения трудового законодательства, не вправе давать правовую оценку действиям работодателя, разрешая по существу индивидуальный трудовой спор, тем самым подменяя суд.

 В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

 В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании невыплаченной заработной платы и процентов за нарушение срока выплаты заработной платы в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

 Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться в суд с иском за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

 Суд принимает во внимание, что предписания по трудовым спорам инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника. Для защиты этого права самим работником статьей 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок. Оспариваемое предписание в части п. 5,7,8,9,10,11,12 вынесено по истечении установленного Трудовым кодексом РФ трехмесячного срока, в течение которого уволившиеся работники имели возможность обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, при этом данный срок может быть восстановлен только органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор - комиссией по трудовым спорам или судом.

 Учитывая, что пункты 5,7,8,9,10,11,12 оспариваемого предписания вынесены с превышением полномочий, суд находит их не соответствующими требованиям закона, в связи с чем суд находит требования в этой части обоснованными и подлежащими удовлетворению, признав пункты 5,7,8,9,10,11,12 оспариваемого предписания подлежащими отмене.

 Пунктом 14 оспариваемого предписания на ОАО «Авиакомпании ЮТейр» возложена обязанность в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора требовать от лиц, поступающих на работу документы, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

 Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

 Согласно пункта 6 акта проверки следует, что в пункте 2.3 ПВТР ОАО «Авиакомпания ЮТейр» закреплено право работодателя требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ, а именно справку о наличии (отсутствии) судимости, что по мнению государственного инспектора является нарушением ч.1 и ч. 3 ст. 65 ТК РФ.

 При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет документы, поименованные в ст. 65 Трудового кодекса РФ.

 Статьей 64 Трудового кодекса РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, при заключении трудовых договоров допускается ограничение прав отдельных категорий лиц на их заключение.

 Такое ограничение предусмотрено пунктом 3 статьи 52 Воздушного Кодекса РФ, согласно которому на должности авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. При этом следует учитывать, что вопросы погашения и снятия судимости регулируются статьей 86 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).

 Трудовым кодексом РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, при заключении трудовых договоров допускается ограничение прав отдельных категорий лиц на их заключение (ст. 64), представление дополнительных по сравнению с общим перечнем документов (ст. 65), необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам (ст. 67), а также прохождение предварительного медицинского осмотра (ст. 69). На этом основании в п. 3 ст. 52 Воздушного Кодекса РФ установлено ограничение для приема на должности авиационного персонала лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

 Если работодатель принимает на работу авиационный персонал и работников службы авиационной безопасности без предъявления справки об отсутствии судимости, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Согласно данной норме нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу, что пункт 14 оспариваемого предописания возлагающий на заявителя не требовать справку о судимости при приеме на работу, противоречит действующему законодательству, а потому также подлежит отмене.

 В остальной части требования удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление ОАО «Авиакомпании ЮТейр» об оспаривании акта и предписания Государственной инспекции груда в г. Москве удовлетворить частично.

 Признать незаконным и отменить пункты 5,7,8,9,10,11,12,14 предписания Государственной инспекции труда в г. Москве <№ изъят> от <дата изъята>.

 Заявление ОАО «Авиакомпании ЮТейр» об оспаривании пунктов 1,2,3,4,6,13, 15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29 предписания Государственной инспекции труда в г. Москве <№ изъят> от <дата изъята> оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья: Шумова О.В.