НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Муромцевского районного суда (Омская область) от 24.11.2010 № 2-557

                                                                                    Муромцевский районный суд Омской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Муромцевский районный суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-557/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево

24 ноября 2010 года

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Страшко Т.В.,

при секретаре Замша Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Головкиной Г.С. к БУ Омской области «Центр занятости населения Муромцевского района» на неправомерные действия по отказу в выдаче предложения по оформлению досрочного выхода на пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Головкина Г.С. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что 23.08.2010 года она обратилась с заявлением в БУ Омской области «Центр занятости населения Муромцевского района» о выдаче ей предложения о досрочном выходе на пенсию в 53 года, однако ей в этом было незаконно отказано. Также было отказано и Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области. Просит обязать БУ Омской области «Центр занятости населения Муромцевского района» выдать ей предложение на оформление досрочного выхода на пенсию.

Головкина Г.С. в судебном заседании свои требования поддержала, пояснив, что после увольнения по ст.81 п.2 ТК РФ была зарегистрирована в апреле 2009г. Муромцевским центром занятости в качестве безработной. После того, как ей исполнилось 53 года, 23.08.2010г., имея общий страховой стаж более 20 лет, учитывая, что ей за весь указанный период не была предоставлена подходящая работа, а возможности для ее трудоустройства у центра нет, обратилась с письменным заявлением к директору Центра занятости населения Муромцевского района о досрочном оформлении на пенсию. Однако 26.08.2010г. Центром занятости ей была предложена неподходящая по квалификации работа бухгалтера, от которой она отказалась, в том числе по тем мотивам, что обратилась с заявлением о досрочном оформлении выхода на пенсию. 30.08.2010г. аналогичное заявление было направлено ею в Главное управление службы занятости населения Омской области. Однако в выдаче предложения на оформление досрочного выхода на пенсию ей было необоснованно отказано, хотя имелись все условия для этого.

Представитель Бюджетного учреждения Омской области «Центр занятости населения Муромцевского района» Чепелкин А.Н., действующий по доверенности №4 от 24.11.2010г., заявленные Головкиной Г.С. требования не признал и пояснил суду, что основания, предусмотренные ст.32 Закона РФ «О занятости населения в РФ» для назначения досрочной трудовой пенсии Головкиной Г.С. на момент ее обращения с заявлением имелись, однако решение этого вопроса является не обязанностью, а правом органа службы занятости. Вопрос о выдаче Центром занятости рекомендаций о назначении безработным трудовой пенсии по старости досрочно рассматривается Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области, в рабочую группу которого и было направлено заявление и личное дело безработной Головкиной Г.С., о чем и было сообщено заявительнице. На заседании рабочей группы Главного управления 29.09.2010г. было принято решение о том, чтобы Центру занятости Муромцевского района продолжить оказывать содействие Головкиной Г.С. в трудоустройстве. После этого Головкиной Г.С. 03.11. и 18.11.2010г. было предложено 2 варианта трудоустройства – общественная оплачиваемая работа и временная работа экономистом, о которых безработная отказалась, в связи с чем выплата ей пособия по безработице была приостановлена до 01.12.2010г., после чего Головкина Г.С. в связи с истечением максимально возможного срока подлежит снятию с учета как безработная. Полагает, что возможность для трудоустройства у Головкиной Г.С. имеется, в связи с чем Центр не вправе оформлять досрочный выход на пенсию.

Представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области Тарабанов А.И., действующий по доверенности от 12.10.2010г., в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставил письменный отзыв, в котором считал жалобу не подлежащей удовлетворению. В обоснование указал, что при решении вопроса о назначении безработным гражданам трудовой пенсии по старости досрочно, помимо отсутствия возможности трудоустройства, Главным управлением учитывается средний период получения трудовых пенсий, назначенных безработным гражданам досрочно, который составляет 12 месяцев, что предусмотрено Методикой определения общего обьема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субьектов.., утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. №618. Возможно рассмотрение вопроса о назначении трудовой пенсии по старости досрочно на рабочей группе Главного управления, но не ранее, чем за 12 месяцев до назначения трудовой пенсии по старости Головкиной Г.С.

Заслушав Головкину Г.С., представителя Бюджетного учреждения Омской области «Центр занятости населения Муромцевского района» Чепелкина А.Н., изучив материалы дела, суд находит заявленные Головкиной Г.С. требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 31.03.2009г. Головкина Г.С. была уволена с должности помощника начальника отдела кадров Военного комиссариата Муромцевского и Седельниковского районов по сокращению штата работников, п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ (л.д.19).

С 07.04.2009г. Головкина Г.С. состоит на учете в Муромцевском центре занятости населения в качестве безработной (л.д.38-39).

Согласно карточке персонального учета гражданина, ищущего работу, общий стаж работы Головкиной Г.С. составил 31 год. До 21.08.2010г. сведений о предложениях по трудоустройству, наличии вакансий, отказов Головкиной Г.С. от предложенной работы в документах нет, что и не оспаривается сторонами.

На момент обращения Головкиной Г.С. с заявлением в орган занятости населения о досрочном оформлении на пенсию, ей исполнилось 53 года.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля, 25 декабря 2008 г., 3 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22, 27 июля 2010 г.) по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Постановлением Минтруда РФ от 14 июня 2001г. №48 утвержден Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, в соответствии с которым установлено, что основными условиями оформления гражданам пенсии по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются:

признание граждан в установленном порядке безработными;

отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан;

наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях;

достижение безработными гражданами определенного возраста;

увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;

согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.

Пенсия по старости (по возрасту) на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до предусмотренного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию:

женщинам - по достижении 53 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет;

мужчинам - по достижении 58 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет.

Направление для оформления пенсии по старости (по возрасту) досрочно производится с согласия безработного гражданина по его письменному заявлению.

Орган службы занятости на основании личного заявления безработного гражданина выдает ему под расписку предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно в двух экземплярах и справку о периодах, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" включаются в общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение, для последующего обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по месту жительства.

23.08.2010г. Головкина Г.С. обратилась с заявлением в Центр занятости населения Муромцевского района о досрочном (с 53 лет) назначении пенсии по возрасту (л.д.4). 26.08.2010г. ей было выдано направление на работу бухгалтером в ГОУ Петропавловская специальная коррекционная школа-интернат (л.д.10), от которого Головкина Г.С. отказалась как от неподходящей по образованию (высшее экономическое) и стажу.

Представитель Чепелкин А.Н. признал, что указанная работа являлась на тот период неподходящей для Головкиной Г.С. в силу положений ст.4 Закона РФ «О занятости населения в РФ», поскольку не соответствовала условиям последнего места работы - работа с кадрами и профессиональной пригодности (безработная работала бухгалтером 4,5 года до 1978г.).

Суд, учитывая признание стороной указанных обстоятельств в силу ч.2 ст.68 ГПК РФ, полагает, что предложенная работа бухгалтера не была подходящей также с учетом п.4 ст.4 Закона РФ «О занятости населения в РФ», в соответствии с которым подходящей не может считаться работа, если, в частности, предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы. Головкина Г.С. получала заработную плату по последнему месту работы в размере 10 778 рублей 95 коп. (л.д.39), предлагаемая работа имела заработок 4500 рублей, что ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Омской области, установленного за 2 квартал 2010г. – 5485 рублей (Постановление Правительства Омской области от 04.08.2010г. №151-п).

Таким образом, на момент рассмотрения Центром занятости населения заявления Головкиной Г.С. о досрочном оформлении пенсии имелись все предусмотренные законом условия для реализации заявителем своего права: достижение Головкиной Г.С. возраста 53 лет, увольнение с последнего места работы по п.2 ст.81 ТК РФ, наличие трудового стажа, дающего право выхода на пенсию по старости, отсутствие у Центра занятости возможности для трудоустройства, наличие согласия безработной.

Ссылка заинтересованных лиц: Центра занятости населения Муромцевского района и Главного управления государственной службы занятости населения Омской области о праве, но не обязанности службы занятости при наличии вышеназванных условий выдавать предложения о досрочном оформлении пенсии по старости, состоятельна только в том случае, когда это усмотрение не нарушает права других лиц.

Законодатель, устанавливая норму о возможности выхода на пенсию безработным гражданам до достижения ими установленного законом пенсионного возраста, исходил из необходимости защиты прав граждан предпенсионного возраста, как наиболее подверженных риску безработицы, - в качестве меры социальной поддержки. Как законодательное регулирование, оно согласуется с конституционным принципом равенства, поскольку в Законе определено - гражданами какой категории и при каких равных обстоятельствах приобретается право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем не основанное на Законе усмотрение службы занятости при решении этого вопроса в отношении Головкиной Г.С. является незаконным.

Ссылка Главного управления государственной службы занятости населения Омской области также на Методику определения общего обьема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субьектов РФ и г.Байконура на осуществление переданных полномочий РФ в области содействия осуществления переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения, утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. №618, несостоятельна, поскольку в соответствии с указанной Методикой определяется общий размер субвенций, рассчитанный по нормативам затрат, в отчетном финансовом году (12 месяцев), и к отказу Головкиной Г.С. в оформлении досрочной пенсии отношения не имеет, поскольку она (Методика) не может привести к снижению уровня гарантий прав в сфере социальной защиты безработных граждан.

Согласно ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и п.6-7 упомянутого Постановлением Минтруда РФ от 14 июня 2001г. №48, на территориальные органы службы занятости возложена обязанность по рассмотрению вопросов и выдаче предложений гражданину для досрочного оформления пенсии. Согласно Указа Губернатора Омской области от 28.12.2006г. №177 «О Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области», указанное Главное управление не наделено исключительно ему принадлежащими полномочиями по принятию решений о выдаче предложений о направлении безработных граждан на трудовую пенсию по старости досрочно, а лишь принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) выдачи таких предложений центрами занятости, о чем указано в Распоряжении Главного управления государственной службы занятости населения Омской области №100-р от 04.08.2008г. В связи с изложенным требования Головкиной Г.С. именно к Центру занятости населения Муромцевского района являются обоснованными.

Отказ в выдаче предложения о направлении на пенсию по старости досрочно безработной Головкиной Г.С. создал ей препятствия к осуществлению права на пенсию.

Руководствуясь ст.194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Головкиной Г.С. к БУ Омской области «Центр занятости населения Муромцевского района» на неправомерные действия по отказу в выдаче предложения по оформлению досрочного выхода на пенсию, удовлетворить.

Обязать Бюджетное учреждение Омской области «Центр занятости населения Муромцевского района» выдать Головкиной Г.С. предложение о направлении ее на пенсию по старости (возрасту) досрочно.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:

Т.В. Страшко

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2010г.

Судья

Т.В.Страшко