НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мысковского городского суда (Кемеровская область) от 28.07.2020 № 2-510/20

Дело № 2-510/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Мыски 28 июля 2020 г.

Мысковский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего - судьи Казаковой И.В.,

при секретаре Гуряшевой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Мыски гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Разрез Кийзасский» о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в порядке ст.39 ГПК РФ обратился в суд с уточненным иском к ООО «Разрез Кийзасский» о возмещении ущерба, в котором просил взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Разрез Кийзасский» сумму вреда, причиненного лесным насаждениям на участках лесного фонда с кадастровыми номерами: (1), , (8), , (4), расположенными на территории Кемеровской области, Мысковского лесничества, Чуазасского участкового лесничества, урочища «Чуазасское», квартал 8, выделы 17-21 и квартал 15, выделы 10, 11, 19, 20, в размере 11858625,43 рублей.

Требования свои истец-прокурор мотивировал тем, что согласно расчету вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществленного департаментом лесного комплекса Кемеровской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», размер вреда, причиненный в результате уничтожения деревьев, составил 23 717 250,87 руб., где, в том числе учтен коэффициент увеличения кратности 2 за нарушение лесного законодательства в особо защитных участках лесов (водоохранная зона р. Большой Кийзас), установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (подпункт «г» пункта 6 приложения № 4 к особенностям возмещения вреда «Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства»).

В рамках подготовки дела к судебному разбирательству представителем ООО «Разрез Кийзасский» предоставлены сведения и документы, в том числе письмо Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 15.05.2020 № АВ-03-28/8994, из анализа которых следует, что леса на участках лесного фонда, на которых имеет место рассматриваемое нарушение лесного законодательства, несмотря на нахождение последних в водоохранной зоне водного объекта - р. Большой Кийзас, отнесены к эксплуатационным лесам. Решение уполномоченным органом - Рослехозом о выделении особо защитных участков лесов по результатам лесоустроительных работ, проведенных на территории Чуазасского участкового лесничества Мысковского лесничества в 1991 году, не принималось.

При указанных обстоятельствах исключается возможность применения в расчете размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, вышеуказанного коэффициента увеличения кратности - 2 и имеется необходимость уменьшения размера исковых требований, с учетом расчета, исключающего применение указанного повышающего коэффициента.

В связи с изложенным, с учетом исключения коэффициента увеличения кратности 2, установленного подпунктом «г» пункта 6 приложения № 4 к Методике определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, размер вреда, причиненный ООО «Разрез Кийзасский» в результате уничтожения деревьев, составляет 11858 625,43 руб., а именно: 99652,3146 руб. х 50 х 2,38, где:

99652,3146 руб. - стоимость уничтоженных деревьев по ставкам платы за единицу объема древесины, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;

50 коэффициент увеличения, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (пункт 1 Приложения № 1 к особенностям возмещения вреда «Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается»);

- 2,38 - коэффициент индексации, установленный на 2019 год согласно Справочной информации «Коэффициенты индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Учитывая вышеизложенное, с общества с ограниченной ответственностью «Разрез Кийзасский» подлежит взысканию сумма вреда, причиненного лесным насаждениям на участках лесного фонда с кадастровыми номерами: (1), , (8), , (4), , расположенными на территории Кемеровской области, Мысковского лесничества, Чуазасского участкового лесничества, урочища «Чуазасское», квартал 8, выделы 17-21 и квартал 15, выделы 10, 11, 19, 20, в размере 11858625,43 рублей.

Считает что доводы ответчика - ООО «Разрез Кийзасский», изложенные в письменных возражении (отзыве) и возражении № 2, в том числе о необоснованности суммы исковых требований прокурора, без учета затрат, понесенных юридическим лицом в размере 11532070,60 руб., включающих стоимость подготовительных работ к лесовосстановлению, закупленных семян травосмеси и посадки саженцев хвойных деревьев, являются незаконными и необоснованными, соответственно, не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Частями 1, 3 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ч. 1 ст.78 Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Пунктом 14 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусмотрено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

На основании п.18 Постановления в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.

Согласно ст.60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» предусмотрено, что рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно п.3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами....

Пунктами 8, 9 Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии с положениями п.7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

Пунктами 12, 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» предусмотрено, что при возмещении вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению.

Расходы, связанные с осуществлением работ по рекультивации земель, выполненные в целях устранения вреда, и понесенные лицом, причинившим вред, до истечения срока, указанного в пункте 12 настоящей методики, не подлежат учету при возмещении вреда в случае несоответствия таких работ порядку проведения рекультивации земель, предусмотренному пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, а также особенностям рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию, предусмотренным частью 4 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, либо если приемка таких работ произведена по истечении срока, указанного в пункте 12 настоящей методики.

Из анализа вышеуказанных норм федерального законодательства следует, что проект рекультивации земель на участках лесного фонда с кадастровыми номерами: (1), , (8), , (4), , расположенными на территории Кемеровской области, Мысковского лесничества, Чуазасского участкового лесничества, урочища «Чуазасское», квартал 8, выделы 17-21 и квартал 15, выделы 10, 11, 19, 20, относится к объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Между тем, установлено, что проектная документация, на основании которой, согласно сведений ООО «Разрез Кийзасский», понесены затраты в размере 11 532 070,60 руб., включающие стоимость подготовительных работ к лесовосстановлению, закупленных семян травосмеси и посадки саженцев хвойных деревьев, не соответствует требованиям законодательства, поскольку не прошла государственную экологическую экспертизу, не была согласована уполномоченным исполнительным органом государственной власти.

Более того, уполномоченным органом государственной власти Кемеровской области - департаментом лесного комплекса Кемеровской области, осуществляющим распоряжение участками лесного фонда, являющимися государственной собственностью, вышеуказанные работы ответчика не были приняты в установленном порядке. Сведения, подтверждающие соответствие проведенных работ предусмотренному законом порядку проведения рекультивации, отсутствуют.

Прокурор полагает, что при указанных обстоятельствах отсутствуют законные и объективные основания для учета понесенных ответчиком затрат в размере 11532070,60 руб. на лесовосстановление, и, соответственно, уменьшения размера исковых требований на указанную сумму.

В связи с чем, прокурор просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Разрез Кийзасский» сумму вреда, причиненного лесным насаждениям на участках лесного фонда с кадастровыми номерами: (1), , (8), , (4), , расположенными на территории Кемеровской области, Мысковского лесничества, Чуазасского участкового лесничества, урочища «Чуазасское», квартал 8, выделы 17-21 и квартал 15, выделы 10, 11, 19, 20, в размере 11858625,43 рублей через федеральное казначейство в доход бюджета муниципального образования - «Мысковский городской округ» (Том 2 л.д.208-216).

В судебном заседании представитель истца Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор Яцечко О.В. поддержал уточненные исковые требования полностью, просила суд взыскать с ООО «Разрез Кийзасский» сумму вреда, причиненного лесным насаждениям на участках лесного фонда с кадастровыми номерами: (1), , (8), , (4), , расположенными на территории Кемеровской области, Мысковского лесничества, Чуазасского участкового лесничества, урочища «Чуазасское», квартал 8, выделы 17-21 и квартал 15, выделы 10, 11, 19, 20, в размере 11858625,43 рублей через федеральное казначейство в доход бюджета муниципального образования - «Мысковский городской округ».

Суду пояснил, что в отзывах ответчика № 1 и № 2 на исковое заявление, ответчик указывает, что прокуратурой не были учтены затраты, которые были понесены ответчиком при произведенной им рекультивации земель. Однако, рекультивация должна проводиться на участках лесного фонда, только при согласовании с Департаментом лесного фонда, после утверждения соответствующего проекта. Просила учесть, что сам проект не согласовывался, работы по рекультивации не приняты, поэтому зачесть произведенные ответчиком работы по рекультивации земель не представляется возможным.

Кроме того, в предоставленном ответчиком проекте на выполнение работ по лесовосстановлению опасной зоны № 29 в районе отвала «Межучастковый», который был разработан в 2019 год, по подготовке почвы, закупке семян, посадке насаждений, отсутствует информация на какой площади участка произведены соответствующие данные работы, а сам проект никем за утвержден и не принят, с соответствующими службами не согласовывался.

Лесным кодексом РФ установлено, что восстановление земель производиться на основании проекта рекультивации.

Лицо, предоставившее участок земли разрезу «Кийзасский» в аренду, должно согласовать с разрезом и проект по рекультивации земель, в том числе и те работы, которые были выполнены ответчиком по лесовосстановлению, и указанные работы должны быть приняты.

Если ответчик, в рамках своего предприятия, создал проект по лесовосстановлению, он должен был его согласовать с арендодателем земель и получить его согласие.

В отсутствии всего этого, выполненные ответчиком работы по лесовосстановлени земель не могут быть приняты.

Истцу знает перечень рек равнинного характера, на которых размеры водоохраной зоны устанавливаются в зависимости от протяженности реки, но о категориях этих земель нет решения Рослесхоза, следовательно, нет и оснований для применения коэффициента увеличения кратности 2.

В настоящее время невозможно осуществить зачет фактической произведенной деятельности ответчика по рекультивации земельных участков, поскольку таковая не согласована, осуществлялась не в рамках согласованного и утвержденного проекта по рекультивации и сами работы не приняты.

Кроме того, в сам Департамент лесного хозяйства акты о произведенной ответчиком рекультивации и уведомления о выполнении ее не предоставлялись.

Представители ответчика Нестеров А.А., Бутенко А.С. ООО «Разрез Кийзасский» в суд не явились, извещены надлежаще, ранее в судебных заседаниях поясняли свою позицию, где указывали, что иск признают частично, сам факт причинения ущерба с учетом уточненной истцом суммы 11850625 руб. не оспаривают, но полагают, что согласно представленной суду справки о произведенных работах по лесовосстановлению, сумма затрат в размере 1153270,60 руб. должна быть зачтена в счет возмещения ущерба.

С учетом данного зачета ответчик признает сумму ущерба только в размере 326000 руб.

В остальной части иск является не обоснованным, поскольку работы по возмещению ущерба предприятием были проведены. Разрез Кийзасский произвел работы по разравниванию почвы. Произвел работы по подготовке почвы, т.е. плодородный почвенный слой был перенесен с мест разработки на отработанные места и подготовлен к посадке деревьев. Большое количество саженцев уже высажено в грунт.

На какой именно площади произошло восстановление земель, точно сказать не имеют возможности, однако, известно, что работы не окончены, они ведутся до сегодняшнего дня. Просят учесть фактические затраты ответчика по восстановлению земель.

Считают, что норма закона о том, что проект лесовосстановления должен быть с кем-то согласован отсутствует, полагают, что такой проект не подлежит государственной экспертизе. Проект ими не согласовывался, и данный факт стороной ответчика не оспаривается. Такой проект не должен был быть согласованным, поскольку проект по лесовосстановлению они производим сами и за свой счет.

В судебном заседании представитель третьего лица - Департамента лесного комплекса Кемеровской области Солодовникова М.П., действующая на основании доверенности от 23.12.2019 г. , суду пояснила, что как представитель Департамента лесного комплекса Кемеровской области считает иск Новокузнецкого межрайонного прокурора обоснованным.

Оснований для зачета восстановительных работ не имеется, поскольку процедура по восстановлению лесного фонда предусматривает обязательное составление проекта по рекультивации, который направляется в департамент лесного комплекса на согласование. После чего, такой проект утверждается стороной ответчика, и далее уже выполняются работы в соответствии с проектом.

По выполнению необходимых работ составляются акты выполненных работ, подписываются ответчиком с учетом предъявляемых требований к данным актам и с приложением договоров на выполнение таких работ, финансовых документов по оплате работ и документами о закупке материалов на выполнение работ. Далее указанный пакет направляется с уведомлением в уполномоченный орган, т.е. в Департамент лесного комплекса. Если все работы были проведены с учетом экологичесекой экспертизы, то все отправляется в Росприроднадзор.

Ответчиком представлен проект по лесовосстановлению земель, что может быть рассмотрено только как биологический этап рекультивирования земель.

Сам представленный проект лесовосстановления не является проектом рекультивации земель, поскольку это только лишь часть такого проекта. Работы по лесовосстановлению у ответчика никем не приняты и не завершены, поэтому учесть их невозможно.

Дополнив при этом, что только год назад произошел обвал береговой линии в реку по вине ответчика.

За такой малый срок физически невозможно что-либо исправить и выполнить сами работы по рекультивации земель, поскольку земля должна улежаться, а кроме того, никто не проверял, какой именно грунт ответчиком был размещен под плодородным слоем. Никто данный этап деятельности не анализировал и не обследовал.

Можно предположить, что какие-либо вредные вещества могли попасть или быть помещены под плодородный слой почвы, и со временем, все насаждения погибнут.

Кроме того, сам проект по рекультивации должен необходимо было в обязательном порядке направить в Росприроднадзор для соответствующего согласования.

Вышеуказанного ответчиком сделано не было.

Ответчиком должен был быть составлен проект рекультивации, состоящий из двух этапов: технического и практического.

Именно в практический этап и включается этап лесоразведения. Затем проект направляется на согласование в Департамент лесного комплекса, после чего, составляется акт, содержащий определенные требования о проведенных работах к которому прилагаются договоры с подрядчиками и уведомления подрядчиков о выполненных работах.

После указанных этапов, если у Департамента лесного комплекса не возникнет вопросов, такой проект принимается.

Должен быть составлен проект рекультивации земель, и он должен быть согласован со всеми службами.

В 2018 году разрез «Кийзасский» сдавал уже 4 га земли после рекультивации.

Там был составлен проект, который был согласован, все было по регламенту, и эти земли были приняты Департаментом лесного комплекса, и никаких вопросов к ответчику не возникало.

Представитель Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Суворова О.В., действующая по доверенности от 01.10.2019г. №1, суду пояснила, что считает требования истца обоснованными, поскольку в ответчик до настоящего времени проект рекультивации не согласовал. Законных оснований зачесть произведенные без согласования какие либо работы по рекультивации не имеется.

Выслушав стороны, третьих лиц, обсудив представленные в суд отзывы на иск, а также исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска прокурора по следующим основаниям.

На основании ч.2 ст.12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Частью 1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Частью 2 ст.52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.

Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Так, в силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).

На основании части 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Частями 1, 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно части 1 статьи 78 Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Пунктом 14 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусмотрено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).

В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

На основании пункта 18 Постановления в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.

Согласно статьи 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» предусмотрено, что рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно п.3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами....

Пунктами 8, 9 Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии с положениями п.7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

Пунктами 12, 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» предусмотрено, что при возмещении вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению.

Расходы, связанные с осуществлением работ по рекультивации земель, выполненные в целях устранения вреда, и понесенные лицом, причинившим вред, до истечения срока, указанного в пункте 12 настоящей методики, не подлежат учету при возмещении вреда в случае несоответствия таких работ порядку проведения рекультивации земель, предусмотренному пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, а также особенностям рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию, предусмотренным частью 4 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, либо если приемка таких работ произведена по истечении срока, указанного в пункте 12 настоящей методики.

Судом установлено, что ООО «Разрез Кийзасский» является действующим юридическим лицом, целью которого является извлечение прибыли, также данное юридическое лицо осуществляет добычу угля (открытым и подземным способами), перевозку технологических грузов (вскрышные работы и добыча), ведение горных и других видов работ связанных с эксплуатацией недр, что следует из Устава том 1 л.д. 21-27.

Из доводов истца и материалов дела следует, что ООО «Разрез Кийзасский» осуществляет деятельность по недропользованию на основании Лицензии на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча каменного угля, геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на участке Урегольский 5-6 Урегольского каменноугольного месторождения на территории Новокузнецкого муниципального района сроком действия до 12.12.2039 года.

На основании поручения прокуратуры Кемеровской области от 10.06.2019 г. в связи с опубликованной 09.06.2019 г. в средствах массовой информации публикации «Природа гибнет: из-за обвала на Кийзасском разрезе горная порода обрушилась в реку» Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком обществом с ограниченной ответственностью «Разрез Кийзасский» требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании (том 1 л.д.28,29-47, 48,49).

Проведенной прокурорской проверкой установлено, что в 01 час 20 минут 07.06.2019 г. на опасном производственном объекте «Участок отвала пород «Северный» («Межучастковый») ООО «Разрез Кийзасский», являющимся внешним отвалом вскрышных пород, в результате появления заколов (трещин) в профильных линиях 450-550, осевых линиях 2000-3000, гор. +410- +280 (6 км выше устья реки Большой Кийзас) произошла деформация основания отвала, в связи с чем, произошел сход горной массы (оползень), что следует из акта технического расследования от 05.07.2019 г. и Акта проверки Ростехнадзора от 05.07.2019 г. (том 1 л.д.53-58, 59-73).

07.06.2019 г. ООО «Разрез Кийзасский» сведения об инциденте предоставлены в Сибирское управление Ростехнадзора, так как участок отвала пород («Северный») является опасным производственным объектом II класса опасности (регистрационный номер ). Для расследования обстоятельств и причин указанного инцидента была создана комиссия по техническому расследованию причин аварии, в состав которой помимо руководителя ООО «Разрез Кийзасский», представителей проектных организаций - ООО «СИГИ», ООО «Сибгеопроект», ООО «Эталон» и ООО «Центр Инженерных технологий», вошли государственные инспекторы Сибирского управления Ростехнадзора.

В соответствии с вышеуказанным актом технического расследования причин инцидента - деформации участка отвала пород «Северный» ООО «Разрез Кийзасский» от 05.07.2019 установлено, что 04.06.2019 г. в 11.00 час. участковым маркшейдером ООО «Разрез Кийзасский» обнаружены в теле и на поверхности отвала пород «Северный» (Межучастковый) признаки деформаций в виде заколов и трещин. Приказом генерального директора ООО «Разрез Кийзасский» № 132 от 04.06.2019 работы по формированию отвала в опасной зоне запрещены с 16.00 час. 04.06.2019 г. 07.06.2019 в 01 час. 20 мин. начальник смены ООО «Кузбасс Майнинг» обнаружил деформацию участка основания отвала «Северный», о чем передал сообщение начальнику смены ООО «Разрез Кийзасский», далее - оператору диспетчерской службы предприятия, который согласно «Порядка реагирования, оповещения и передачи информации» доложил об инциденте руководителям ООО «Разрез Кийзасский». Приказом генерального директора Общества № 140 от 07.06.2019 г. была создана комиссия по расследованию данного инцидента.

В соответствии с Актом расследования по предварительному заключению наиболее вероятными причинами инцидента явилось нижеследующее: - Отсыпка первого яруса отвала «Северный» (Межучастковый) в 2017 г. производилась на наклонную обводненную поверхность (на поверхности находились три ручья), сложенную почвой, аллювиально-делювиальными верхнечетвертичными современными суглинками серого цвета, делювиальными верхнечетвертичными современными суглинками бурого цвета от твердой до мягкопластичной консистенции.

Нарушения в подготовке основания отвала: не была организована система дренажных канав, не пригружено основание опережающим валом.

Дополнительное обводнение основания отвала за счет перекачки воды из забоев открытых работ в районе профильных линий 240-370 под отвал, что подтверждается космоснимками от 19.05.2017. Расположение линии отрыва отвала совпадает с местом скопления воды под первым ярусом отвала.

Превышение содержания четвертичных отложений в общих объемах вскрышных пород, транспортируемых на отвал «Межучастковый». На раскрытых поверхностях отвала в профильных линиях 410-510 имеется наличие суглинков и глины, поданные на отвал в чистом виде, а не в технологической смеси.

Постановлением Мысковского городского суда Кемеровской области от 14.06.2019 ООО «Разрез Кийзасский» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ (протокол Сибирского управления Ростехнадзора от 10.06.2019) к административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации отвалообразования на опасном производственном объекте II класса опасности, на 90 суток, с 17.00 час. 10.06.2019 г. (том 1 л.д.67-82).

Сибирским управлением Ростехнадзора в отношении ООО «Разрез Кийзасский» проведена внеплановая выездная проверка (Акт проверки № А 01- 26-06/740 от 05.07.2019), в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, в том числе при эксплуатации участка отвала пород «Северный» («Межучастковый»), сход горных масс с которого имел место 07.06.2019.

В ходе вышеуказанной проверки установлено, что ООО «Разрез Кийзасский» не выполнены мероприятия по инженерной защите внешнего отвала «Межучастковый» от возможного подтопления, предусмотренные «Реконструкция горно-транспортной части угледобывающего предприятия ООО «Разрез Кийзасский» на участке Урегольский Урегольского каменноугольного месторождения в Кемеровской области», а именно: не отсыпан опережающий вал с каменной наброской до гор. +330 в зоне возможного затопления, не обеспечено строительство водоотводных и водосборных и дренажных канав в основании отвала. Проектной документацией «Корректировка решений по отсыпки внешнего отвала вскрышных пород «Межучастковый» ООО «Разрез Кийзасский» по результатам оценки устойчивости внешнего отвала «Межучастковый» (по состоянию на 01.01.2018) предусмотрены мероприятия по приведению фактического состояния отвалов «Межучастковый» и Временный в устойчивое, путем разбора навалов отвальных ярусов в объеме 1356,0 тыс. м. Фактически разбор навалов в 2018 году не осуществлялся и не был запланирован на 2019 год.

Перед отсыпкой отвальных ярусов не осуществлялась подготовка основания отвала: не выполнено террасирование или рыхление основания отвала буровзрывным способом.

Отсыпка отвала «Межучастковый» (по состоянию отвальных работ на 19.04.2019 г. по данным маркшейдерской съемки) осуществлялась за техническими границами, установленными проектной документацией «Реконструкция горно-транспортной части угледобывающего предприятия ООО «Разрез Кийзасский» как в плане, так и по высоте.

Постановлением Сибирского управления Ростехнадзора № 27-14-316 от 10.07.2019 ООО «Разрез Кийзасский» привлечено к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности к административному штрафу в размере 200 000 руб. (лд.67-76).

Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в отношении ООО «Разрез Кийзасский» проведена внеплановая выездная проверка (Акт проверки от 09.07.2019 № ВТ-318-в) (том 1 л.д.112-121).

14.06.2019 г. оперативными сотрудниками прокуратуры совместно со специалистами департамента лесного комплекса Кемеровской области осуществлен выезд на территорию размещения отвала пород «Межучастковый», оползень на котором имел место 07.06.2019. На основании требования природоохранной прокуратуры специалистами департамента лесного комплекса Кемеровской области осуществлен расчет размера вреда, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.

В соответствии с актом о лесонарушении от 14.06.2019 установлен факт уничтожения лесных насаждений на площади 22,2207 га.

Местом совершения лесонарушения является Мысковское лесничество, Чуазасское участковое лесничество, урочище «Чуазасское», квартал 8, выделы 17-21 и квартал 15, выделы 10, 11, 19, 20. Целевое назначение лесов - эксплуатационные (л.д.212-226).

Согласно схемы расположения лесного участка площадью 22,2207 га на плане лесонасаждений Чуазасского урочища Чуазасского участкового лесничества Мысковского лесничества с учетом кадастрового деления факт лесонарушения имеет место на участках лесного фонда с кадастровыми номерами: (1), , (8), , (4), (том 1 л.д.215).

Согласно расчету вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществленного департаментом лесного комплекса Кемеровской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», общий объем древесины уничтоженных лесных насаждений составляет 2529 м3, из которых: пихта - 1061 м3; ель - 570 м3; кедр - 249 м3; береза - 589 м3; осина - 60 м3. Размер вреда, причиненный в результате уничтожения деревьев, составляет 23 717 250,87 руб. - 99 652,3146 руб. х 50 х 2,38 х 2, где: 99 652,3146 руб. - стоимость уничтоженных деревьев по ставкам платы за единицу объема древесины, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»; 50 - коэффициент увеличения, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (пункт 1 Приложения № 1 к особенностям возмещения вреда «Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается»); 2,38 - коэффициент индексации, установленный на 2019 год согласно Справочной информации «Коэффициенты индексации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»; 2 - коэффициент увеличения кратности за нарушение лесного законодательства в особо защитных участках лесов (водоохранная зона р. Большой Кийзас), установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» (подпункт «г» пункта 6 приложения № 4 к особенностям возмещения вреда «Методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства»).

Таким образом, в результате незаконных действий ООО «Разрез Кийзасский» на территории Мысковского лесничества, Чуазасского участкового лесничества, урочища «Чуазасское», квартал 8, выделы 17-21 и квартал 15, выделы 10, 11, 19, 20, на участках лесного фонда с кадастровыми номерами: (1), , (8), , (4), на площади 22,2207 га произошло уничтожение лесных насаждений.

31.01.2020 г. ООО «Разрез Кийзасский» письмом № 3101/01 в адрес Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, в возмещении вреда в добровольном порядке отказано (том 2 л.д.7-8).

Судом установлено, что момента составления и утверждения руководством ООО «Разрез Кийзасский» в 2019 году проекта на выполнение работ по лесовосстановлению опасной зоны № 29 площадью 23,133 га в районе отвала «Межучастковый» (том 3 л.д.25-46) сам проект в Департаменте лесного хозяйства Кемеровской области не утверждался и не согласовывался, положительное заключение отсутствует.

Ответчик ООО «Разрез Кийзасский» по вопросу согласования данного проекта в Департамент лесного хозяйств Кемеровской области не обращался, такие доказательства в суд не предоставлены.

Государственная экологическая экспертиза не проведена.

Таким образом, ответчик ООО «Разрез Кийзасский» в ходе начала процесса рекультивации и восстановления земель государственного лесного фонда нарушил требования ч.7.2 ст.11, ст.18 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», поскольку не обратился после составления проекта на выполнение работ по лесовосстановлению опасной зоны №29 площадью 23,133 га в районе отвала «Межучастковый» для получения соответствующего заключения государственной экологической экспертизы.

Сам проект, на основании которого ООО «Разрез Кийзасский» понесены затраты в размере 11532070,60 руб., включающие стоимость подготовительных работ к лесовосстановлению, закупленных семян травосмеси и посадки саженцев хвойных деревьев, не соответствует требованиям законодательства, поскольку не прошел государственную экологическую экспертизу и не был согласован уполномоченным исполнительным органом государственной власти в лице Департамента лесного комплекса Кемеровской области,.

Более того, уполномоченным органом государственной власти Кемеровской области - департаментом лесного комплекса Кемеровской области, осуществляющим распоряжение участками лесного фонда, являющимися государственной собственностью, вышеуказанные работы ответчика не были приняты в установленном порядке. Сведения, подтверждающие соответствие проведенных работ предусмотренному законом порядку проведения рекультивации, отсутствуют и ответчиком в материалы дела не предоставлены.

Проект по рекультивации земель в Росприроднадзор для соответствующего согласования ответчиком не направлялся, доказательств об этом также в суд не предоставлено.

Предоставленные ответчиком ООО «Разрез Кийзасский» справка о проведенных работах (в части лесовосстановления), акт замера, счет-фактуры, платежные поручения, договор подряда, акты и квитанции (том 3 л.д.51-69) не могут быть приняты судом во внимание, поскольку такие работы являлись преждевременными, поскольку сам проект не прошел государственную экологическую экспертизу и не был согласован уполномоченным исполнительным органом государственной власти в лице Департамента лесного комплекса Кемеровской области и все работы по имевшей место рекультивации не были приняты в установленном порядке.

Таким образом, обстоятельства и доводы, изложенные в заявлении, нашли свое полное подтверждения в суде.

Утверждение представителя ответчика о том, что они не нашли нормы закона о том, что проект лесовосстановления (рекультивации) должен быть с кем то согласован, и такой проект не подлежит государственной экспертизе, по мнению суда, является ошибочным, основанном на неверном анализе действующего законодательства, в частности, Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Согласно ст.1 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "Об экологической экспертизе" - Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "Об экологической экспертизе" - Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 7.2 ст.11 Закона предусмотрено, что Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

В связи с чем, судом установлено, что требования прокурора являются обоснованными, основанными на законе и подтверждающиеся письменными доказательствами по делу.

При этом суд принимает во внимание по обстоятельствам дела и отзыв по делу Департамента лесного комплекса Кемеровской области (том 2 л.д.226-227), который соответствует обстоятельствами дела и согласно которого доводы ответчика основаны преимущественно на факте осуществления лесовосстановительных работ, что в соответствии с п.12 Методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».

При этом ответчиком не принимается во внимание тот факт, что согласно п. 12 Методики при возмещении вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению. Так же в соответствии с п. 13 Методики расходы, связанные с осуществлением работ по рекультивации земель, выполненные в целях устранения вреда, и понесенные лицом, причинившим вред, до истечения срока, указанного в пункте 12 настоящей методики, не подлежат учету при возмещении вреда в случае несоответствия таких работ порядку проведения рекультивации земель, предусмотренному пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, а также особенностям рекультивации земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию, предусмотренным частью 4 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, либо если приемка таких работ произведена по истечении срока, указанного в пункте 12 настоящей методики.

Согласно п. 6 ст. 13 ЗК РФ, порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

В соответствии с ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Согласно вышеуказанному постановлению от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным ! использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения ; почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Проект рекультивации земель - документ, на основании которого проводится рекультивация земель.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Представленный ответчиком в обоснование своих доводов проект на выполнение работ по лесовосстановлению опасной зоны № 29 площадью 23,133 га в районе отвала «Межучастковый» не является проектом рекультивации ни по форме, ни по содержанию, ни по порядку его утверждения( согласования).

В соответствии с п. 10 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утв. Приказом Минприроды России от 25.03.2019 № 188, лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления и считаются завершенными после отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 64.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пп. 15 «в» Правил проведения рекультивации проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил.

Указанный проект с департаментом не согласовывался. Сведений о согласовании с какими-либо иными органами так же не представлено.

При этом договор подряда с АУКО «Новокузнецкий лесхоз» заключен именно на проведение биологической рекультивации.

От проведения экспертизы с целью установления объема выполненных работ по рекультивации предъявляемым законодательствам требованиям ответчик в лице представителей отказался, указав, что считает, что все доказательства со стороны ответчика представлены.

Учитывая вышеизложенное, суд считает доводы ответчика в часит возражения по иску неубедительными, опровергающимися письменными доказательствами по делу и не соответствующими обстоятельствам рассматриваемого судом иска прокурора и фактических обстоятельств, а также установленных судом по настоящему делу.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований природоохранного прокурора в полном объеме и взыскания с ООО «Разрез Кийзасский» в счет возмещений ущерба, причиненного лесным насаждениям на участках лесного фонда с кадастровыми номерами: (1), , (8), , (4), , расположенными на территории <адрес> Мысковского лесничества Чуазасского участкового лесничества, урочище «Чуазасское» квартал 8, выделы 17-21 и квартал 15, выделы 10,11,19,20 в сумме 11858625,43 руб. через федеральное казначейство в доход бюджета муниципального образования «Мысковский городской округ».

Кроме того, в силу п.п.9 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ истец-прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, а поскольку иск удовлетворен в полном объеме, поэтому на основании п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 60000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Разрез Кийзасский о возмещении ущерба- удовлетворить.

Взыскать с ООО «Разрез Кийзасский» в счет возмещений ущерба, причиненного лесным насаждениям на участках лесного фонда с кадастровыми номерами: (1), , (8), , (4), , расположенными на территории Кемеровской области Мысковского лесничества Чуазасского участкового лесничества, урочище «Чуазасское» квартал 8, выделы 17-21 и квартал 15, выделы 10,11,19,20 в сумме 11858625,43 руб. через федеральное казначейство в доход бюджета муниципального образования «Мысковский городской округ».

Взыскать с ООО «Разрез Кийзасский» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 60000,00 рублей.

Мотивированное решение изготовлено 31.07.2020 года и может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кемеровский областной суд через суд города Мыски.

Судья И.В. Казакова