НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мытищинского городского суда (Московская область) от 17.02.2020 № 2А-5518/19

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

17 февраля 2020 года <адрес>

Мытищинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Литвиновой М.А.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-748/20 по административному иску ИФНС России по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по платежам в бюджет,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по платежам в бюджет в сумме 64 715,99 руб., в том числе: по транспортному налогу, по земельному налогу за период 2014-2016г.г., указав, что ответчик своевременно не исполнил обязанности по уплате задолженности. Налоговая инспекция неоднократно выставляла налоговые уведомления и требования ФИО3 С.Н. об уплате налога. Требования об уплате налога выставлялись не более, чем за три налоговых периода.

Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования поддержал, пояснил, что семья ФИО3 С.Н. является многодетной, однако, с заявлением о предоставлении льготы по уплате налогов он обратился только в 2019г.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В силу требований п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ч. 1 ст. 389 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

На основании ч.1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Согласно ст. 75 НК РФ, пенёй признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Судом установлено, что ФИО3 С.Н. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080408:59, расположенного по адресу: <адрес>, д. Беляниново, площадью 600 кв.м., дата регистрации права 03.02.2012г.

Также он является собственником транспортных средств: автомобили легковые, марка ФИО3 Пертнер, г.р.з. У499УТ190, дата регистрации права 01.1.2012г.; автомобили легковые, марка ВАЗ 2016, г.р.з Р730ЕН50, дата регистрации права 03.02.1996г., автомобили легковые, марка Лада 217130, г.р.з. К988ВО190, дата регистрации права 12.10.2010г., дата прекращения права 22.09.2017г.

В собственности у ФИО3 С.Н. находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. Беляниново, <адрес>, площадью 259,8 кв.м. Дата регистрации права 03.02.2012г.

В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога, пени от 13.02.2017г. , 22.12.2017г. , в котором сообщалось о наличии у него задолженности по транспортному налогу в сумме 5 260 руб., пени в размере 78,29 руб.

13.02.2017г. было направлено требование об уплате сумм налога, пени, в котором сообщалось о наличии у административного ответчика задолженности по земельному налогу в размере 22 660 руб. и пени в размере 123,12 руб.

Налоговая инспекция также выставила ФИО2 требование от 13.02.2017г. , 22.12.2017г. , в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 36 509 руб. и пени 85,58 руб.

Таким образом, общий размер задолженности по налогам, согласно имеющимся в материалах дела документам, составил 64 715,99 руб. за 2014-2016г.г.

Как указывает административный истец, в установленный Законом срок административный ответчик налоги не уплатил. Доказательств обратному в материалы дела не представлено.

Судом установлено, что определением мирового судьи 132 судебного участка Мытищинского судебного района от 11.03.2019г. был отменен вынесенный мировым судьей судебный приказ от 13.09.2018г.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, настоящий административный иск, поступивший в суд 05.09.2019г., подан в установленный законом срок.

Вместе с тем, судом из материалов дела установлено, что семья ФИО3 С.Н. в спорный период являлась многодетной, что подтверждается копией удостоверения и не оспаривается административным истцом.

При этом, согласно ч. 2-5 ст. 26.8, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 151/2004-ОЗ один из родителей (законных представителей) в многодетной семье, освобождается от уплаты транспортного налога, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период, в отношении транспортных средств с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил (до 183,9 кВт) включительно, являющихся объектами налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы.

Действие настоящей статьи не распространяется на легковые автомобили, указанные в настоящем пункте, в отношении которых исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента в соответствии с частью 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, Центральный исполнительный орган государственной власти <адрес>, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере социальной защиты населения <адрес>, который в соответствии с законодательством <адрес> осуществляет учет лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в течение десяти рабочих дней со дня выдачи (признания недействительным) документа, подтверждающего статус заявителя в соответствии с законодательством <адрес>, направляет соответствующую информацию в налоговые органы по месту учета налогоплательщика.

Таким образом, несмотря на то, с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога на недвижимое имущество и автомашину ФИО3 С.Н. обратился 09.10.2019г., ранее информацию о наличии у него льготы, как у многодетного, налоговой инспекции не представил, суд приходит к выводу, что имеются основания для предоставления соответствующей льготы ФИО3 С.Н., поскольку вышеназванным Законом предусмотрено направление документа, подтверждающего статус заявителя, Центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере социальной защиты населения <адрес>, в соответствии с законодательством <адрес> в налоговые органы по месту учета налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания транспортного налога в размере 630 руб. за 2014г., 900 руб. за 2015г., 900 руб. за 2016г., на автомашину ФИО3, в общей сумме 2 430 руб., не имеется.

Таким образом, подлежит взысканию транспортный налог за указанный период по иным вышеназванным транспортным средствам в размере 2 830 руб.

Разрешая требования о взыскании земельного налога, суд исходит из следующего.

Решением Совета депутатов городского округа Мытищи МО от ДД.ММ.ГГГГ N 48/4 "Об установлении земельного налога на территории городского округа <адрес>» установлены категории налогоплательщиков - физических лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога в размере 100 процентов: в том числе, п. 8.10 многодетные родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей. Льгота распространяется на одного из родителей (законных представителей) в многодетной семье.

Аналогичные положения об освобождении от уплаты земельного налога многодетных родителей содержались в ранее действовавшем решении Совета депутатов Мытищинского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ N 27/9 "Об установлении земельного налога на территории Мытищинского муниципального района <адрес>" с учетом изменений, внесенных Решением Совета депутатов городского округа Мытищи МО от ДД.ММ.ГГГГ N 3/10 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Мытищинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 27/9 "Об установлении земельного налога на территории Мытищинского муниципального района <адрес>", а также в решении Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ N 3/3 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района <адрес>", с учетом впоследствии внесенных в него изменений.

Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имеется льгота по земельному налогу, которая положена ему в силу закона.

Кроме того, в соответствии со ст. 396 НК РФ в случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10 пункта 5 статьи 391 настоящего Кодекса, и имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

При этом, как усматривается из информации ФНС России "ФНС России разъяснила порядок применения льгот при налогообложении имущества физлиц за 2019 год" пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, владельцы хозпостроек не более 50 кв.м. могут не направлять заявления о предоставлении налоговых льгот. В настоящее время для них действует беззаявительный порядок: налоговый орган применяет льготы на основании сведений о льготниках, полученных при информационном обмене с ПФР, Росреестром, региональными органами соцзащиты.

При таких обстоятельствах суд полагает правильным отказать во взыскании земельного налога за испрашиваемый административным истцом период.

Вместе с тем, как усматривается из решения Совета депутатов городского округа Мытищи МО от ДД.ММ.ГГГГ N 6/3 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа <адрес>", от уплаты налога на имущество физических лиц в части имущества (доли имущества), зарегистрированного на территории городского округа <адрес>, освобождаются:

4.2. Многодетные родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей. В том числе семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет. Льгота распространяется на одного из родителей (законных представителей) в многодетной семье.

Освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц для многодетных семей также было предусмотрено решением Совета депутатов Мытищинского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ N 27/8 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Мытищинского муниципального района <адрес>".

В требовании об уплате налога от 21.09.2017г. содержатся сведения о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2015-2016г.г. в размере 36 509 руб.

В указанной взаимосвязи, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании налога на имущество физических лиц (жилой дом) за 2015-2016г.г. ввиду наличия у ФИО3 С.Н. льготы, как многодетной семье.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с административного ответчика земельного налога (на земельный участок) и налога на имущество физических лиц (жилой дом) за спорный указанный административным истцом период.

Таким образом, административный иск подлежит частичному удовлетворению в сумме 2 830 руб. – транспортный налог за 2014-2016г.г.

При этом, суд полагает возможным освободить административного ответчика от взыскания пени в силу вышеизложенных установленных судом обстоятельств.

Руководствуясь ст. ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ИФНС России по <адрес> к ФИО2 задолженности по платежам в бюджет – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 (ИНН 502938049319) задолженность по транспортному налогу в сумме 2 830 руб. за 2014-2016г.г.

В удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени, транспортному налогу в большем размере – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 16.03.2020г.