НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Муромского городского суда (Владимирская область) от 21.12.2020 № 2-1923/20

Дело №2-1923/2020

УИД 33RS0014-01-2020-002623-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2020 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи

Петрухина М.В.

при секретаре

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по .... и Муромского района" об оспаривании решения и признании малоимущим,

установил:

ФИО2 обратился в суд с названным иском к ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромского района", указав в обоснование, что письмом ответчика от 04.09.2020 г. № 5497/01-14 истцу было отказано в оказании государственной социальной помощи как гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Считает указанный отказ незаконным и необоснованным, поскольку в нем не содержится сведений и доказательств, на основании которых установлено, что он является трудоспособным, а также не учтено, что по независящим от него причинам его среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного во Владимирской области, как гражданина оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

По изложенным основаниям ФИО2 просил признать решение директора ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромского района" ФИО3 незаконным и необоснованным; обязать директора ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромского района" ФИО3 принять положительное решение по его заявлению; признать истца малоимущим одиноко проживающим гражданином, имеющим по не зависящим от него причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, предоставляемого (лицам) гражданам, установленной во Владимирской области, действующей на момент обращения за получением мер социальной поддержки, - гражданам, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Истец ФИО2, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания. От участия в судебном заседании посредством использования видеоконференц-связи отказался.

Ответчик ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромского района", надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменных возражениях полагал исковые требования незаконными и необоснованными.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения ответчиком прав и законных интересов истца.

Судом из материалов дела установлено, что ФИО2, (дата) рождения, отбывает наказание в виде лишения свободы в .... России по Владимирской области. Согласно справке .... России по Владимирской области от 16.11.2020 № 179 ФИО2 (дата) был принят рабочим (данные изъяты), (дата) уволен в связи с переводом в другой отряд, (дата) принят (данные изъяты), (дата) уволен в связи с переводом в другой отряд, в настоящее время не трудоустроен.

01.09.2020 г. ФИО2 обратился в ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромского района" с заявлением от 24.08.2020 г. о выплате компенсации в размере *** руб., в котором указал, что является малоимущим гражданином, т.к. в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы не трудоустроен, что дает основание для признания его малоимущим гражданином. Кроме того, он является одиноким, т.к. (дата) умерла его супруга. Указанные обстоятельства, по его мнению, свидетельствуют о том, что он находится в трудной жизненной ситуации.

04.09.2020 г. на указанное обращение ФИО2 ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромского района" был дан ответ, согласно которому ФИО2 отказано в оказании государственной социальной помощи, поскольку он является трудоспособным гражданином.

Не согласившись с указанным ответом, ФИО2 обратился в суд с названным иском.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В соответствии со ст. 7, 8, 12 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и в виде натуральной помощи.

В силу ст. 1 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" под социальной поддержкой понимается комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для граждан, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в их самоопределении; под мерами социальной поддержки - система государственных гарантий, предоставляемых населению в денежной и (или) натуральной форме.

Согласно ст. 36 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" получателями мер социальной поддержки являются малоимущие семьи (малоимущие одиноко проживающие граждане), которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, установленной во Владимирской области и действующей на момент обращения за получением мер социальной поддержки, а также граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (ч. 1).

Независящими причинами, учитывающимися при предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, являются:

1) многодетность (наличие в семье трех и более нетрудоспособных детей или детей, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения);

2) наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством, а также в случае признания трудоспособных членов семьи безработными либо в случае, если они обучаются в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы (ч. 3).

Независящей причиной малоимущего одиноко проживающего гражданина является его нетрудоспособность (ч. 4).

Трудной жизненной ситуацией в соответствии с настоящей статьей признаются случаи получения материального ущерба от пожара или стихийного бедствия, необходимости неотложной оплаты медицинских услуг (ч. 5).

Согласно ст. 37 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ в соответствии с настоящей главой меры социальной поддержки предоставляются в форме денежных выплат и (или) натуральной помощи.

В соответствии со ст. 38 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ размер денежной выплаты определяется ежегодно указом Губернатора Владимирской области.

Указом Губернатора Владимирской области от 02.09.2008 г. N 16 (ред. от 11 декабря 2019 г., с изм. от 13 апреля 2020 г.) "О денежной выплате малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" установлен размер денежной выплаты на 2020 год малоимущим одиноко проживающим гражданам в сумме 3114 руб. Денежная выплата носит заявительный характер, государственное казенное учреждение социальной защиты населения принимает от заявителей документы и вправе провести проверку сведений, представленных заявителем.

Согласно п. 2.6.1 Административного регламента предоставления государственными казенными учреждениями социальной защиты населения Владимирской области государственной услуги по осуществлению денежной выплаты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (утвержденного постановлением Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области от 07.12.2015 № 07) (далее - Административный регламент), малоимущим гражданам денежная выплата предоставляется на основании заявления в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи, предоставляемого в ГКУСЗН по месту жительства, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления данной государственной услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, отсутствует.

Согласно п. 2.6.2 Административного регламента граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (понесшие в результате пожара или стихийных бедствий материальный ущерб, а также граждане, нуждающиеся в необходимости неотложной оплаты медицинских услуг), в ГКУСЗН или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства предъявляют следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 3 к Административному регламенту; б) документы, подтверждающие необходимость неотложной оплаты медицинских услуг. При этом заявитель вправе представить по собственной инициативе документы, подтверждающие материальный ущерб в результате пожара или стихийных бедствий, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

В силу п. 2.6.3 Административного регламента обработка персональных данных заявителя осуществляется с его письменного согласия (по форме согласно приложению N 4 к Административному регламенту).

Согласно п. 2.6.4 Административного регламента заявление о назначении денежной выплаты и необходимые документы могут быть направлены по почте, а также в электронном виде, подписанные электронной подписью в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, из системного толкования вышеприведённых нормативных актов следует, что ФИО2 не относится к числу малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, установленной во Владимирской области и действующей на момент обращения за получением мер социальной поддержки, либо к числу граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В этой связи ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромского района» не было законных оснований для удовлетворения заявления ФИО2 о выплате компенсации в размере *** руб.

По изложенным выше основаниям суд находит требования истца о признании решения директора ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромского района" ФИО3 незаконным и необоснованным, обязании директора ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромского района" ФИО3 принять положительное решение по его заявлению, признании ФИО2 малоимущим одиноко проживающим гражданином, имеющим по не зависящим от него причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, предоставляемого (лицам) гражданам, установленной во Владимирской области, действующей на момент обращения за получением мер социальной поддержки, - гражданам, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромского района" об оспаривании решения и признании малоимущим отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 декабря 2020 года

Председательствующий М.В. Петрухин