НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мытищинского городского суда (Московская область) от 05.12.2023 № 2А-8431/2023

Дело № 2а-8431/2023

50RS0028-01-2023-007847-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2023 г. г. Мытищи Московская область

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Колесникова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Секриеру А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8431/2023 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области к Татаровой Татьяне Ивановне о взыскании задолженности по платежам в бюджет,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнения требований, просил взыскать с ФИО2 задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 32448 руб., недоимку по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации в размере 8426 руб. за ДД.ММ.ГГГГ год.

В обоснование требований административный истец указал, что по сведениям Инспекции ФНС России по г. Мытищи Московской области, полученным в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, гражданка ФИО5 имеет задолженность по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ г.

До настоящего времени административным ответчиком задолженность по страховым взносам не уплачена, что послужило основанием для обращения ИФНС России по г. Мытищи области в суд.

Представитель административного истца явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание явился, в удовлетворении исковых требований просил отказать, производство по делу прекратить.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в административном деле, проверив и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пункт 2 статьи 48 НК РФ предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В силу части 3.1 статьи 1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьёй по правилам главы 11.1 КАС РФ.

По существу заявленного требования мировым судьёй выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 КАС РФ).

По смыслу положений глав 11.1 и 32 КАС РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии такого заявления.

В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС Российской Федерации).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отменен судебного приказа (часть 2 статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа – предъявление административного иска.

Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьёй. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным.

Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 123.8 КАС Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявление о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.

Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отменен судебного приказа.

Материалами дела подтверждается, что налоговый орган обращался к мировому судье судебного участка № 348 Мытищинского судебного района Московской области с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания с ФИО2 имеющейся задолженности.

ДД.ММ.ГГГГ. судебный приказ был отменен, в связи с поступившими от ФИО2 возражениями.

Административное исковое заявление поступило в адрес Мытищинского городского суда Московской области вместе с заявлением о восстановлении срока на обращения в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ., что следует из штампа на исковом заявлении.

Установленный п. 3 ст. 48 НК РФ срок не является пресекательным; пропущенный по уважительной причине, он может быть восстановлен судом.

Изложенные в ходатайстве обстоятельства послужившие несвоевременному обращению налогового органа в суд, суд считает уважительными, таким образом подлежит восстановлению.

В силу п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.

В силу статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса РФ, адвокат, уплачивающий налог на доходы физических лиц, определяет размер страховых взносов исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.

Статьей 432 НК РФ предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками самостоятельно, и уплачиваются взносы не позднее 31 декабря текущего года.

Из правовой позиции изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П следует, что обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Из пояснения административного ответчика следует, что до ДД.ММ.ГГГГФИО5 была зарегистрирована в качестве адвоката и, соответственно, была обязана уплачивать страховые взносы.

В соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, административному истцу были представлены сведения о сальдо расчетов по страховым взносам и задолженности по страховым взносам за 2018 г.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу положений ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере или в размере, исчисленном в соответствии с пунктом 1.4 статьи 430 настоящего Кодекса, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Плательщики страховых взносов, должны заплатить страховые взносы в фиксированном размере за 2018 год не позднее 31 декабря текущего года. Однако, уплачивать эти суммы можно в течение текущего года, не дожидаясь окончания года.

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за 2021 год плательщиками (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, медиаторами, нотариусами, занимающимися частной практикой, арбитражными управляющими, оценщиками, патентными поверенными и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового Кодекса РФ.

Сумма уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от размера дохода. Если доход не превышает 300 тысяч рублей, то размер фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование составляет 32448 рублей. Годовая сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование составляет 8426 рублей в 2021 году.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в установленные сроки, административным истцом в адрес ФИО2 было вынесено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности, срок для уплаты задолженности был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, однако, в срок, установленный в требовании, задолженность не была погашена. Сведения о направлении требования подтверждается выпиской из личного кабинета. (л.д. 14).

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, применительно к требованиям законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу о правомочности органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей, и находит установленными основания для взыскания суммы задолженности, поскольку доказательств исполнения обязанности по уплате недоимки, а именно оплаты страховых взносов на пенсионное страхование и медицинское страхование за 2021 г. ответчиком не представлено.

Ссылки административного ответчика на пропуск налоговым органом срока для обращения в суд, судом отклоняются. Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Вместе с тем в рассматриваемом деле выдача судебного приказа мировым судьей свидетельствует о наличии оснований для восстановления административному истцу срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей, поскольку материалы дела подтверждают, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с ответчика неуплаченной суммы налога. Кроме того, он фактически уже был восстановлен мировым судьей при выдаче судебного приказа, поскольку заявление о выдаче судебного приказа не было возвращено налоговому органу на основании статьи 123.4 КАС РФ.

Что касается довода административного ответчика о прекращении производства по делу, поскольку требования по взыскании недоимки истца были рассмотрены по делу , суд исходит из следующего.

Как видно их материалов дела административный истец обратился с административными с требованиями о взыскании недоимки по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ обращался и пени за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку административным ответчиком оплата по требованию 19021 произведена не была.

Так исходя из административных требований по делу истец просил взыскать с ФИО2 недоимку по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ г. на медицинской страхование 1815.24 руб., на пенсионное страхование 7740,38 руб.

Решением Мытищинского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований отказано. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Вместе с тем, исходя из представленных пояснений и как указывалось выше, сумма страховых взносов в 2021 - размер фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование составляет 32448 рублей. Годовая сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование составляет 8426 рублей в 2021 году, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части размера сумм подлежащих к взысканию страховые взносы на пенсионное страхование (32448-7740,38) и на обязательное медицинское страхование (8426 – 1815,24)

Заявление административного ответчика о прекращении производства по настоящему административному делу на основании ст. 194 КАС РФ подлежит удовлетворению частично, поскольку административным ответчиком представлены доказательства, подтверждающие наличие вступившего в законную силу решения суда по тем же основаниям.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 194 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области к ФИО2 о взыскании задолженности по платежам в бюджет – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 () в пользу Инспекции федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области недоимку по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 24707 руб. 62 коп. за ДД.ММ.ГГГГ год.

недоимку по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации 6610,76 руб. за ДД.ММ.ГГГГ год.

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мытищи Московской области к ФИО2 о взыскании задолженности по платежам в бюджет задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 7740.38 руб., недоимку по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации в размере 1815.24 руб. за ДД.ММ.ГГГГ год - прекратить

В удовлетворении требований в части взыскания недоимки в большем размере – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья КОПИЯ Д.В. Колесников

Мотивировочная часть решения изготовлена 06.12.2023