НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан) от 13.03.2014 № 2-5001/2014

 Дело № 2-5001/2014

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 13 марта 2014 года г. Набережные Челны

 Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

 председательствующего судьи Дементьевой Н.Р.,

 при секретаре Хакимуллиной Р.Р.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Камалиева Д.Р. об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны,

 УСТАНОВИЛ:

 Камалиев Д.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны. В обоснование заявления заявитель указал, что в производстве судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов № 3 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее ОСП № 3 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан) Гафуровой А.М. находится исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного мировым судьей судебного участка № 16 г. Набережные Челны, о взыскании с должника общества с ограниченной ответственностью «Верту» в пользу Камалиева Д.С. задолженности в размере ... рублей. Расчетный счет № ..., на котором имеются денежные средства должника, находится в филиале «Челнинский» ОАО АИКБ «Татафондбанк». Согласно решению старшего государственного налогового инспектора Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Гибашева И.Н. расходные операции по расчетному счету общества с ограниченной ответственностью «Верту» были приостановлены в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неисполнением должником обязанности по предоставлению налоговой отчетности по УСНО. Заявитель считает данное решение незаконным, поскольку приостановление операций по счетам налогоплательщика –организации в банке без указания суммы, подлежащей взысканию налоговым органом в расходные операции, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Однако в нарушение требований, установленных законом, в котором регулируется порядок приостановления денежных операций по счетам налогоплательщика-организации общества с ограниченной ответственностью «Верту», должностное лицо Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны в своем решении сумму, подлежащую взысканию в расходные операции, не указало, тем самым нарушило законные интересы заявителя на получение из банка остальной, причитающейся ему суммы по исполнительному листу. Запросы заявителя в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны и филиал «Челнинский» ОАО АИКБ «Татафондбанк» о предоставлении копии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и доказательства вручения копии решения налогоплательщику обществу с ограниченной ответственностью «Верту» остались без удовлетворения со ссылками на налоговую и банковскую тайну. На основании изложенного, заявитель просит признать действия старшего государственного налогового инспектора Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Гибашева И.Н. незаконными, а решение о приостановлении расходных операций по расчетному счету общества с ограниченной ответственностью «Верту» недействительным.

 Заявитель Камалиев Д.С., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его представитель Кондрашин А.М. в судебном заседании заявление поддержал.

 Заинтересованное лицо - старший государственный налоговый инспектор Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Г. с заявлением не согласился.

 Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Латыпов Д.Д. с заявлением не согласился по мотивам, указанным в письменном отзыве.

 Заинтересованное лицо – общество с ограниченной ответственностью «Верту», извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

 Заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель ОСП № 3 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан Г., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

 Выслушав пояснения представителя заявителя Кондрашина А.М., заинтересованного лица старшего государственного налогового инспектора Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Г, представителя заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Латыпова Д.Д., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Из материалов дела следует, что решением мирового судьи судебного участка № 16 г. Набережные Челны Республики Татарстан от ... с общества с ограниченной ответственностью «Верту» в пользу Камалиева Д.С. взыскано ... рублей в счет возмещения уплаченной по договору суммы, 2000 рублей в счет компенсации морального вреда, всего ... рублей.

 ... судебным приставом-исполнителем ОСП № 3 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан Бакашевой Н.М. на основании исполнительного листа, выданного по указанному решению мирового судьи, возбуждено исполнительное производство ... в отношении должника общества с ограниченной ответственностью «Верту», предметом исполнения по нему является: взыскание задолженности в размере ... рублей в пользу Камалиева Д.С.

 В рамках исполнения данного судебного решения судебным приставом-исполнителем ОСП № 3 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан Гафуровой Э.М. вынесено постановление от ... об обращении взыскания на денежные средства общества с ограниченной ответственностью «Верту», находящиеся на расчетном счете ... в филиале «Челнинский» ОАО АИКБ «Татафондбанк», в пределах ... рублей.

 Письмом от ... № ..., подписанным заместителем управляющего филиала «Челнинский» ОАО АИКБ «Татафондбанк» Ч., на запрос судебного пристава-исполнителя ОСП № 3 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан Г. сообщено, что остаток денежных средств по расчетному счету ... составляет ... рубль ... копеек. По решению налогового органа расходные операции по расчетному счету общества с ограниченной ответственностью «Верту» приостановлены.

 Письмом от ... № 2..., подписанным заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Г., на запрос судебного пристава-исполнителя ОСП № 3 г. Набережные Челны УФССП по Республике Татарстан Г. сообщено, что общество с ограниченной ответственностью «Верту» применяет упрощенную систему налогооблажения (УСНО) с .... В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по предоставлению налоговой отчетности по УСНО, расходные операции по счету общества с ограниченной ответственностью «Верту» приостановлены. В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговых деклараций по соответствующим налогам, в связи с чем, отменить решения о приостановлении операций по счетам не представляется возможным.

 ... представитель заявителя Кондрашин А.М. обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны с заявлением о предоставлении решения о приостановлении операций по счетам в банке в отношении общества с ограниченной ответственностью «Верту» и доказательства получения копии вышеуказанного решения данным Обществом.

 Письмом от ... № ..., подписанным заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Г., Кондрашину А.М. сообщено, что запрашиваемая информация в отношении общества с ограниченной ответственностью «Верту» является налоговой тайной и не подлежит разглашению.

 Суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Из пояснений представителя заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Латыпова Д.Д. следует, что в ходе проведения Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны мероприятий налогового контроля в отношении общества с ограниченной ответственностью «Верту» было выявлено нарушение налогового законодательства, выразившееся в непредставлении обществом с ограниченной ответственностью «Верту» налоговой отчетности по упрошенной системе налогообложения за 2012 год. В связи с чем, в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны было вынесено решение о приостановлении операций по счетам в банке.

 Пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

 Согласно статье 858 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

 Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации руководителю (заместителю руководителя) налогового органа предоставлено право принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 1 и статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

 Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации.Согласно пункту 7 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств.

 Таким образом, банк, получивший решение налогового органа о приостановлении операций по счету организации, обязан приостановить расчетные операции по счету организации с момента получения соответствующего решения.

 Пунктом 9.1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пунктах 3, 7 - 9 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

 При этом следует отметить, что направление в банк для исполнения исполнительного листа не поименовано в указанных нормах Налогового кодекса Российской Федерации, как и в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, в качестве основания для отмены приостановления операций по счетам организации.

 Вместе с тем абзацем 3 пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

 Согласно пункту 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

 в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

 во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

 в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

 в четвертую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

 в пятую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

 Следует отметить, что согласно приведенной очередности платежи в бюджет предшествуют платежам в адрес кредиторов, не относящихся к первой и второй очереди, по исполнительным листам.

 Как указано в Письме Минфин России от ... N ... приостановление операций по счету налогоплательщика-организации в банке в связи с непредставлением налоговой декларации распространяется на указанную операцию (взыскание денежных средств со счета в пользу другой организации).

 Доводы заявителя о том, что старший государственный налоговый инспектор Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Г. не является надлежащим лицом, уполномоченным на вынесение обжалуемого решения, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку судом при рассмотрении дела было установлено, что решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банке было вынесено заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Газизовой Л.Г., старший государственный налоговый инспектор Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Г. является исполнителем, в должностные обязанности которого входит формирование различных решений налогового органа, в том числе решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банке.

 Доводы заявителя о том, что в обжалуемом решении налоговый орган в нарушение абзаца 3 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации не указал сумму, в пределах которой банк прекращает расходные операции по этому счету, вследствие чего были нарушены законные интересы заявителя на получение из банка остальной, причитающейся ему суммы по исполнительному листу, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку решение о приостановлении операций по счетам в банке в отношении общества с ограниченной ответственностью «Верту» вынесено по другим основаниям, а именно в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации.

 На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны о приостановлении операций по счетам в банке было вынесено в рамках соблюдения налогового законодательства и должностным лицом, которое обладало необходимыми полномочиями для принятия соответствующего решения.

 Согласно статье 27 Налогового кодекса Российской Федерации законными представителями признаются для налогоплательщика- организации- лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (руководитель (директор) организации).

 В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

 Уполномоченный представитель налогоплательщика- организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданский законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

 Исходя из толкования вышеприведенных норм следует, что получить решение о приостановлении расходных операций по расчетному счету имеет право уполномоченный представитель общества с ограниченной ответственностью «Верту» на основании доверенности.

 Налоговые органы не вправе представлять третьим лицам полученные от налогоплательщика документы и информацию на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 32, пункта 4 статьи 82 и статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации. Сведения, полученные о налогоплательщике в ходе проведенного налогового контроля, относятся к налоговой тайне, за исключением случаев, перечисленных в пункте 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации. Источник сведений не имеет значения. Так, им может быть как сам налогоплательщик, так и его контрагенты, банк, лицензирующий орган, любые другие лица, которые располагают о нем информацией.

 По делу установлено, что в решении о приостановлении операций по счетам в банке изложена информация, составляющая налоговую тайну: основание для вынесения решения; организация, в отношении которой выносится решение; юридический адрес организации; банк, в котором открыт счет организации, а также банковские реквизиты организации (письмо УФНС России по г. Москве от 31 декабря 2008 года № 09-17/122410).

 Налоговая тайна не подлежит разглашению. К разглашению относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налоговой инспекции. Поэтому налоговые органы не вправе сообщать информацию третьим лицам (Письмо Минфина России от 21.09.2010 №03-02-08/52).

 В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 N 317-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

 Оценив установленные выше обстоятельства в совокупности с приведенными выше нормами, суд не находит в действиях налогового органа нарушения прав Камалиева Д.Р., поскольку судом установлено, что заявитель не является лицом, уполномоченным представлять интересы общества с ограниченной ответственностью «Верту», в связи с чем сведения, которые запрашивает заявитель у Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны, являются налоговой тайной и представление их третьим лицам не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, заявитель как физическое лицо, не включен законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления Камалиева Д.Р. об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья: подпись Дементьева Н.Р.

 Копия верна.

 Судья: Дементьева Н.Р.

 Секретарь суда:

 Решение суда не вступило в законную силу, обжаловано .

 Судья: Дементьева Н.Р.