Дело № 2а-423/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Муромцево | 03.12.2018 |
Муромцевский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Пичерских М.С.,
при секретаре Добросердовой Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Омской области к Тимофеевой Наталье Васильевне о взыскании задолженности по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, пени на него, пени на страховые взносы на ОПС и ОМС,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Омской области обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Тимофеевой Н.В. о взыскании задолженности по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, пени на него, пени на страховые взносы на ОПС и ОМС. В обоснование исковых требований истец указывает, что Тимофеева Н.В. является плательщиком страховых взносов. Налоговый орган выставил и направил в адрес должника Требования об уплате сумм налога и пени № ... от 31.05.2016, № ... от 22.06.2016, № ... от 14.09.2017, № ... от 01.11.2017 и № ... от 13.11.2017, в которых сообщалось о наличии у нее задолженности и предлагалось в срок до 21.06.2016, 12.07.2016, 04.10.2017, 22.11.2017 и 01.12.2017 погасить указанные в требованиях суммы задолженности. Однако налогоплательщик в установленный срок требования Налогового органа не исполнил. Учитывая изложенное, Межрайонная ИФНС России № 2 по Омской области просила взыскать с административного ответчика Тимофеевой Н.В.: пени на страховые взносы на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ на выплату страховой пенсии в размере 707 рублей 26 копеек; пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ на выплату страховой пенсии бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 в размере 02 рублей 42 копеек; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 10 800 рублей и пени на него в размере 3 814 рублей 96 копеек.
29.11.2018 в суд от административного истца поступило ходатайство (л.д. 33), в котором Межрайонная ИФНС России № 2 по Омской области просит восстановить пропущенный процессуальный срок подачи заявления в суд, мотивируя его тем, что инспекцией при подаче искового шестимесячный срок на подачу административного искового заявления о взыскании налога, пени, в районный суд общей юрисдикции исчислялся от отказа мирового судьи о вынесении судебного приказа, а не от требования об уплате налогов.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области не явилась, надлежаще извещены о слушании дела (л.д. 35).
Административный ответчик Тимофеева Н.В. в судебное заседание также не явилась, надлежаще извещена о месте и времени его проведения (л.д. 34).
Изучив материалы дела, суд не находит оснований для восстановления пропущенного процессуального срока и удовлетворения исковых требований административного истца по следующим основаниям.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
В соответствии со ст. 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки.
На основании ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного законом или назначенного судом процессуального срока.
В силу требований ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный Кодексом административного судопроизводства РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи, в заявлении о восстановлении пропущенного срока должны быть указаны причины пропуска процессуального срока, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
На основании части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В данном случае, из материалов дела следует, что административный ответчик Тимофеева Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 27.07.2007, прекратила деятельность в связи с принятием соответствующего решения с 14.01.2016, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 25-27).
В соответствии со ст. ст. 69, 75 НК РФ за неуплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в срок, установленный законом, налогоплательщику были начислены пени и 31.05.2016 выставлено требование № ... об уплате указанного налога в размере 1 200 рублей 00 копеек и пени в размере 24 рублей 39 копеек со сроком исполнения до 21.06.2016 (л.д. 23-24, 18).
22.06.2016 налогоплательщику были начислены пени и выставлено требование № ... об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 2 400 рублей 00 копеек и пени в размере 41 рубля 74 копеек со сроком исполнения до 12.07.2016 (л.д. 14, 16).
14.09.2017 налогоплательщику были начислены пени и выставлено требование № ... об уплате страховых взносов на ОПС в размере 121 299 рублей 36 копеек и пени на них в размере 34 583 рублей 43 копеек со сроком исполнения до 04.10.2017 (л.д. 7-8, 15).
01.11.2017 налогоплательщику были начислены пени и выставлено требование № ... об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 9 600 рублей 00 копеек и пени в размере 3712 рублей 39 копеек со сроком исполнения до 22.11.2017 (л.д. 9-10, 17).
13.11.2017 налогоплательщику были начислены пени и выставлено требование № ... об уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 10 140 рублей 00 копеек и пени в размере 45 рублей 96 копеек, а также страховых взносов на ОПС в размере 122 756 рублей 30 копеек, пени в размере 12 176 рублей 11 копеек, страховых взносов на ОМС в размере 285 рублей 78 копеек и пени на них в размере 02 рублей 42 копеек со сроком исполнения 01.12.2017 (л.д. 11-12, 19).
В установленный срок административный ответчик Тимофеева Н.В. требования не исполнила, что послужило основанием для обращения административного истца в мае 2018 года к мировому судье судебного участка № 14 в Муромцевском судебном районе Омской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тимофеевой Н.В. задолженности по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, страховых взносы на ОПС и ОМС, пени на них.
Определением мирового судьи судебного участка № 14 в Муромцевском судебном районе Омской области от 18.05.2018 (л.д. 5-6), заявителю Межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области, в вынесении судебного приказа о взыскании с Тимофеевой Н.В. задолженности по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, страховых взносы на ОПС и ОМС, пени на них, отказано по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ, так как из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным, разъяснено, что требования о взыскании задолженности могут быть предъявлены в порядке административного судопроизводства в Муромцевский районный суд.
Настоящее административное исковое заявление направлено административным истцом в суд 17.11.2018, что подтверждается оттиском на почтовом конверте (л.д. 32), то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года №279-О-О).
Восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48, пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Применение по аналогии положений абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК и исчислении шестимесячного срока с момента вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в данном случае невозможно.
Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа, а поскольку в данном случае такое определение мировым судьей не выносилось, положения абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ к спорным правоотношениям не могут быть применены.
Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени с 01.12.2017 для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Кроме этого, даже если исходить из даты вынесения мировым судьей судебного приказа об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа – 18.05.2018, направление административного искового заявления в суд последовало спустя пять месяцев с момента принятия определения, вследствие чего указанный период не может быть признан разумно необходимым налоговому органу для реализации права на обращение с иском в суд.
При этом суд также принимает во внимание то обстоятельство, что копия административного искового заявления административному ответчику была направлена Инспекцией лишь 02.11.2018.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента вынесения определения мирового судьи, материалы дела не содержат.
Исключительных обстоятельств, которые бы препятствовали административному истцу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока, в ходатайстве не приведено и не установлено в судебном заседании, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования административного истца о взыскании с административного ответчика Тимофеевой Н.В. задолженности по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, пени на него, пени на страховые взносы на ОПС и ОМС, не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском срока обращения в суд.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Омской области в удовлетворении административного иска к Тимофеевой Наталье Васильевне о взыскании задолженности по уплате налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, пени на него, пени на страховые взносы на ОПС и ОМС в общей сумме 15 324 рубля 64 копейки, в связи с пропуском срока подачи административного искового заявления.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Муромцевский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья | М.С. Пичерских |