НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан) от 05.02.2019 № 2-12841/18

Дело № 2-1328/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 февраля 2019 года г. Набережные Челны

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Дементьевой Н.Р.,

при секретаре Машенковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курбанова С.Х, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ...... о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов,

УСТАНОВИЛ:

Курбанова С.Х. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ...... о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов. В обоснование иска указано, что Курбановой С.Х. в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ...... было направлено заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 года. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... письмом ... сообщило истцу, что уплата обязательств по страховым взносам с дохода, превышающего 300000 руб. Курбановой С.Х. за 2014, 2015 года были произведена до даты вступления в силу Постановления Конституционного суда РФ ...-П, перерасчёт сумм страховых взносов, с учетом расхода производится только на основании судебного решения.

На основании изложенного истец просит взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ...... излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2014, 2015 года в размере 195479 руб. 29 коп.

Истец Курбанова С.Х. в судебное заседание не явилась, представитель истицы Петряева И.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, просит обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ...... принять решение о возврате в пользу Курбановой С.Х. излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014, 2015 года в размере 195479 руб. 29 коп.

Представитель ответчика Кривенький В.И. в судебном заседании иск не признал.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулировались Федеральным законом от ... №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), действовавшим в период с ... по ....

Согласно ст. 5 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с нормами статей 18 и 21 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Из материалов дела следует, что Курбановой С.Х. в адрес Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ...... было направлено заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 года.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ...... письмом ... сообщило истцу, что уплата обязательств по страховым взносам с дохода, превышающего 300000 руб. Курбановой С.Х. за 2014, 2015 года была произведена до даты вступления в силу Постановления Конституционного суда РФ ...-П, перерасчёт сумм страховых взносов, с учетом расхода производится только на основании судебного решения.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ...г. N 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» (опубликовано в «Российской газете» 16.12.2016г. ...(286), были признаны взаимосвязанными положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Из указанного правового подхода следует, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

В силу экономического содержания понятия «доход», позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от ......-П, приемлема как для предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения и являющихся налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, так и для предпринимателей, применяющих иные системы налогообложения.

Доказательств наличия у истца обязанности уплатить за 2014, 2015 года страховые взносы в суммах, указанных ответчиком, последний в материалы дела не представил.

Соответственно, начисление Пенсионным Фондом страховых взносов в отношении доходов без учета произведенных расходов, является неправомерным.

По смыслу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от ... № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пункта 2.1 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ......р «О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования», статей 242.1, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) взыскание излишне уплаченных страховых взносов с государственного учреждения, в данном случае с Управления Пенсионного фонда, означает исполнение судебного акта за счет бюджетных ассигнований, предназначенных на осуществление его текущей деятельности и деятельности, направленной на выполнение (обеспечение) оказания соответствующих государственных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от ... №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с ... функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В силу статьи 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ..., осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу положений статьи 21 Закона № 250-ФЗ решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов применительно к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до ..., принимают органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, и направляют его в соответствующий налоговый орган.

Поскольку Пенсионный фонд выносит решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, исполнение которого производится администратором страховых взносов (после ... таковыми являются налоговые органы), в данном случае следует обязать Пенсионный фонд осуществить возврат истцу излишне уплаченных страховых взносов, что предполагает принятие Пенсионным фондом соответствующего решения о возврате соответствующих излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014, 2015 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Курбанова С.Х, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ...... о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ...... принять решение о возврате Курбановой С.Х, излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2014, 2015 года в размере 195479 (сто девяносто пять тысяч четыреста семьдесят девять) рублей 29 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись