НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан) от 15.03.2018 № 2А-3000/2018

Подлинник данного документа подшит в административном деле № 2а-3000/2018, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ.

КОПИЯ

Дело № 2а-3000/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 марта 2018 года г. Набережные Челны

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Д.Н. Куляпина,

при секретаре А.В. Егорушковой,

с участием представителя административного истца Р.С. Калимуллина,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калимуллина И.Ф. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны Республики Татарстан и Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан о признании незаконными отказов в произведении зачета уплаченной суммы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в счет транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

И.Ф. Калимуллин обратился в суд с административным исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее ИФНС по г. Набережные Челны) в вышеприведенной формулировке, указывая, что 21 ноября 2017 года он обратился в ИФНС по г. Набережные Челны с заявлением о зачете уплаченной суммы в системе «Платон» в счет транспортного налога за автомобиль ... с государственным регистрационным знаком ..., принадлежащий административному истцу на праве собственности. Однако в данной просьбе было отказано по мотиву того, что транспортное средство зарегистрировано за одним лицом, а плательщиком в системе «Платон» является другое лицо. Не согласившись с отказом, И.Ф. Калимуллин обратился с апелляционной жалобой на вышеуказанное решение в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан. Тем не менее, решением от 6 февраля 2018 года в удовлетворении жалобы было отказано. С данными решениями административный истец не согласен, поскольку взносы за 2016 год в систему «Платон» в размере 45 505 рублей 84 копейки в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортным средством, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн были уплачен И.Ф. Калимуллиным, как непосредственным владельцем транспортного средства с карт-счета, открытого в ПАО «Сбербанк». Просит признать отказы ИФНС по г. Набережные Челны, а также Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан в произведении зачета уплаченной суммы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в счет транспортного налога незаконными.

Учитывая заявленные административные исковые требования, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Р.С. Калимуллин административные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что денежные средства в качестве взносов в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения оплачивались непосредственно И.Ф. Калимуллиным посредством интернет сайта через личный кабинет, зарегистрированный в системе для общества с ограниченной ответственностью «Транспортно-Экспедиционная Компания Азимут» (далее – ООО «ТЭК Азимут») с использование банковской карты, принадлежащей административному истцу.

В судебном заседании 13 марта 2018 года представитель ИФНС России по г. Набережные Челны по доверенности Э.А. Исаев административные исковые требования И.Ф. Калимуллина не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что согласно материалам дела, а также представленным в налоговый орган документам собственником транспортного средства ... с государственным регистрационным знаком ... является И.Ф. Калимуллин, а согласно отчетам государственной системы взимания платы «Платон» собственником (владельцем) указанного автомобиля является ООО «ТЭК Азимут», от имени которого в 2016 году осуществлено внесение платы в счет возмещении вреда в размере 45 505 рублей 84 копейки. На судебное заседание 15 марта 2018 года представитель ИФНС России по г. Набережные Челны не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный соответчик - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в суд своего представителя не направили, вместе с тем, представили письменный отзыв на административный иск И.Ф. Калимуллина, в котором просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы» (далее – ООО «РТИТС») на судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. В суд представлены пояснения, в которых представитель ООО «РТИТС» указал, что при изложенных в административном иске обстоятельствах платежи оператором системы взимания платы в счет исполнения обязанности ООО «ТЭК Азимут» в 2016 году по оплате взносов в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, были приняты от третьего лица, так как осуществлялись с указанием расчетной записи, открытой для ООО «ТЭК Азимут».

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан и ООО «РТИТС».

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По делу установлено, что И.Ф. Калимуллин в собственности с 24 февраля 2016 года имеет грузовой-тягач седельный марки ... с государственным регистрационным знаком ..., разрешенной максимальной массой 20 500 кг. (л.д.10).

21 ноября 2017 года И.Ф. Калимуллин обратился в ИФНС России по г. Набережные Челны с заявлением, в котором просил произвести зачет уплаченной суммы в системе «Платон» за 2016 год в счет транспортного налога за автомобиль ... с государственным регистрационным знаком ...

В ответ на указанное заявление заместитель начальника, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Р.Р. Сабирова сообщила административному истцу о том, что в вычете по транспортному налогу за 2016 год заявителю отказано, поскольку транспортное средство зарегистрировано за одним лицом, а плательщиком в системе «Платон» является другое лицо. При этом по состоянию на 19 декабря 2017 года задолженность по транспортному налогу у И.Ф. Калимуллина, включая пени, составляет 26 968 рублей (л.д.7).

Не согласившись с решением ИФНС России по г. Набережные Челны И.Ф. Калимуллин обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.

Решением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса М.Г. Камзеевой от 6 февраля 2018 года в удовлетворении жалобы И.Ф. Калимуллина было отказано (л.д.8).

Проверяя сроки обращения И.Ф. Калимуллина в суд с административным исковым заявлением, суд учитывает, что оспариваемое решение вынесено 19 декабря 2017 года. В установленном порядке данное решение административным истцом было обжаловано в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан. Решение по жалобе принято 6 февраля 2018 года. В суд административный иск подан 21 февраля 2018 года, то есть в пределах процессуального срока, установленного законом для обращения в суд.

Разрешая административные исковые требования, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений налоговых органов, при этом, суд исходит из следующего.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее в настоящей главе - реестр), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее в настоящей главе - плата), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период (пункт 1).

Если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы (пункт 2).

Налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3).

В силу статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

В целях реализации указанной нормы закона принято Постановление Правительства Российской Федерации № 504 от 14 июня 2013 года «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и утвердило Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн") (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил взимание платы осуществляется с использованием Системы взимания платы. При этом системой взимания платы признается совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 1662-р функции оператора системы взимания платы возложены на ООО «РТИТС».

Как видно из представленных ООО «РТИТС» документов в качестве владельца транспортного средства ... с государственным регистрационным знаком ... в реестре транспортных средств системы взимания платы зарегистрировано ООО «ТЭК Азимут». Указанное обстоятельство, в частности, подтверждается копией заявления на регистрацию владельца транспортных средств (юридического лица) в реестре от 18 ноября 2015 года, копией свидетельства о регистрации транспортного средства, согласно которому указанный грузовой автомобиль принадлежал Л.А. Калимуллиной, договором аренды транспортного средства с экипажем № ... от 1 июля 2015 года, заключенного между Л.А. Калимуллиной и ООО «ТЭК Азимут» в лице директора – также Л.А. Калимуллиной.

Кроме того, согласно данным из расчетной записи № ... об операциях по перечислению оператором - ООО «РТИТС» в доход федерального бюджета в 2016 году денежных средств, поступивших от зарегистрированного владельца транспортного средства – ООО «ТЭК Азимут», перечислено 45 505 рублей 84 копейки.

При этом по данным ООО «РТИТС», что не оспаривалось и представителем административного истца, указанные денежные средства были приняты от третьего лица с банковской карты в счет исполнения ООО «ТЭК Азимут» принятой обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортным средством, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Вместе с тем, по смыслу закона льгота (вычет) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, платы в счет возмещения вреда, а также при условии регистрации в реестре транспортных средств в реестре транспортных средств системы взимания платы.

Учитывая, что собственником вышеуказанного грузового автомобиля является И.Ф. Калимуллин, а в системе взимания платы в качестве владельца данного транспортного средства зарегистрировано ООО «ТЭК Азимут», от имени которого и поступали соответствующие платежи в федеральный бюджет, оснований у налогового органа для предоставления И.Ф. Калимуллину льготы (вычета) по транспортному налогу не имелось, а потому суд считает, что оспариваемые решения ИФНС России по г. Набережные Челны и Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан являются законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения заявленных И.Ф. Калимуллиным административных исковых требований.

Доводы представителя административного истца о том, что непосредственно И.Ф. Калимуллиным вносились денежные средства в качестве платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортным средством, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, являются несостоятельными, так как данные платежи административный истец производил через личный кабинет, зарегистрированный за ООО «ТЭК Азимут» и денежные средства в дальнейшем перечислялись оператором в федеральный бюджет именно с расчетной записи ООО «ТЭК Азимут».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Калимуллина И.Ф. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны Республики Татарстан и Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан о признании незаконными отказов в произведении зачета уплаченной суммы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в счет транспортного налога - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: «подпись»

Копия верна:

Судья: Д.Н. Куляпин

Секретарь судебного заседания: А.В. Егорушкова

Решение не вступило в законную силу.

Судья: Д.Н. Куляпин