НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Муромского городского суда (Владимирская область) от 14.01.2019 № 12-1/20

Дело № 12 -1/2020

УИД - 33RS0014-01-2019-002976-31

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

3 февраля 2020 года г. Муром

Судья Муромского городского суда Владимирской области Муравьева Т.А.,

с участием представителей ООО «МЗТА» Гоголевой Л.П. и Барановой О.С., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Муромский завод трубопроводной арматуры» (ООО «МЗТА»)

на постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда Государственной инспекции труда во Владимирской области от 22 ноября 2019 года № 33/12-8986-И/03-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда Государственной инспекции труда во Владимирской области от 22 ноября 2019 года № 33/12-8986-И/03-19 общество с ограниченной ответственностью «Муромский завод трубопроводной арматуры» (далее по тексту ООО «МЗТА») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 131 000 рублей за нарушение трудового законодательства.

ООО «МЗТА» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда Государственной инспекции труда во Владимирской области изменить, применить положения ч.3 ст.4.1, п.3.2. ст.4.1, ст.4.2 КоАП РФ, учесть принятые обществом меры для устранения нарушений, имущественное и финансовое положение ООО «МЗТА» и уменьшить сумму штрафа, назначив наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Представители ООО «МЗТА» Гоголева Л.П. и Баранова О.С. поддержали жалобу при рассмотрении, просят постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда Государственной инспекции труда во Владимирской области изменить, назначив наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Начальник отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда Государственной инспекции труда во Владимирской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Гострудинспекции, а также письменные возражения на жалобу ООО «МЗТА», согласно которым допущенные обществом нарушениях трудового законодательства в части обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты создают угрозу жизни и здоровью работников организации, в связи с чем ООО «МЗТА» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение, которое не может быть признано малозначительным; при назначении административного наказания учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в связи с чем полагает оставить постановление №33/12-8986-И/03-19-И Государственной инспекции труда во Владимирской области от 22.11.2019 в законной силе и отказать ООО «МЗТА» в удовлетворении жалобы.

Выслушав объяснения представителей ООО «МЗТА», проверив материалы дела об административном, суд приходит к следующему.

Часть 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

В соответствии с Межотраслевыми Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н требования данных Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение средств индивидуальной защиты осуществляется за счет средств работодателя.

Как следует из материалов дела, в период с 15 октября 2019 года по 28 октября 2019 года Государственной инспекцией труда во Владимирской области в плановом порядке осуществлены надзорно-контрольные мероприятия по соблюдению трудового законодательства в ООО «МЗТА», расположенном по адресу: ...., в ходе которых выявлены нарушения требований ст. 212 ТК РФ и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», выразившиеся в необеспечении работодателем работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средствами индивидуальной защиты за счет собственных средств в соответствии с установленными нормами. В нарушение вышеуказанных требований в ООО «МЗТА» сверловщик Щеглов Д.М., слесарь механосборочных работ Богуш А.В., Комков Э.Е., Залугин В.Е. не обеспечены ботинками с жестким подноском; обрубщик, занятый на обработке наждаком и вручную (молотком, зубилами, пневмоинструментом) Кошелев А.А., Кузьмин А.С., Кузьмин О.Г., Лезов Б.А., Летунов А.А., Малинкин В.В., Мелков Р.И., Молодкин В.В., Фокичев Д.А., Рыжов А.И. и др. не обеспечены средствами индивидуальной защиты от вибрации (виброзащитная обувь, виброзащитные рукавицы и др.).

21 ноября 2019 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и 22 ноября 2019 года вынесено постановление о привлечении ЗАО «МЗТА» к административной ответственности за совершение данного правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно:

распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО «МЗТА» от 01 октября 2019 года № 33/12-6832-И/03-19;

актом проверки юридического лица от 28 октября 2019 года №33/12-8176-И/03-19 с указанием выявленных нарушений трудового законодательства;

предписанием №33/12-8178-И/03-19 об устранении выявленных нарушений;

протоколом об административном правонарушении № 33/12-8980-И/03-19 от 21 ноября 2019 года с вышеизложенными обстоятельствами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении начальником отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда Государственной инспекции труда во Владимирской области дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам и правильно сделан вывод о доказанности вины ООО «МЗТА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, ООО «МЗТА» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, представителем ООО «МЗТА» не оспаривается.

Суд не находит правовых оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ, предусматривающих замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Условия для получения хозяйствующими субъектами статуса субъекта малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ).

Доказательства, подтверждающие соответствие ООО «МЗТА» условиям, позволяющим отнести его к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, полученная в налоговом органе, в материалы дела не представлены. Представитель ООО «МЗТА» Баранова О.С. в судебном заседании указала, что общество не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у ООО «МЗТА» статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ при назначении наказания не имеется.

В силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Выявленные нарушения требований трудового законодательства касаются безопасности труда работников и свидетельствуют о существенном нарушении охраняемых законом общественных правоотношений.

Вместе с тем заслуживают внимание доводы представителей ООО «МЗТА» о наличии по делу оснований для снижения установленного ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ минимального размера административного штрафа, поскольку по делу имеются исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Согласно представленным в суд ООО «МЗТА» и исследованным в судебном заседании копий ответа общества от 25.12.2019, направленного в Гострудинспекцию во исполнение выданного предписания об устранении выявленных нарушений, личных карточек учета выдачи СИЗ работникам ООО «МЗТА» Кузьмину А.С., Молодкину В.В., Бибикову В.В., Зуеву А.В., Симонову И.С., Хваткову А.В., Косенко А.Б., Гераськину О.В., Козлову А.В., Романову А.Р., Рыжову А.И., Летунову А.А., Лезову Б.А., Фокичеву Д.А., Малинкину В.В., Зимину Д.А., Заклязминскому А.Н., Семенову А.В., Шевякову А.С., Никитину А.С., Залугину В.Е., Богуш А.В., Комкову Э.Е., Щеглову Д.М., Брызгалову А.Е., Фокичеву Д.А., личных карточек учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работников ООО «МЗТА» Кошелева А.А., Мелкова Р.С., Кузьмина О.Г., Зайцева А.В., сертификата соответствия на продукцию «Средства индивидуальной защиты ног», товарно-транспортных накладных о поставке средств индивидуальной защиты на ООО «МЗТА», приказа исполнительного директора ООО «МЗТА» №8 от 24.01.2020 «О порядке обеспечения работающих СИЗ», плана мероприятий по устранению замечаний, утвержденного распоряжением исполнительного директора ООО «МЗТА» №140/1 от 29.10.2019, справки об обеспечении работников ООО «МЗТА» средствами индивидуальной защиты №88 от 31.01.2020 все выявленные нарушения Гострудинспекцией в части обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты устранены в полном объеме.

Согласно представленным в суд ООО «МЗТА» и исследованным в судебном заседании копий Соглашения о взаимодействии при реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» между администрацией Владимирской области и ООО «МЗТА» от 19.04.2019, Соглашения о сотрудничестве в целях реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» федерального и регионального проектов «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», заключенного с АНО «Федеральный Центр компетенций в сфере производительности труда», плана развития проектов на 2019-2022 г.г., протокола выполнения мероприятий по Соглашению о сотрудничестве в целях реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» федерального и регионального проектов, ООО «МЗТА» является активным участником национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», требующего финансовых затрат и направленного, в том числе, на решение социальных задач поддержки занятости и повышение эффективности рынка труда.

Согласно представленным в суд ООО «МЗТА» и исследованным в судебном заседании копии контракта от 09.08.2019 №308 между ООО «МЗТА» и компанией «ZHEJIANGCHINAAFRICAFOREIGNTRADEPORTCO., LTD» с приложенными спецификациями и заявлениями о переводе валюты ООО «МЗТА» произведена покупка производственного оборудования на общую сумму 7 млн. юаней Китая, копии акта сверки взаимных расчетов за период с 01.10.2019 по 31.12.2019 между ООО «РН-Энерго» и ООО «МЗТА», согласно которой по состоянию на 31.12.2019 задолженность ООО «МЗТА» в пользу ООО «РН-Энерго» составляет 3109709,62 рубля, копии договоров об открытии кредитных линий с ПАО «Сбербанк» и справка ПАО «Сбербанк», согласно которым ООО «МЗТА» имеет ссудную задолженность в подразделениях банка по кредитным договорам на общую сумму 208856825 рублей, справка №2863 МИ ФНС РФ №4 по г.Мурому, согласно которой задолженность ООО «МЗТА» по налогам и сборам составляет 8415597 рублей.

Поэтому суд признает исключительными обстоятельствами, связанными с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, активное участие ООО «МЗТА» в реализации социально значимого национального проекта, требующего финансовых затрат юридического лица и направленного, в том числе, на решение социальных задач поддержки занятости и повышение эффективности рынка труда, наличие значительной финансовой задолженности и, одновременно, устранение всех выявленных нарушений Гострудинспекцией в части обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в полном объеме в оптимально короткие сроки.

Кроме того, суд учитывает отсутствие отягчающих обстоятельств, характер совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Соответственно, постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда Государственной инспекции труда во Владимирской области от 22 ноября 2019 года № 33/12-8986-И/03-19 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Муромский завод трубопроводной арматуры» о привлечении к административной ответственности подлежит изменению.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л :

Постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда Государственной инспекции труда во Владимирской области от 22 ноября 2019 года № 33/12-8986-И/03-19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,в отношении общества с ограниченной ответственностью «Муромский завод трубопроводной арматуры» изменить,

снизить обществу с ограниченной ответственностью «Муромский завод трубопроводной арматуры» административное наказание в виде административного штрафа до 66 000 (шестидесяти шести тысяч) рублей.

В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти суток со дня его вынесения или получения копии решения.

Судья Т.А. Муравьева