Дело № 2а-7855/2023
УИД 50RS0028-01-2023-007383-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2023 г. г.о. Мытищи, Московская область
Мытищинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Слободянюка Д.А.,
при секретаре Яркиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области к Козыреву Павлу Геннадьевичу о взыскании задолженности по платежам в бюджет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованиями к административному ответчику о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за ДД.ММ.ГГГГ год налог в размере 479 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год налог в размере 579 руб., пеня в размере 40,65 руб. за ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование требований административный истец указал, что в связи с несвоевременной уплатой вышеуказанных налогов у административного ответчика образовалась задолженность.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц - в рамках заявленных требований и по документам, имеющимся в материалах дела.
Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса Российской Федерации, являются, в силу статьи 400 этого Кодекса, налогоплательщиками налога.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
Порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц определяется статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
На основании пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление; налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьями 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления и требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Материалами дела установлено:
Налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год исчислен налог на имущество: квартира с кадастровым номером №, гараж с кадастровым номером №, иное строение с кадастровым номером № на сумму 579 руб. Срок оплаты установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления уведомления подтверждается почтовым реестром.
Налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год исчислен налог на имущество: квартира с кадастровым номером №, гараж с кадастровым номером №, иное строение с кадастровым номером № на сумму 527 руб. Срок оплаты установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления уведомления подтверждается сведениями с АИС-Налог 3, содержащими в себе почтовый идентификатор.
Налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год исчислен налог на имущество: квартира с кадастровым номером №, гараж с кадастровым номером №, иное строение с кадастровым номером № на сумму 479 руб. Срок оплаты установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления уведомления подтверждается сведениями с АИС-Налог 3, содержащими в себе почтовый идентификатор.
Налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ год исчислен налог на имущество: квартира с кадастровым номером №, гараж с кадастровым номером №, иное строение с кадастровым номером № на сумму 256 руб. Срок оплаты установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления уведомления подтверждается сведениями с АИС-Налог 3, содержащими в себе почтовый идентификатор.
Требованием N № от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сообщено налогоплательщику о невыполнении им обязанности по своевременной уплате налога на имущества за № год в размере 579 руб., начислены пени в размере 7,66 рублей. Установлен срок оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления требования подтверждается почтовым реестром.
Требованием N № от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сообщено налогоплательщику о невыполнении им обязанности по своевременной уплате налога на имущества в размерах 60,34 руб., 527 руб., 364,68 руб., начислены пени в размерах 11,15 руб., 22,47 руб., 41,83 руб. Установлен срок оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления требования подтверждается почтовым реестром.
Требованием N № от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сообщено налогоплательщику о невыполнении им обязанности по своевременной уплате налога на имущества за № год в размере 527 руб., начислены пени в размере 7,84 рублей. Установлен срок оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления требования подтверждается почтовым реестром.
Требованием N № от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сообщено налогоплательщику о невыполнении им обязанности по своевременной уплате налога на имущества за № год в размере 479 руб. Установлен срок оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления требования подтверждается почтовым реестром.
При принудительном взыскании сумм налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.
Таким образом, проверка соблюдения сроков до обращения с заявлением о выдачи судебного приказа входит в компетенцию мирового судьи. Соответственно суд при рассмотрении административного иска после отмены судебного приказа обязан проверить лишь соблюдение установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока.
В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа в указанной части (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Определением мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванный судебный приказ отменен;
С административным иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, в то время как срок на подачу административного искового заявления истек ДД.ММ.ГГГГ.
Представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, в обоснование указано, на не полную укомплектованность штата. Принимая во внимание указанную причину и количество дней пропуска срока на подачу административного искового заявления, суд находит причины пропуска срока предъявления административного искового заявления уважительными и срок подлежащим восстановлению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, применительно к требованиям законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу о правомочности органа, обратившегося с заявленными требованиями.
Требования административного истца в части взыскания задолженности по налогу на имущество: за 2016 год налог в размере 479 руб., за 2018 год налог в размере 579 руб., пени в размере 7,66 руб. подлежат удовлетворению.
Между тем материалы административного дела не содержат ни сведений о фактической уплате налогов, ни доказательств наличия судебных актов о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество за периоды 2013, 2014, 2015, 2017 года. Соответственно, нельзя считать установленным, что налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и имеются основания для применения санкций и взыскания пени в размере 32,99 руб.
На основании положений ст. 114 КАС РФ и ст. 333.19 НК РФ, учитывая удовлетворение исковых требований в полном объеме, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 400 руб.
Руководствуясь статьями 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области к ФИО2 о взыскании задолженности по платежам в бюджет – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 (ИНН №) в пользу ИФНС России по г. Мытищи Московской области задолженность:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: за ДД.ММ.ГГГГ год налог в размере 479 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год налог в размере 579 руб., пени в размере 7,66 руб.
на общую сумму 1 065,66? рублей.
Взыскать с ФИО2 (ИНН №) в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области в удовлетворении требований в части взыскания пени по налогу на имущество за периоды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года в размере 32,99 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2023.
Судья