НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мурманского областного суда (Мурманская область) от 31.08.2021 № 21-312/2021

Судья – Фадеева Г.Г. № 21-312/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 31 августа 2021 года.

Судья Мурманского областного суда Мильшин С.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Ковдорский ГОК» Кумбрасьева М.А. на решение судьи Ковдорского районного суда Мурманской области от 04 июня 2021 года по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора № 03-04/2021 от 23 марта 2021 года акционерное общество «Ковдорский ГОК» (далее АО «Ковдорский ГОК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Решением судьи Ковдорского районного суда Мурманской области от 04 июня 2021 года постановление должностного лица от 23 марта 2021 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник АО «Ковдорский ГОК» Кумбрасьев М.А. просит вынесенные в отношении Общества акты отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает, что судьей районного суда был оставлен без внимания довод о том, что у юридического лица отсутствует обязанность по предоставлению отчетности в отношении товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации. Указывает, что обоснованность приведенного довода подтверждена письмом Роспотребнадзора от 20 февраля 2017 года № ОД-06-02-32/3380 «Об уплате экологического сбора».

Обращает внимание, что в материалы дела была представлена декларация о товарах, которые были приобретены для нужд предприятия, их дальнейшая реализация Обществом не осуществлялась.

Утверждает, что принятые административным органом и судьей районного суда в качестве доказательств совершения АО «Ковдорский ГОК» административного правонарушения договоры от 01 ноября 2018 года, 25 марта и 01 августа 2019 года, заключены на транспортировку и утилизацию отходов, а не на реализацию товаров.

Полагает, что АО «Ковдорский ГОК» не могло допустить нарушения правил № 1342 и № 2010, поскольку их действие не распространяется на деятельность, осуществляемую Обществом.

Отмечает, поскольку на АО «Ковдорский ГОК» не возложена обязанность по выполнению нормативов утилизации, оно не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание не явились законный представитель АО «Ковдорский ГОК», защитник Общества Кумбрасьев М.А., представитель административного органа, извещенные о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Общества Чемарова А.Ю., поддержавшего доводы жалобы, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с положениями статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Пунктом 4 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов)

Пунктами 7, 9 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 названного Федерального закона. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

В силу пункта 9.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 названной статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 названной статьи.

В соответствии с положениями пункта 9.2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ сведения об указанных договорах и актах включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Правила взимания экологического сбора установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» абзацем 3 подпункта 2 пункта 2 которого установлен порядок взимания экологического сбора и представления расчета суммы экологического сбора - ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу пункта 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 указанной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 17 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2015 года № 1342 утверждены Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (действовавшие на момент совершения административного правонарушения).

Пунктом 1 приведенных Правил предусмотрено, что они устанавливают порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в отношении товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство на территории Российской Федерации и импорт из третьих стран или ввоз из государств - членов Евразийского экономического союза товаров, упаковки товаров, а также порядок учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Отчетность предоставляется по форме, являющейся приложением к Правилам.

Пунктом 7 примечания к форме отчетности предусмотрено, что форма заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация из декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за год, предшествующий отчетному периоду.

Аналогичные требования закреплены в Правилах представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2020 года № 2010.

В соответствии с пунктом 15 (3) Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2015 года № 1342, в случае если при проведении проверки отчетности в отчетности и представляемых в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил документах выявлены ошибки и (или) противоречия либо выявлено несоответствие сведений, представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, информации, указанной в пункте 15(1) настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) составляет акт о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации, форма которого утверждается Службой (далее - акт).

В акте указывается, в том числе требование о представлении Службе (ее территориальным органам) в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся отчетности, и (или) о внесении в нее изменений для устранения фактов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, которые направляются в Службу (ее территориальные органы) (подпункт в пункта 15 (4) Правил).

В случае несогласия с требованием, указанным в пункте 15(4) настоящих Правил, производитель товаров, импортер товаров, ассоциация направляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) копии документов, подтверждающих обоснованность сведений, представленных в отчетности, а также пояснения относительно причин несоответствия сведений, представленных в отчетности, информации, указанной в пункте 15(1) настоящих Правил (пункт 15 (8) настоящих Правил).

За непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 17 Правил).Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2020 года № 2010 также предусмотрены требования к порядку, форме и срокам представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее соответственно - отчетность, нормативы утилизации, отходы) производителями товаров, импортерами товаров, а также осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию.

Пунктом 28 приведенных Правил предусмотрено, что в случае непредставления отчетности в сроки, установленные пунктом 12 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) направляет производителю товаров, импортеру товаров требование о необходимости представления отчетности. За непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за представление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, российский экологический оператор несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 29).

Как следует из материалов дела, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведен контроль за выполнением АО «Ковдорскии ГОК» установленных нормативов утилизации отходов от использования товаров за отчетный год.

В рамках проведения контроля установлено, что при заполнении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный год, допущены ошибки, кроме того выявлены противоречия (несоответствия) между сведениями, содержащимися в отчетности, и информацией, имеющейся в распоряжении Росприродназора и (или) полученной им при декларировании количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора и при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

В нарушение примечания 7 к форме отчетности Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2015 года № 1342 АО «Ковдорскии ГОК» предоставило данные по реализованным товарам, упаковке товаров не соответствующие данным, указанным в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год.

Установлено, что АО «Ковдорскии ГОК» в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представлена декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за отчетный 2018 годаи отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за отчетный 2019 год.

В 2020 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2019 год, указывают в отчетности количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров в 2018 году, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2019 года, установленные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

По результатам проведения контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2019 год в адрес АО «Ковдорскии ГОК» направлен акт № 333 от 04 июня 2020 года, которым на Общество возлагалась обязанность представить обоснованные пояснения, касающиеся отчетности, и внести изменения для устранения фактов, указанных в Акте о проведении контроля за выполнением установленных нормативов в течение 10 рабочих дней со дня получения названного Акта.

По состоянию на 29 января 2021 год скорректированная отчетность за 2019 год с испрашиваемыми документами в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования не была представлена.

Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за год, предшествующий отчетному периоду за 2019 год, а также отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год АО «Ковдорскии ГОК», в связи с предоставлением недостоверной отчетности за 2019 год и сведений в неполном объеме о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, были направлены 10 февраля 2021 года за исходящим № 16.2/21-361.

Кроме того в адрес административного органа АО «Ковдорскии ГОК» направило письмо от 12 февраля 2021 года за исх. № 16.2/21-429 с пояснениями относительно выявленного нарушения.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 10 марта 2021 года уполномоченным должностным лицом в отношении АО «Ковдорскии ГОК» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его 23 марта 2021 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными и исследованными в ходе производства по делу доказательствами, подробно перечисленными в постановление должностного лица административного органа и судебном решении, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверяя законность привлечения юридического лица к административной ответственности, судья пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление АО «Ковдорскии ГОК» недостоверной отчетности за 2019 год и сведений в неполном объеме о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки мнению защитника Кумбрасьева М.А. в жалобе, вывод судьи районного суда о наличии в действиях АО «Ковдорскии ГОК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на правильном применении приведенных выше норм.

Вопрос о вине юридического лица судьей обсуждался применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии АО «Ковдорскии ГОК» достаточных и эффективных мер по предоставлению достоверной отчетности за 2019 год и сведений о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации, в неполном объеме при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от Общества, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины юридического лица во вмененном ему правонарушении.

Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки судьи районного суда в ходе производства по делу об административном правонарушении, вывод о виновности АО «Ковдорскии ГОК» в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность обжалуемых актов не ставят.

Позиция защитника в жалобе сводится к отсутствию оснований у АО «Ковдорскии ГОК» для предоставления в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Оснований для признания указанных доводов обоснованными не усматривается, поскольку материалами дела подтверждается наличие оснований для исполнения АО «Ковдорскии ГОК» обязанности по предоставлению такой отчетности, как предприятия от деятельности которого образуются отходы.

Доводы жалобы, со ссылкой на положения договоров от 01 ноября 2018 года, 25 марта и 01 августа 2019 года, о достоверности представленных административному органу сведений о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежат отклонению, поскольку факт предоставления Обществом недостоверных сведений в отчетности подтверждается уточненной декларацией от 10 февраля 2021 года № 16.2/21-361.

Несогласие подателя жалобы с оценкой доказательств и применением должностным лицом административного органа и судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и природоохранного законодательства не свидетельствует о том, что ими допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Совершенное АО «Ковдорскии ГОК» правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования по части 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицировано правильно.

Постановление о привлечении АО «Ковдорскии ГОК» к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Иные доводы жалобы вывод о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают.

Административное наказание АО «Ковдорскии ГОК» назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 названного Кодекса, с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица и отвечает принципам справедливости и соразмерности. Основания для смягчения, назначенного Обществу административного наказания, отсутствуют.

Нарушений процессуальных норм влекущих отмену состоявшихся по делу актов в ходе производства по делу не допущено, материальные нормы права применены правильно.

Обстоятельства, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора № 03-04/2021 от 23 марта 2021 года и решение судьи Ковдорского районного суда Мурманской области от 04 июня 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Ковдорский ГОК», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Общества Кумбрасьева М.А. - без удовлетворения.

Судья С.А. Мильшин