РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2015 года г. Мытищи
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Матросова Н.А.,
при секретаре Скорняковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по труду и занятости населения <адрес>, Министерству социального развития <адрес> о признании приказа в части недействительным, взыскании задолженности по выплате дополнительной денежной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный ежегодный основной и дополнительный отпуск, за ненормированный служебный день, денежной компенсации за задержку выплаты дополнительной компенсации, компенсации при увольнении гражданского служащего, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации при увольнении в связи с ликвидацией,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету по труду и занятости населения <адрес>, Министерству социального развития <адрес>, с учетом многочисленных уточнений просит признать приказ председателя Комитета № л/с от 22.06.2015г. «О ежемесячном денежном поощрении» недействительным в части п. 1.6 в отношении ФИО1, а также взыскать с ответчиков денежные средства в размере 93386,55 рублей, в том числе: 5750,77 рублей – задолженность по выплате дополнительной компенсации; 66639,44 рублей – задолженность по выплате компенсации при увольнении государственного гражданского служащего в связи с ликвидацией государственного органа; 6108,89 рублей - денежную компенсацию за задержку выплаты дополнительной компенсации и компенсации при увольнении гражданского служащего; 2532,30 рублей - увеличение суммы денежной компенсации за задержку выплаты дополнительной компенсации, компенсации при увольнении гражданского служащего, компенсации за неиспользованный отпуск; 12355,15 рублей – компенсация за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день. В обоснование заявленных требований истец указала на то, что с апреля 2009г. она работала по служебному контракту в должности консультанта отдела размещения заказов для государственных нужд, 27.04.2015г. она была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с упразднением государственного органа с 01.07.2015г., 15.06.2015г. она была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы <адрес>, в день прекращения служебного контракта с ней не был произведен расчет, предусмотренный ст. 140 ТК РФ.
ФИО1 в судебном заседании уточненные требования поддержала, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске и с учетом письменных пояснений от 16.12.2015г.
Представитель Управления Федерального Комитета по труду занятости населения <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил отказать в их удовлетворении, указал на то, что критериев не установлено, какая сумма должна выплачиваться по ежемесячному денежному поощрению, на момент увольнения ФИО1 не было установления денежного ежемесячного поощрения.
Представитель Управления Федерального Министерств социального развития <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснения Представитель Управления Федерального Комитета по труду занятости населения <адрес> поддержала, просила отказать в удовлетворении уточненных требований истца, указала на то, что нарушений в начислении и выплате денежных средств истцу установлено не было.
Представитель Управления Федерального Министерства финансов <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования ФИО1 не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснения ФИО2 поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Учитывая положения ст. 35 ГПК РФ, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Представитель Управления Федерального казначейства по <адрес>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Из материалов дела следует, что 01.04.2009г. между Председателем Комитета по труду и занятости населения <адрес> и ФИО1 был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы <адрес> (л.д.5-11).
Из п. 1 указанного служебного контракта следует, что по настоящему служебному контракту гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а Представитель Управления Федерального нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> о государственной гражданской службе.
Согласно дополнительному соглашению № к вышеуказанному служебному контракту «Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности консультанта отдела размещения заказов для государственных нужд, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Комитета по труду и занятости населения <адрес> в соответствии с прилагаемым к настоящему служебному контракту должностным регламентом гражданского служащего и соблюдать служебный распорядок комитета, а Представитель Управления Федерального нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему замещение должности государственной гражданской службы <адрес> в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> о государственной гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> о государственной гражданской службе и настоящим служебным контрактом.
ФИО1 было установлено денежное содержание, которое состоит из: должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы <адрес>, установленный в размере кратном должностному окладу специалиста II категории, (коэффициент кратности 2,4); месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы <адрес> в размере, установленном законодательством <адрес>; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере, установленном законодательством <адрес>; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере, установленном законодательством <адрес>; ежемесячного денежного поощрения и премии, выплачиваемых в соответствии с Положением о премировании и денежном поощрении государственных гражданских служащих <адрес>, замещающих должности гражданской службы <адрес> в комитете; ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты> в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации и <адрес> (п. 9 контракта с дополнительным соглашением №).
15.06.2015г. Комитетом по труду и занятости населения <адрес> было издано распоряжение №-рк «Об увольнении ФИО1», в соответствии с которым ФИО1 была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы <адрес> с 15.06.2015г. в связи с упразднением государственного органа, пункт 8.3. части 1 статьи 37 ФИО закона Российской Федерации от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д. 15-16).
Из указанного распоряжения следует, что отделу бухгалтерского учета и отчетности было поручено выплатить ФИО1: дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении с 16.06.2015г. по 27.06.2015г. в соответствии с частью 7 статьи 31 ФИО закона; компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 ФИО закона; компенсацию за неиспользованный ежегодный основной оплачиваемый отпуск за период с 05.11.2013г. по 15.06.2015г. 33 календарных дней и дополнительный отпуск за выслугу лет и ненормированный служебный день за 2015 год в количестве 5 календарных дней, всего 38 календарных дней.
22.06.2015г. председателем Комитета по труду занятости населения <адрес> был издан приказ №л/с «О ежемесячном денежном поощрении». Из п. 1.5, 1.6 данного приказа следует, что гражданским служащим, замещающим должности ведущей и старшей группы категории специалисты и обеспечивающие специалисты было поручено выплатить ФИО1 ежемесячное денежное поощрение в размере 33 % должностного оклада в связи с увольнением с государственной гражданской службы <адрес> 15.06.2015г.
Истец просит признать указанный пункт приказа председателя Комитета по труду занятости населения <адрес>№л/с «О ежемесячном денежном поощрении» недействительным, а также взыскать с ответчиков задолженность по выплате дополнительной денежной компенсации при увольнении, компенсацию за неиспользованный ежегодный основной и дополнительный отпуск, за ненормированный служебный день, денежную компенсацию за задержку выплаты дополнительной компенсации, компенсацию при увольнении гражданского служащего, компенсацию за неиспользованный отпуск, денежной компенсации при увольнении в связи с ликвидацией. Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), в том числе закрепленных статьей 37 Конституции Российской Федерации прав в сфере труда. Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В силу ч. 2 ст. 50 ФИО закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В силу ч. 7 ст. 50 ФИО закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется Представитель Управления Федерального нанимателя.
Часть первая ст. 191 Трудового кодекса РФ закрепляет право работодателя поощрять (в том числе путем выдачи премии) работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, создавая тем самым дополнительный стимул к высокопроизводительному труду, предоставляет работодателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников.
При этом поощрение за труд, определение его формы, размера является правом, а не обязанностью работодателя.
Суд исходит из того, что выплата ежемесячного денежного поощрения, премии и их размер устанавливаются Представитель Управления Федерального нанимателя (работодателем) в соответствии с действующими нормативными актами и локальными актами государственного органа и зависят от индивидуальных показателей выполнения государственным гражданским служащим служебных обязанностей, а также достижения запланированных на расчетный период результатов профессиональной служебной деятельности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт приказа принят в соответствии с законом и полномочиями председателя Комитета по труду и занятости о взыскании заработной платы, а потому оснований к признанию его недействительным не имеется.
При таких обстоятельствах требования истца о признании пункта 1.6 приказа председателя Комитета по труду занятости населения <адрес>№л/с «О ежемесячном денежном поощрении» недействительным не подлежат удовлетворению.
Согласно п. 3.1 статьи 37 ФИО закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае упразднения государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. №, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской служб; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ФИО9 денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Разовые, дополнительные премии, выплаченные государственным гражданским служащим за счет средств, не предусмотренных годовым фондом оплаты труда, не входят в перечень дополнительных выплат, указанных в пункте 2 Правил, в связи с чем, в расчет денежного содержания не включаются.
Судом установлено, что истцом в ее расчете необоснованно была включена при исчислении четырехмесячного денежного содержания дополнительная разовая выплата, произведенная в декабре 2014 года в размере 100360 рублей, в соответствии с приказом председателя Комитета от 26.12.2014г. №л/с «О денежном поощрении».
Премия по итогам работы за 2014 год, выплаченная истице в декабре 2014 года, в расчет четырехмесячного денежного содержания при увольнении не была включена, так как источником ее выплаты являлись средства, не предусмотренные утвержденным годовым фондом оплаты труда Комитета по труду и занятости населения <адрес>, а неиспользованные средства экономии по другим статьям расходов бюджета комитета, которые в соответствии с постановлением <адрес> от 01.12.2014г. №-ПГ «Об увеличении фонда оплаты труда» были перераспределены уведомлением Министерства финансов <адрес> от 25.12.2014г. № на соответствующие цели – единовременную, разовую премию по итогам работы за 2014 год.
Таким образом, требование истца в части выплаты не полностью начисленного и выплаченного денежного содержания суд считает не подлежащим удовлетворению.
Из расчетного листка за май 2015 года следует, что ФИО1 были выплачены денежные средства в размере 42297,25 рублей.
Из расчетного листка за июнь 2015 года следует, что ФИО1 были выплачены денежные средства в размере 36546,48 рублей.
Из расчетного листка за июль 2015 года следует, что ФИО1 были выплачены денежные средства в размере 306487,34 рублей.
Как указывает Представитель Управления Федерального Комитета по труду занятости населения <адрес>, начисление денежного содержания за текущий месяц осуществляется до 25 числа текущего месяца и документы на выплату направляются в Министерство финансов <адрес> не позднее 3 дней до наступления срока выплаты денежного содержания, а уведомления о предлагаемых должностях для прохождения государственной службы в Министерстве или иных органах государственной власти <адрес> или в иных субъектах Российской Федерации специалистам комитета не выдавались по состоянию на 25.06.2015г., принять окончательное решение о выплатах в связи с упразднением комитета в день выплаты денежного содержания, а именно 30.06.2015г., не представлялось возможным.
Суд обращает внимание на то, что отношения, связанные с расторжением служебного контракта, регулируются нормами ФИО закона от 27.07.2004г. №–ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Указанный Закон не содержит требования выплаты данной компенсации в связи с упразднением органа государственной власти в день увольнения, а определяет условие – основание для ее выплаты.
Срок упразднения Комитета по труду занятости населения <адрес> установлен 01.07.2015г., предельные объемы финансирования для осуществления выплат государственным гражданским служащим в связи с упразднением комитета были доведены Комитету Министерством финансов <адрес> в июле 2015 года.
Состав ликвидационной комиссии комитета был утвержден постановлением <адрес> от 01.07.2015г. № «О мероприятиях по упразднению Комитета по труду и занятости населения <адрес>».
В связи с необходимостью проведения организационных мероприятий, связанных с образованием ликвидационной комиссии Комитета по труду и занятости населения <адрес>, компенсационные выплаты при увольнении были осуществлены ликвидационной комиссией упраздненного Комитета одновременно всем государственным гражданским служащим комитета в конце июля 2015 года. Таким образом, нарушений трудового законодательства и законодательства о государственной и гражданской службе ответчиками не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Комитету по труду и занятости населения <адрес>, Министерству социального развития <адрес> о признании приказа в части недействительным, взыскании задолженности по выплате дополнительной денежной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный ежегодный основной и дополнительный отпуск, за ненормированный служебный день, денежной компенсации за задержку выплаты дополнительной компенсации, компенсации при увольнении гражданского служащего, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации при увольнении в связи с ликвидацией - отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья