Дело: № 2а-3357/2023
УИД: 50RS0028-01-2023-001028-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» сентября 2023 года г. Мытищи Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колесникова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Секриеру А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-7203/2023 по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мытищи Московской области к Пильгуй Виталию Васильевичу о взыскании недоимки, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Мытищинский городской суд Московской области с административным иском, с учетом уточнения, просил: взыскать с ответчика задолженность по платежам в бюджет, а именно страховые взносы на пенсионное страхование за 2017 г. пени в размере 6840,82 руб., страховые взносы на медицинское страхование пени за ДД.ММ.ГГГГ – в размере 1016,26 руб, за ДД.ММ.ГГГГ г. 325,61 руб., налог на имущество, взимаемый по ставкам, применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за ДД.ММ.ГГГГ г. – 872 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – 959 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – 1055 руб. пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 234,66 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком расположенным в границах городских округов: налог в размере 449 руб. – за ДД.ММ.ГГГГ г., 449 руб. за ДД.ММ.ГГГГ г., пени в размере 76,32 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является владельцем земельного участка, квартиры, в отношении которых за должником числится задолженность, кроме того, являясь по ДД.ММ.ГГГГ г. пеня в связи с несвоевременной оплатой обязательных платежей. Требование об уплате исчисленных пени ответчиком не исполнено, при изложенных обстоятельствах последовало обращение в суд.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания уведомлены надлежащим образом, с учетом требований ст.96 КАС РФ.
Суд в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению частично.
Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса Российской Федерации, являются, в силу статьи 400 этого Кодекса, налогоплательщиками налога.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
Порядок и сроки уплаты транспортного налога предусмотрены статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьями 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления и требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Как следует из материалов дела, судебный приказ в отношении ФИО2 отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с поданными на него возражениями.
Согласно штампа входящей корреспонденции данный судебный приказ поступил в ИФНС ДД.ММ.ГГГГ, с указанным исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. С учетом получения в налоговый орган определения об отмене судебного приказа и сроков обращения в суд с административным иском, суд приходит к выводу об уважительности пропуска
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной:
для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Разрешая требования в части взыскания пени за несвоевременную оплату страховых взносов на пенсионное страхование, на медицинское страхование суд исходит из следующего.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и земельного налога - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, законоположения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О).
Материалами дела установлено: Требованием N 15832 от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сообщено налогоплательщику о невыполнении им обязанности по своевременной оплате страховых взносов, срок оплаты был предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика, которое получено ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О).
Между тем, материалы административного дела не содержат ни сведений о фактической уплате налогов, ни доказательств наличия судебных актов о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам, взыскание пеней по которым является предметом настоящего спора. Соответственно, нельзя считать установленным, что налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и имеются основания для применения санкций и взыскания пени в вышеуказанном размере.
Вместе с тем, что касается оплаты страховых взносов на медицинское страхование за 2016 год из представленных выписок АИС НАЛОГ 3 следует, что задолженность административным ответчиком была оплачена, в связи с чем ИФНС обоснованно рассчитаны пени за несвоевременную оплату по недоимки 325,61 руб. по налогу за 2016 год.
С учетом изложенного, в виду отсутствия доказательств оплаты страховых взносов на пенсионное страхование, на медицинское страхование за 2017 г. суд приходит к выводу об отказе ИНФС в части взыскания пени по налогу за 2017 г. по взносам на пенсионное страхование в размере 6840,82 руб., пени по взносам на медицинское страхование по налогу за 2017 г. в размере 1016,26 руб.
Разрешая требования ИФНС по оплате земельного налога за 2020 г, за 2018, пени в размере 76,32 руб., имущественного налога, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налоговая база по земельному налогу определяется в соответствии со статьей 391 НК РФ в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов ФИО3 значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В соответствии со статьей 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, в том числе жилого дома, иного здания, строения, сооружения, помещения.
Судом установлено, что ИФНС в адрес ответчика направлено уведомление об уплате земельного и имущественного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 449 руб. за ДД.ММ.ГГГГ г., квартиру с кадастровым номером №, по адресу <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 872 руб..
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ исчислен налог на имущество (квартиру за ДД.ММ.ГГГГ г.) с кадастровым номером № по адресу <адрес> размере 959 руб.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику исчислен налог – земельный по земельному участку с кадастровым номером № в размере 449 руб. за ДД.ММ.ГГГГ г., по имуществу - квартира с кадастровым номером №, по адресу <адрес> размере 1055 руб. за ДД.ММ.ГГГГ г.
Указанные уведомления получены ответчиком через ЕГПУ личный кабинет налогоплательщика (уведомление – № – получено ДД.ММ.ГГГГ, уведомление – № получено ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с неисполнением обязанности по оплате налога в адрес ответчика направлено требование №, получено ДД.ММ.ГГГГ, требование №- полученоДД.ММ.ГГГГ, требование № получено ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных письменных возражений следует что ответчик является получателем льготы по оплате налога как многодетная семья, представлено удостоверение многодетной семьи.
Статьей 407 Кодекса установлены категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц; многодетные семьи в вышеуказанном перечне отсутствуют.
Во исполнение перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию Федеральным законом от 15.04.2019 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" частью 6.1 статьи 403 НК РФ дополнительно установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 - 5 ст. 403 НК РФ, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Указанная норма позволяет учитывать количество несовершеннолетних детей при определении налоговой нагрузки на их родителей, уменьшая налоговую базу по налогу на имущество физических лиц. Вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, жилой дом) (пункт 6.1 статьи 403 НК РФ).
Федеральный закон N 63-ФЗ в части предоставления многодетным семьям налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ и предусматривает применение указанных норм начиная с налогового периода ДД.ММ.ГГГГ года.
Налоговым кодексом РФ представительному органу местного самоуправления предоставлено право, а не обязанность устанавливать налоговые льготы на имущество отдельным категориям налогоплательщиков, самостоятельно определять основания установления соответствующей налоговой льготы исходя из сбалансированности местного бюджета, с учетом выпадающих доходов и расходов, направленных на решение вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ.
Из представленных выписок из АИС НАЛОГ 3 следует, что о данной льготе сообщено в ИФНС дата окончания льготы установлена ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного оснований для начисления налога и пени земельному налогу у ИФНС не имелось.
В месте с тем, требования истца в части взыскания задолженности по налогу на имущество квартиру с кадастровым номером №, по адресу г<адрес> за ДД.ММ.ГГГГ г. – 872 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – 959 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – 1055 руб. пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 234,66 руб. подлежат удовлетворению, поскольку в письменных возражениях административный ответчик указывает, что данный налог за спорный период им не оплачивался, в виду не поступления уведомления, что опровергается материалами дела.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, применительно к требованиям законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу о правомочности органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, и находит установленными основания для частичного удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мытищи Московской области к ФИО2 о взыскании недоимки, пени,- удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 (№) в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области задолженность по платежам в бюджет, а именно: страховые взносы на медицинское страхование пени за ДД.ММ.ГГГГ г. 325,61 руб.,
налог на имущество, взимаемый по ставкам, применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за ДД.ММ.ГГГГ г. – 872 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – 959 руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – 1055 руб. пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 234,66 руб.
В удовлетворении требований в части взыскания страховых взносов на пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ г. пени в размере 6840,82 руб., страховые взносы на медицинское страхование пени за ДД.ММ.ГГГГ – в размере 1016,26 руб.
земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком расположенным в границах городских округов: налог в размере 449 руб. – за ДД.ММ.ГГГГ г., 449 руб. за ДД.ММ.ГГГГ г., пени в размере 76,32 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23.10.2023.
Судья КОПИЯ Д.В. Колесников