НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан) от 26.05.2020 № 2А-3555/20

Дело № 2а-3555/2020

УИД 16RS0042-03-2020-001979-36

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Набережные Челны 26 мая 2020 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Додина Э.А.,

при секретаре судебного заседания Султановой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №14 по Республике Татарстан (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением, указывая, что Файрукшина Э.Р. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 28 сентября 2015 года по 22 августа 2018 года.

20 марта 2018 года налогоплательщик представил в налоговый орган заявление на получение патента на срок 8 месяцев с 01 апреля 2018 года в отношении вида деятельности: экскурсионные услуги. Место осуществления предпринимательской деятельности, согласно заявлению: город Казань, улица Баумана, дом 7 10, квартира 1, численность работников – 3 человека.

27 марта 2018 года налоговый орган направил в адрес налогоплательщика патент от 27 марта 2018 года ....

Сумма налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составит 29 600 рублей из расчета: 740 000 рублей*6% (налоговая ставка) / 12 месяцев*8 месяцев (срок на который выдан патент). Срок уплаты налога – не позднее 30 ноября 2018 года.

Налогоплательщиком добровольно уплачена сумма по налогу взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения за 2018 года, в размере 9 867 рублей. В установленный срок административным ответчиком самостоятельно оставшаяся сумма налога в размере 19 733 рублей в бюджет не уплачена.

Налогоплательщику направлено требование ... от 05 декабря 2018 года об уплате налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 19 733 рублей со сроком исполнения до 25 декабря 2018 года.

Судебный приказ по заявлению Межрайонной ИФНС России №14 по Республике Татарстан о взыскании с должника вышеуказанной суммы вынесен 13 августа 2019 года.

Определением мирового судьи судебного участка №24 по г. Набережные Челны Республики Татарстан судебный приказ отменен 27 августа 2019 года.

Административный истец указывает, что по настоящее время задолженность не уплачена и просит взыскать задолженность по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в размере 19 733 рублей.

Представитель административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. При этом имеется ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствии.

Административный ответчик Файрукшина Э.Р. в судебное заседание не явилась, извещена. При этом представлено ходатайство о рассмотрении административного дела в её отсутствии.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, а также пункту 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за просрочку исполнения обязанности по уплате налога может быть начислена пеня.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, патентная система налогообложения устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 346.44 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой. Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации, документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения. Форма патента и форма заявления на получение патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Патент действует на всей территории субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда законом субъекта Российской Федерации определена территория действия патентов в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия. Индивидуальный предприниматель вправе получить несколько патентов.

Индивидуальный предприниматель подает лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления с описью вложения или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента (за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 10, 11, 32, 33 и подпункте 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) пункта 2 статьи 346.43 настоящего Кодекса) на территории, которая определена законом субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 настоящего Кодекса и на которой он не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган по месту планируемого осуществления указанным индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности, кроме случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

В случае если физическое лицо планирует со дня его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации.

Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента, а в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выдать или направить индивидуальному предпринимателю патент или уведомление об отказе в выдаче патента.

Патент или уведомление об отказе в выдаче патента выдается индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии со статьями 32, 69 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях досудебного урегулирования спора административным истцом выставлено должнику требование об уплате пени по налогам, но безрезультатно.

Произведённые административным истцом расчёты суд находит верными, возражений относительно расчёта пени и относительно исковых требований со стороны административного ответчика не поступило.

Вместе с тем, согласно содержанию статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Проверяя соблюдение административным истцом сроков обращения в суд с данным административным иском, суд исходит из того, что по требованию Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан №... от 05 декабря 2018 года административному ответчику дан срок для уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов до 25 декабря 2018 года, следовательно, административный истец изначально мог обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа до 25 июня 2019 года, то есть шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, поскольку их размер уже превышал 3 000 рублей (л.д. 14).

Однако административный истец обратился к мировому судье судебного участка №24 по судебному району города Набережные Челны РТ с таким заявлением лишь 06 августа 2019 года, что является значительным пропуском срока на такое обращение.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Республике Татарстан подлежит отказу в удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Республике Татарстан к Файрукшиной ФИО4 о взыскании недоимки по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись» Додин Э.А.

Мотивированное решение изготовлено ...